Тенденции
развития современного информационного общества определяют направления
необходимых преобразований в самых разных сферах деятельности. Практически все
преобразования при этом в той или иной мере связаны с информатизацией
организационных структур, внедрением информационно-коммуникативных технологий. В
этом социальном контексте библиотеки также переживают период модернизации,
обусловленный необходимостью перехода и новой парадигме
библиотечно-информационного обслуживания, приоритетами которой являются
интересы читателя-пользователя, адекватные тенденциям становления и развития
информационного общества. Повсеместное внедрение информационных технологий в
деятельность библиотек ставит перед ней новые цели и задачи, и становится все
более очевидным, что достижение этих целей возможно только при условии
осуществления кардинальных концептуальных трансформаций библиотеки как
социального института.
С приходом новых
компьютерных и телекоммуникационных технологий существенно расширились
возможности библиотек как информационных и культурных центров. Новые
информационные технологии привели к трансформации традиционных функций
библиотеки. Появилось новое содержание в таких базовых технологических
процессах, как комплектование и каталогизация. Существенные изменения произошли
и в обслуживании читателей библиотек, которые получили доступ к электронным
сетевым ресурсам, расположенным в Интернете. Компьютер является полноправным
инструментом библиотекаря наравне с карточным каталогом и читательским
формуляром.
«Приход» библиотеки к читателю означает не только
активную коммуникацию посредством новых информационно-коммуникационных
технологий, но и предполагает инновационные разработки по предоставляемым
библиотечным услугам. Если раньше читатель приходил в библиотеку за книгой, то
сегодня библиотека должна прийти к читателю с новым интеллектуальным продуктом.
Таким продуктом является, например, электронный каталог, электронные
библиографические пособия, библиотечный сайт или блог, виртуальная выставка,
различные базы данных, созданные в библиотеке, и многое другое.
За счет использования широкого спектра наглядных
средств библиотечные мультимедийные продукты обладают большими возможностями в
отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают
непосредственное влияние на мотивацию, скорость восприятия материала,
утомляемость и, таким образом, на эффективность информационной деятельности
пользователей.
Сегодня в библиотеках уже имеется опыт создания
качественных библиотечных мультимедийных продуктов, отвечающих не только
притязаниям библиотекарей, но и ожиданиям пользователей, избалованных
коммерческими мультимедиа продуктами справочного, игрового и учебного
характера: мультимедийные
альбомы и энциклопедии, тематические электронные ресурсы, мультимедийные
экспозиции и др. Электронно-библиографические издания объединяют разнообразные
материалы: полнотекстовые, фактографические, библиографические, аудио- и
видеозаписи, ресурсы Интернет. Мультимедийные библиотечные продукты
включают видеоролики, аудиозаписи,
цветные и черно-белые иллюстрации и фотографии, текст, фотокопии газетных материалов.
Технически электронные издания должны предоставить
возможность пользователям получить нужную им информацию из книжных фондов,
находясь как угодно далеко от них, имея минимум компьютерного оборудования, не
имея доступа к ресурсам открытых информационных систем. Затраты на производство
этого продукта в части программной и технической составляющих также должны
были быть минимальными, чтобы библиотека на существующей компьютерной технике
могла создавать информационные продукты, не обращаясь за помощью к
разработчикам специального программного обеспечения, дизайнерам и другим
профильным специалистам.
В процессе создания электронных изданий составителям
приходится решить несколько принципиальных задач:
•
сформулировать
концепцию выбора тематики, отбора документов, подачи материала;
•
определить
набор базового программного обеспечения для более полного выполнения задач
проекта;
•
перевести
отобранные материалы в электронную форму;
•
продумать
механизм релевантности сканированных документов библиографическому списку;
•
разработать
структуру электронного продукта;
•
разработать
компоненты программного обеспечения для поддержки функционирования
вспомогательных функций издания;
•
осуществить
наполнение структурных элементов документами;
•
провести
редактирование и тестирование издания.
В условиях библиотек краеведческая тематика
выпускаемых электронных библиографических изданий представляется наиболее
предпочтительной. Электронное краеведческое издание может послужить тем
носителем информации, который сбережёт сведения о родном крае, и в целом
поможет решить задачу краеведения по сохранению «памяти нации». Выпускаемые
библиотекой электронные издания можно разделить на две категории: для широкого
круга пользователей и материалы методического содержания для специалистов
библиотек. Электронные издания могут быть посвящены персоналиям или какой-то
знаменательной дате.
Структура информационного наполнения электронных
изданий
строится, как правило, на основе существующих схем библиографических пособий,
хотя средства мультимедиа дают возможность сделать её более разветвленной,
зрелищной и насыщенной. Появляется возможность выйти за рамки традиционной
полиграфии за счет включения новых компонентов, таких как анимация,
интерактивный поиск, гиперссылки и многое другое. Логическая структура
электронного библиографического издания остается традиционной, аналогичной
печатным изданиям. В её основе существуют три слоя информации, связанных друг с
другом посредством гиперссылок. Первый слой - меню (аналог традиционному
содержанию), второй - библиографический список, третий - тексты документов.
Разделы меню осуществляют доступ к библиографическим записям по необходимому
признаку, а от библиографических записей пользователь переходит
непосредственно к тексту документа, фрагменту или цитате. В разделе, который
состоит из тематических подборок ресурсов сети Интернет, пользователь, имеющий
Интернет-доступ, может легко перейти по гиперссылке непосредственно в сеть и
просмотреть нужную ему информацию. Документы, образующие наполнение электронных
изданий, носят разноплановый характер: это книги, статьи, изображения (иллюстрации,
фотографии и пр.), библиографическая информация, списки данных и др.
Информационный электронный продукт должен обладать
рядом свойств,
обеспечивающих его устойчивую востребованность:
•
тематика
издания должна быть интересна не только узкому кругу специалистов;
•
электронное
издание должно иметь дружественный и удобный в использовании интерфейс;
•
оформление
библиографических записей, выходных данных и пр. должно соответствовать
действующим Стандартам и ГОСТам.
Электронное библиографическое пособие, как и любое другое издание, которое
может создать сама библиотека, должно быть:
•
интересным
для большинства категорий ее пользователей, в том числе и потенциальных;
•
раскрывающим
фонд библиотеки, т. е. работать на ее имидж;
•
достаточно
простым в создании и использовании;
•
занимающим
свою нишу на рынке информационных продуктов. Оперативность и актуальность
электронного библиографического пособия обязательно сопровождается его доступностью
(физической, экономической, содержательной). Главный акцент при создании
электронных библиографических пособий делается на потребителя. Информация,
представляемая в электронном виде и сопровождающаяся полными текстами описанных
в нем документов, вполне отвечает их требованиям. Такое пособие можно
разместить на жестком диске компьютера для общего доступа или на
компакт-диске, работать с которым можно в библиотеке и дома.
Электронное библиографическое пособие, создаваемое простейшими
типовыми средствами, не требует высокого уровня подготовки специалиста,
уникального технического и программного обеспечения, и поэтому доступно для
человека, владеющего минимальными навыками работы с компьютером.
Создавать пособия можно средствами стандартной программы
MS Office - текстового процессора Word. При создании пособий так же можно
использовать следующие специализированные программные продукты:
■
HTML презентация - это тот же сайт, но созданный в презентационных
целях. Можно либо разместить в Интернете, либо записать на CD. В данном случае применяется Flash технология от компании MacroMedia. Macromedia Flash - программа для создания интерактивных
элементов html страниц. Сами страницы создаются в MS FrontPage Express или Macromedia DreamWeawer;
■
ArtixMedia Menu Studio - среда визуальной разработки, ориентированная
на создание мультимедийных программ для CD- ROM. С ее помощью можно быстро и
качественно создать любой интерактивный диск, начиная от обучающих программ до
бизнес-презентаций;
■
Multimedia
Builder - более мощная среда. Создание полноценной мультимедиа
оболочки презентации для CD. Вставка видеоаудио данных. Организация графической навигации.
Анимированные графические кнопки. Создание автономных приложений.
Создание электронных библиографических ресурсов
обязательно опирается на традиционную методику и включает новые возможности
электронной компьютерной среды. Простота работы и широкие возможности компьютерных
программ (текстовый редактор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки Интернет-страниц HTML и др.) позволяют любой библиотеке
создавать электронные библиографические ресурсы, доступные локально в стенах
библиотеки или через Интернет.
Электронные библиографические пособия разнообразны по
форме - это экскурсии и викторины, библиографические обзоры и книжные выставки,
энциклопедии и мультимедийные издания на различные темы, занятия по
информационной культуре. Электронные библиографические обзоры «Удачные книги на
самые разные темы», «Эта книга мне понравилась» послужат ориентиром в
разнообразном море книжных новинок. Такая форма обзора дает возможность
прослушать его как в библиотеке, так и дома.
Виртуальные книжные выставки - довольно новое
направление в работе библиотек. Для них характерно большое разнообразие форм
представления материала: от простых перечислений книг до мультимедийных
презентаций и интерактивных книжных выставок.
Формирование рекомендательных библиографических пособий
в электронном виде - одно из актуальных направлений в работе библиотечных
сотрудников. Увлекательный и познавательный библиографический слайд-фильм для
читателей-подростков «Друзья познаются в беде» может включать беседы о книгах,
объединенных темой дружбы. Хорошая подача материала, интересные вводные тексты
и аннотации, голосовое сопровождение, яркие иллюстрации, анимационные эффекты -
все это способствует пробуждению интереса к представленным в фильме книгам.
Показы таких фильмов можно проводить на абонементе и это всегда, или почти
всегда, будет привлекать внимание читателей.
Новые жанры библиографических пособий, ставшие сегодня
популярными - это электронные библиографические энциклопедии, справочники,
путеводители и дайджесты. Так, например, путеводитель «Найди свою профессию»
поможет наглядно познакомиться с наиболее востребованными профессиями, а
также узнать о самых популярных и редких. На главной странице нужно указать
основные разделы: «Профессии» и «Учебные заведения». При помощи гиперссылок
можно легко ориентироваться в издании. После каждой профессии следует добавить
список литературы, который поможет расширить представление о них.
Интернет-ресурсы, встречающиеся в списках литературы, при помощи активных
гиперссылок могут быть тут же просмотрены. В разделе учебных заведений вашего
города и других регионов приводятся адреса и телефоны, по которым можно позвонить
и узнать более точную информацию о правилах приёма и сдачи документов, условиях
обучения.
Интенсивно развивается еще одна форма электронной
библиографии - краеведческие ресурсы. И если в практике работы библиотек
для взрослых основное место занимает работа по созданию библиографических и
полнотекстовых баз данных, то в детских библиотеках краеведческие информационные
ресурсы, чаще всего, это продукты аналитико-синтетической переработки
информационного материала. И это оправдано. Издания для детей должны быть
содержательными и доступными, интересными и полезными. Библиотекари и
библиографы занимаются подбором и обработкой материала, оформлением и
компьютерным дизайном своих работ.
Еще одним электронным продуктом может стать электронная
экскурсия по городу (поселку, селу). Они могут быть озвучены или иметь
текстовое сопровождение. Краеведческие энциклопедии могут знакомить со
знаменитыми земляками и людьми, внесшими вклад в развитие своей родины.
Наглядность в энциклопедии имеет большое значение: многочисленные фотографии,
иллюстрации и рисунки знакомят школьников с богатой историей города/села, его
уникальностью и неповторимостью. Достоинством энциклопедии станет наличие
предметно-именного указателя, который помогает ориентироваться в содержании
материала, а система ссылок и отсылок - быстро найти нужное.
Библиотекари
давно научились делать много, имея мало, для того, чтобы информировать
читателей о своих ресурсах, программах и услугах. Они опробовали все возможные
способы рекламы библиотек в реальном мире с помощью традиционных средств:
газеты, корпоративные бюллетени, радио и телевидение. Многие библиотеки
выпускают брошюры, путеводители и свои собственные буклеты. И не удивительно,
что библиотекари начинают создавать свои блоги, заполняя ими виртуальный мир.
Для продвинутых библиотекарей блог - это еще одна возможность для
рекламы библиотек и их сервисов.
Новая информация
на блоге должна появляться довольно часто, не реже двух-трех раз в неделю. Если
у блога оригинальное содержание или комментарии, или ссылки на ресурсы, которые
не нашли другие блогеры – то это источник, который захотят и будут читать. Наиболее
очевидное применение блогов - распространение библиотечных новостей, которые
необходимо постоянно обновлять, желательно, тратя на это минимум времени и
усилий.
Предлагается
придерживаться следующего порядка действий для поддержания созданных блогов и
их продвижения:
1. Создать блог и постоянно помещать в нем
информацию о различных библиотечных событиях и программах, стараясь вынести эту
информацию за пределы сайта библиотеки.
2. Поддерживать постоянных и преданных
пользователей, размещая сообщения о том, какие новые книги, фильмы или диски
появились в фонде библиотеки.
3. Публиковать обзоры и рецензии новых книг и
списки книжных премий. Поощрять комментарии и предложения. Дать пространство
читателям для обсуждения прочитанной книги и возможность рекомендовать
интересные, понравившиеся им издания, критиковать не понравившиеся.
4. Создать новостной блог для информирования
граждан; тематический блог для специалистов определенной отрасли и т.д.
5. Расширять границы общения – сделать блог
на иностранном языке с короткими аннотациями предстоящих программ или новых
ресурсов
С помощью блога
гораздо легче продвигать в интернете библиотечные услуги, ресурсы и программы.
Для создания отличного библиотечного блога необходимо три ингредиента:
вдохновение, мотивация и увлеченность.
Развитие мультимедийных продуктов оказывает положительное влияние
на процессы приобщения к чтению, служит повышению его престижа в обучающей,
развивающей и развлекательной сферах деятельности. Технологии мультимедиа
являются сегодня одними из наиболее эффективных средств развития и образования
личности. Их использование целесообразно при очевидной актуальности темы, что
обеспечивает экономическую и социальную эффективность создаваемого продукта.
Онлайн-мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной,
позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими
знаниями. Это и в дальнейшем обеспечит востребованность пользователями мультимедийных
продуктов, а значит, и производящих ее библиотек.
Литература
1.
Алешин
Л. И. Информационные технологии / Л.И. Алешин. – М. : Литера, 2008. – 415 с. –
(Современная библиотека; Вып. 35). (С.45). (17.02.2017).
2.
Ляшенко
Т. В. Мультимедийные технологии в библиотечном образовании: монография / Т. В.
Ляшенко. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – 304 с. – Библиогр.: с.
260-301 (453 назв.). (17.02.2017).
3.
Матвеева
И. Ю. Медийная поддержка чтения: выявление потенциала // Чтение на евразийском
перекрестке. Интеллектуальный форум чтения: сб. материалов форума (27-28 мая
2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул; М-во культуры Челяб. обл., ФГОУ
ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» Кафедра библ.-информ.деятельности.
– Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 159 – 163. (17.02.2017).
4.
Архипова
И. В. О крае, людях и о себе: электронные ресурсы для молодежи / И. В.
Архипова, Н. Г. Екимова // Библиотечное дело. – 2009. - № 11. – С. 26 – 29. (17.02.2017).
5.
Ефимова
К. Блог как инструмент библиотечного маркетинга: зачем и как использовать блоги
для продвижения библиотечных сервисов, 2009 [Электронный ресурс] / К. Ефимова.
– Режим доступа: http://uraledu.ru/node/26597 , свободный. (17.02.2017).
6.
Качаева
Е. В. Мультимедийные средства – инновационное направление в работе школьной
библиотеки // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения:
сб. материалов форума (27-28 мая 2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул;
М-во культуры Челяб. обл., ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств»
Кафедра библ.-информ.деятельности. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 127 – 130. (17.02.2017).
7. Использование мультимедийных
технологий в библиотеке. Информационно-методический дайджест//Новосибирская
государственная областная научная библиотека [Электронный ресурс]: информ.
портал. – Электрон. дан. – Москва, 2013 - 2017. – Режим доступа: http://www.ngonb.ru/docs/Методисты/Мультимедиа.pdf
(17.02.2017).
Наталья Васильевна, у вас получился даже не пост, а замечательная статья об информационных технологиях. И список литературы достойный!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирин а Михайловна! Надо ведь что то постить, а то в отпуске некогда было...
ОтветитьУдалить