Библиотека превращается в
многофункциональный социокультурный центр. Читатель приходит сегодня в
библиотеку не только за книгой, но и за общением, удовлетворением и реализацией
своих способностей, талантов, общественных амбиций, за интеллектуальным досугом
и информацией. Современная библиотека должна таким образом организовывать свое
пространство и время, чтобы стать открытой площадкой активного социального
воздействия, в которой каждый может принять участие, где можно комфортно
общаться, учиться и т.д.
Сегодня в работе с
читателями невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий, которые открывают новые
возможности для совершенствования библиотечной деятельности. Компьютерные
технологии медленно, но верно меняют формат взаимодействия читателя и
библиотекаря.
Мультимедийные ресурсы
используются практически во всех направлениях деятельности, и без них не должно
обходиться ни одно крупное библиотечное мероприятие. Показ на большом экране
видеофильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций, электронных изданий делают
встречу с книгой более эффектной. Такая форма преподнесения информации вызывает
большой интерес у самых разных людей, усиливает характер ее психологического
восприятия, глубину усвоения материала.
Сейчас в библиотечной среде
идет смещение интереса в сторону нестандартных форм проведения мероприятий,
нестандартных сценариев взаимодействия с пользователем. В последнее время
широкое распространение получила библиотечная акция. Акции дают возможность
громко заявить о себе, продемонстрировать свою необычность. Библиотечные акции
отличает творческий подход, оригинальность подачи материала, интерактивные
формы проведения.
КЛАССИФИКАЦИЯ АКЦИЙ
I. По целям их
проведения:
1.
Протестные: «НЕТ - наркотикам», «Зона
риска», «Брось сигарету!», «Погасшие звезды», «Территория тревоги», «Дымная
петля», «НЕТ-закрытию библиотек на селе!».
2.
Благотворительные (в помощь библиотекам,
другим учреждениям, нуждающимся): «Поможем друг другу», «Библиотека - читателю,
читатель - библиотеке», «Подари книгу библиотеке», «Помоги собраться в школу»,
«Подари ребенку книгу - подари ребенку мир!», «Книге вторую жизнь», «Добрые
книги в добрые руки» и др.
3. Рекламные (о библиотеке и
направлениях ее деятельности). К рекламе подобного рода относятся популярные
сегодня промоушен-акции, которые успешно проводятся в библиотеках. Они являются
эффективным средством продвижения деятельности библиотеки в
условиях кризиса книжной культуры. Главным образом, это выезды в места скоплении людей, цель
которых - инициировать моду на чтение во всех литературных кругах общества.
«Улыбнитесь - вы в библиотеке», «Нескучная библиотека», «С книгой на скамейке»,
и др.
II. По темам:
Чаще всего организуются
акции и с целью повышения эффективности патриотического воспитания детей и юношества.
Их участники благоустраивают места
воинской сланы, оказывают шефскую помощь ветеранам войны,
участникам военных событий. Эти мероприятия позволяют людям глубже осмыслить
личную сопричастность к истории, осознать спою роль и укреплении и развитии
страны. «Журавли нашей памяти», «Читаем книгу о войне», «Обелиск», «Георгиевская
ленточка», и др.
Акции, направленные на формирование здорового образа жизни. Названия подобных акций
могут быть различными: «Мы - выбираем спорт», «Молодежь за здоровый образ жизни»
- главное, что они имеют одну цель: оградить молодежь от пагубной привычки и
приобщить к здоровому образу жизни. Опыт организации подобных мероприятий у
библиотек наработан хороший, при подготовке акций он будет очень полезен, важно
соединить его с хорошей идеей, чтобы акция получилась привлекательной и
полезной.
Библиотека может
стать организатором проведения молодежных акций, способствующих решению
вопросов воспитания экологической
культуры. Можно придумать
огромное количество разных событий для выбранной акции - часто они не требуют
особых финансовых затрат, а только креативности, договоренности с
дружественными площадками и участниками. Библиотекари ставят перед собой
следующие задачи: вовлечение юных жителей в активную жизнь своего двора,
района, повышение уровня понимания важности улучшения экологии, усиление
командного духа, сплоченности и дружбы среди всех участников акций. Подобные
акции проводятся в форме субботников, праздников, развлечений, конкурсов.
-
«Один житель - одно
дерево»;
-
«Каждой пичужке-своя
кормушка»;
-
«БУНТ» (большая
уборка нашей территории),
-
«Чистый берег»;
•
«Создадим сад своими
руками»;
-
«Чистый поселок» и
др.
III. Акции по продвижению чтения можно разделить на:
-
Общего
характера: «Мир чтения»,
«Чтение как фактор социального успеха», «Передай книгу другу», «Стань
читателем», «Читать - это модно», «Читать - это здорово)», «Самый читающий
класс», «Письмо ровеснику. Я хочу рассказать о книге...» и др.
-Для отдельных категорий пользователей. В последнее время в
библиотеках большое распространение получили акции для маленьких читателей и их
родителей: «Читалёнок», «Чтение с рождения», «Расти с книгой, малыш!», «Читай,
я буду слушать!», и др.
-
Акции к
юбилейным литературным датам: «День с Гайдаром», «По проспекту с Гоголем», и др.
-
Акции
по одной книге или по творчеству одного писателя: «Моя любимая книга», «Приключения
на Садовой» (к юбилею написания книги Драгунского «Денискины рассказы»), «Одна
страна - одна книга» (прочтение и обсуждение одной книги всей страной в одно и
то же время).
Чтобы придать важность
акции, получить от нее не только общественный резонанс, но и эффективный
результат, необходимо продумать цели, содержание и организацию проводимых в
рамках акции мероприятий.
При организации массового трудоемкого мероприятия в большинстве
случаев не обойтись без активной команды поддержки - волонтеров. Они смогут оказать помощь
на любом этапе подготовки: от поиска идеи (обычно молодые люди много знают о
модных тенденциях и формах мероприятий, необычных местах их проведения) до ее
воплощения. Волонтеры выполняют очень важную работу: они разговаривают со
своими сверстниками на обозначенные в рамках мероприятия темы, раздают полезные
информационные материалы, вдохновляют своим примером других людей. Волонтеры
могут стать неплохим информационным каналом, так называемым «сарафанным радио»,
когда нужно пригласить людей на акцию или мероприятие. Чем больше волонтеров
задействовано, тем шире будет информационная волна.
Кроме того, на этапе
подготовки особое внимание следует уделить развитию партнерских
взаимоотношений. В первую очередь, нужно заручиться поддержкой
властей, например, управления
образования, комитета по делам молодежи, комитета по туризму и спорту. Они
могут стать важными стратегическими партнерами, способными оказать как
административную и организационную, так и финансовую или материальную
поддержку.
Итогом проведенных акций
является формирование положительного имиджа библиотеки, повышение ее статуса в
читательской среде, развитие творческого, инновационного потенциала
библиотечной работы, активное привлечение читателей к сотворчеству.
Российскими библиотеками
сегодня накоплен определенный опыт использования такого вида социального
проектирования, как создание целевых комплексных программ. С помощью создания и
реализации программ библиотеки пытаются решить наиболее актуальные проблемы:
развитие информационной деятельности библиотек, сохранение культурных и
исторических традиций, создание новых моделей обслуживания населения и т.д.
Важно отметить, что
проектная деятельность библиотек отличается огромным разнообразием форм и
тематики. Основные из направлений данной деятельности, естественно,
определяются профилем работы каждой из библиотек, ее расположением,
потребностями и интересами ее аудитории. При этом, к числу приоритетных направлений проектирования необходимо
отнести такие:
-
«содействие
социальной адаптации проблемных и социально незащищенных групп населения; -
внедрение современных информационных технологий и форм;
-
организация
культурного досуга населения в целом и отдельных его категорий (молодые
родители, пенсионеры, приемные и опекунские семьи, дети и подростки и т. п.);
-
восстановление и
сохранение исторических и культурных традиций; помощь в решении вопросов
обеспечения занятости населения, и многое другое.
Что касается тематической направленности проектной
деятельности, то это традиционные для библиотек направления: краеведение,
экология, социализация личности, развитие образования и самообразования.
Приоритетными группами населения, для которых пишутся библиотечные
проекты, являются дети и
подростки, молодежь (до 25 лет), пенсионеры, люди с ограниченными
возможностями, семьи. Большинство из них реализуются в течение года или двух.
Важно отметить так же и то,
что виртуальное пространство и социальные медиа — это новые открытые площадки
для реализации библиотечных проектов. На данный момент библиотеки имеют
собственные веб-страницы и страницы в социальных сетях, блоги, создают
краеведческие порталы. Реализация этих проектов дает возможность развивать
журналистские и дизайнерские способности самих работников библиотек,
организовывать общение для пользователей, распространять уникальную информацию
о библиотеке в информационном пространстве, внедрять новые услуги. Активная
проектная деятельность побуждает библиотеки постоянно находиться в творческом
поиске, развивать социальные партнерства, генерировать новые идеи, сотрудничать
с обществом для повышения положительного имиджа библиотеки, книги и информации
в обществе.
-
проектная
деятельность на современном этапе является одним из самых эффективных способов
библиотекам «заявить о себе», повысив тем самым престиж библиотеки, подчеркнув
ее значимость и роль в местном сообществе;
-
в детской библиотеке
проектная деятельность позволяет очень успешно реализовывать различные
творческие идеи, эффективно вести досуговую деятельность;
-
проектная
деятельность библиотеки является возможностью рассказать о ее возможностях и
услугах, сформировав тем самым привлекательный образ, так как любой
качественный проект сопровождается рекламой;
-
проектная
деятельность дисциплинирует, сплачивает и организует рабочий коллектив
библиотеки. При этом в сам творческий процесс совершенно без принуждения со
стороны вовлекаются не только сами сотрудники библиотеки, но также и читатели,
а проектная деятельность способствует, помимо прочего, и личностному их
развитию;
-
проектная
деятельность публичных библиотек дает возможность библиотеке освоить наиболее
перспективные направления, стать доступным центром общения для населения.
Проектная работа библиотек позволяет им целенаправленно вести работу по разным
направлениям во взаимодействии со всеми заинтересованными лицами и
организациями — социальными партнерами.
Проектная деятельность
способствует привлечению внебюджетных средств, что, безусловно, важно, так как
дает дополнительную финансовую поддержку для наиболее эффективного развития,
открытия новейших перспектив, внедрения различных инновационных форм работы,
улучшения материально-технической базы библиотек. На сегодняшний день есть
грантовые конкурсы, выиграв которые, можно получить деньги на реализацию смелых
идей.
Ежегодно проводится конкурс на присуждение 100 грантов Президента Российской Федерации
для поддержки
творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Одна из номинаций — библиотечное дело.
Фонд Михаила Прохорова ежегодно с 2008 года проводит благотворительный конкурс «Новая роль
библиотек в образовании». Его цель — поддержать социокультурные библиотечные
проекты, направленные на поддержку образования, образовательных программ,
конкретных учебных курсов. При отборе победителей оцениваются инновационность
подхода, реалистичность исполнения проекта, а также насколько будет востребован
результат.
В рамках конкурса «Читающая Россия» благотворительный фонд «Созидание» принимает заявки от публичных библиотек из населённых пунктов
численностью до 12 тысяч жителей. Ежегодно гранты можно получить в разных
номинациях. Например, в 2019 году это были:
•
Библиотека без
границ. Работа с читателями с ограниченными возможностями.
•
Хранители.
Сохранение частной истории населённого пункта или отдельно взятой семьи.
•
Поколение NEXT. Пропаганда чтения среди
подростков, юношества.
Финансирование
осуществляется из средств, пожертвованных фонду. Размер гранта составляет от 30
до 50 тысяч рублей. Подробности можно выяснить на сайте БФ «Созидание».
Конкурс Фонда Елены и Геннадия Тимченко «Культурная мозаика малых
городов и сёл» предоставляет гранты организациям из населённых пунктов с
численностью населения менее 50 тысяч человек. В приоритете - долгосрочные
социокультурные проекты, которые нацелены на активизацию местных сообществ и
включение местных жителей в инициативы по развитию малых территорий средствами
культуры.
Заявки на конкурс принимают
с начала года. Контакты и подробности можно прочесть на сайте Фонда Елены и
Геннадия Тимченко.
Проектный подход к
библиотечной деятельности постепенно становится одним из качественных критериев
работы библиотеки, формой реализации творческих идей, проведения различных
акций.
Летний читальный зал.
Хорошо зарекомендовали себя
проекты библиотек по организации летних читальных залов, расположенных в
удобных людных местах или рядом с библиотекой, которые легко можно собрать,
используя мобильные стеллажи и пластиковую мебель. Такие читальные залы могут
работать по определенным дням недели и, конечно, в праздничные дни, когда
наплыв жителей ожидается наибольшим.
Задача библиотеки - создать
зону обслуживания, где любой человек может стать читателем без правил и
условностей; представить богатство и разнообразие книжно-журнального фонда;
изменить в сознании жителей стереотипное восприятие библиотеки; привлечь новых
читателей в стены библиотеки.
Во время работы
"летнего читального зала" под открытым небом посетителям раздаются
флаеры-приглашения с указанием адреса и телефонов библиотеки; различные
закладки-памятки для детей и родителей на тему чтения, буклеты с информацией о новинках
литературы. Летний читальный зал можно назвать так: "Библиотека под
зонтиком", "Книжный сад: открытое пространство для чтения",
"Читающий бульвар", "Книжный шатер".
Летний читальный зал может
стать для жителей местом интеллектуально-развлекательного отдыха, где можно не
только почитать книги и журналы в комфортных условиях на свежем воздухе, но и
пройти тест на скорость чтения, нарисовать любимого персонажа, номинировать
любимую книгу на звание "Книжная симпатия", собрать пазлы,
сфотографироваться на память с книгой. Внимание прохожих можно привлечь стендом
"Лица "читающей национальности", на котором разместить фотографии
самых активных читателей библиотеки и информацию об их любимых книгах.
Очень популярны молодежные развивающие
проекты игрового характера - конкурсы, викторины и др. Они являются формой организации
интеллектуального досуга молодежи (литературный ринг, мозговой штурм, квесты).
Проекты касаются и традиционной для
библиотек выставочной работы. Инновационность в данном случае заключается в использовании
нетрадиционных форм (артобъекты, инсталляции, мастер-классы, буктрейлеры).
Также в рамках проектов в библиотеках
проводятся уроки медиаграмотности, где юные читатели знакомятся с информационной безопасностью при
использовании интернет-ресурсов. Подобные мероприятия проходят также в игровой
форме, где подростков учат составлять надежные пароли, распознавать сомнительные
ресурсы, на которых не стоит оставлять свои личные данные.
Большое внимание библиотеки уделяют
обслуживанию пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями. Популярны проекты по
обучению пожилых людей навыкам работы с компьютером и Интернетом, повышению их
финансовой и юридической грамотности. Например, социальная программа «Мир новых
возможностей» - бесплатное обучение компьютерной грамотности людей старшего
возраста от 56 в библиотеках Челябинской ЦБС.
Обучение навыкам работы на
компьютере является весьма актуальной задачей, так как с каждым годом всё
больше государственных и социальных услуг принимают электронный вид. На
протяжении ряда лет обучение компьютерной грамотности, содействие социальной
адаптации в современной информационно-компьютерной среде омичей пенсионного
возраста является одним из приоритетов в деятельности омских муниципальных
библиотек.
В Центральной
городской библиотеке г. Омска был разработан информационно-просветительский
проект «Компетентный Е-гражданин». Проект предусматривал организацию
деятельности по доступу омичей из социально незащищенных групп населения (в
первую очередь, пенсионеров) к общественно значимой информации об органах
государственной и муниципальной власти, информирование населения о
предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а
также обеспечение доступа граждан и государственным услугам, предоставляемым в
электронной форме.
В рамках проекта была
разработана программа занятий, включающая темы:
- «Электронное
правительство: госуслуги быстро и доступно» (лайф-презентация)
- «Служба одного окна»
- «Личный кабинет
электронного гражданина»
- «Талон к врачу»
- «Пенсионная система в
один клик»
- «Заграничный паспорт
нового поколения»
- «ЗАГС через Интернет»
- «Электронные платежи:
оплата услуг, не выходя из дома»
- «Как найти работу с
помощью Интернета» и др.
Овладев новыми знаниями и
навыками, пожилые омичи смогли почувствовать себя более уверенно в
развивающемся информационном пространстве.
Несколько лет подряд в
омских муниципальных библиотеках реализуется интересный проект
«Читаем с собакой», цель
которого - повысить интерес детей к книге, улучшить технику и качество чтения.
Практика чтения собакам давно популярна за рубежом, теперь подобный опыт
реализуется и в Омске. Самой популярной книгой проекта стали рассказы Андрея
Усачёва про умную собачку Соню. Слушателями выступили 11 собак-терапевтов.
Занятия длились больше часа и состояли из нескольких блоков: чтение книг вслух,
мини-обсуждения прочитанного, выступления собак и фотосессии. Родители, чьи
дети не раз бывали на таких занятиях, отмечают, что поведение малышей меняется
в лучшую сторону. Они становятся спокойнее, ответственней, чаще помогают, легче
переносят отсутствие интернета, а главное - активнее интересуются книгами.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
- Активнее используйте
возможности поисковых систем Интернет, изучайте передовой опыт (в частности,
читайте библиотечные блоги, переписывайтесь по электронной почте с коллегами) и
адаптируйте его применительно к своим условиям;
- Определите, какие ресурсы потребуются для осуществления инновации
(финансовые, временные, кадровые);
- Оцените знания, умения и
интересы - свои, коллег (если в библиотеке работает несколько человек);
подумайте, кого вы можете привлечь в качестве партнеров при внедрении той или
иной новации (кому она будет интересна и полезна);
- Попробуйте: выделить одно
из направлений деятельности и использовать его как плацдарм для нововведений;
- Тщательно
проанализируйте, чего недостает или что не устраивает пользователей в работе
библиотеки;
- дружите с властью,
доказывая ей свою полезность, заинтересовывая ее в сотрудничестве;
- Настройтесь на успех, не
говорите о трудностях, рассказывайте о будущих преимущества.
Консультация подготовлена зав.отделом библиотечного маркетинга и
инноваций Ю. В. Джусь для семинара «Библиотека: новые возможности и новое
качество. Работа с отдельными категориями пользователей»
Здравствуйте,Наталья Васильевна,расширяет статья кругозор.И применением в работе новых направлений.Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо, коллега! Очень приятно читать такие отзывы!
Удалить