В «Концепции
дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской
Федерации» (2002 г.) ярко характеризуется проблемная ситуация, суть которой
заключается в несоответствии между потребностями библиотечного дела в
регулярном обновлении знаний кадрового потенциала и сложившейся практикой повышения
квалификации библиотечных специалистов. Решить проблему разработчики документа предлагают с помощью разветвленной
организационно-функциональной системы дополнительного профессионального
библиотечного образования, состоящей из трех уровней - федерального,
регионального и муниципального.
К сожалению, в профильной печати мало обсуждаются
теоретические и аксиологические аспекты переподготовки специалистов, не представлены
материалы о составе ключевых компетенций библиотекарей, не предлагаются методики диагностики
или критерии оценки профессиональной компетенции и т.п.
Вместе с тем, в смежных областях знания
педагогике и психологии эти вопросы активно обсуждаются. Хотя и в психолого-педагогической литературе понятие
«компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Его
применение основывается на понимании того, что прогресс человечества зависит не
столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности, что
предполагает переход от классического понятия «человеческие ресурсы» к
концепции «компетентности человека». Понятие «компетентность» в его рамках
значительно шире понятий «знания» и «умения», поскольку включает направленность
личности, ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы,
проявлять гибкость мышления, самостоятельность, целеустремленность, волевые
качества.
Профессиональная компетенция в рамках такого подхода
рассматривается как системное, интегративное единство, синтез интеллектуальных
и навыковых составляющих, личностных характеристик и опыта, позволяющих
человеку использовать свой потенциал, осуществлять сложные виды деятельности,
оперативно и успешно адаптироваться в
постоянно изменяющемся обществе и профессиональной деятельности.
Понятие «компетенция» все чаще используется во многих организациях, являясь
предметом дискуссий в профессиональных сообществах экономистов, педагогов,
психологов, менеджеров, библиотекарей. Понятие «компетенция» не является
изобретением наших дней. Количество определений этого понятия очень велико.
Британский компетентностный подход изучает
характеристики деятельности и процессы ее выполнения, а американский –
работников, выполняющих эту деятельность. Разница американского и британского
подходов заключается в противопоставлении компетенции против компетентности,
процесса против результата. Многомерный подход – более целостный, так как способствует
формированию последовательного и непротиворечивого понимания этого термина.
В России долгое время преобладал «ЗУН»- подход
(знания, умения, навыки). Признаками компетентности традиционно являлись диплом
о высшем образовании или занимаемая должность, которые давали преимущества их
носителю, но не всегда отражали реальный уровень компетентности, конечные
результаты деятельности работника.
Немало дискуссий вызывает вопрос о соотношении понятий
«компетентность»
и «компетенция».
В Словаре иностранных слов есть понятия компетентность, компетентный и
компетенция.
Компетенция (лат. сompetentia – принадлежность по праву) –
определяется как, во-первых, круг полномочий какого-либо органа или
должностного лица и, во-вторых, круг вопросов, в которых данное лицо обладает
познаниями, опытом.
Компетентность – обладание компетенцией. Второе значение– обладание
знаниями, позволяющими судить о чем-либо.
Компетентный (лат. competens – соответствующий, способный) – обладающий компетенцией. Второе значение –
знающий, сведущий в определенной области.
В «Википедии»
понятие «компетенция» означает
личную способность специалиста решать определенный класс профессиональных
задач. Под компетенцией также понимают формально описанные требования к
личностным, профессиональным качествам сотрудников компании (или к какой-то
группе сотрудников). В данном понимании понятие компетенции используется при
оценке персонала. Наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной
деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.
Далее «Википедия» предлагает следующие виды компетенций:
• учебно-познавательная компетенция
–совокупность умений и навыков познавательной деятельности:
а) владение механизмами планирования, анализа,
рефлексии, самооценки успешности собствен¬ной деятельности;
б) владение приемами действий в нестандартных
ситуаци¬ях, эвристическими методами решения проблем;
в) владение измерительны¬ми навыками, использование
статистических и иных методов познания;
• информационная компетенция –
способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать,
анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;
• коммуникативная компетенция –
владение навыками взаимо-действия с окружающими людьми, умение работать в
группе, знакомство с различными социальными ролями.
Общей основой, характеризующей точку зрения различных авторов, является то, что знания человека выступают потенциалом, научно-практическим багажом, которым он располагает, но привести их в действие могут лишь дополнительные факторы. Значит, компетентность – это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими в ходе реализации своих полномочий.
Допустим, вы являетесь директором библиотеки и вам
предлагают принять на работу выпускника вуза. Можно ли доверить ему самостоятельный
участок, например, по составлению библиографических записей? Вы несете
ответственность, ведь он будет отвечать за качество процесса в целом и каждой
отдельной операции. Если вы не хотите подвести библиотеку, в которой работаете,
то должны сначала проверить возможности и способности молодого специалиста,
провести его адаптацию: поручить одному из квалифицированных сотрудников
обучение и инструктаж.
Молодому специалисту сначала надо понять, как работает
библиотечный организм в целом и отдельные его подсистемы. Библиотека –
системный организм. И библиотечный работник, не знающий, как работают
комплектаторы, каталогизаторы, библиографы, библиотекари в системе
обслуживания, сотрудники в других подразделениях, останется на уровне
«вошедшего в библиотеку гостя», даже проработав в коллективе много лет.
Т.о., одним из немаловажных профессиональных качеств
любого специалиста является компетентность – это совокупность когнитивных,
проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских и аксиологических
умений. Какими качествами должен обладать библиотекарь, осуществляющий
обслуживание пользователей? Рассмотрим их подробнее.
Когнитивные
(познавательные) умения:
• переводить
общие цели библиотечного обслуживания в задачи конкретного коллектива;
• целенаправленно
изучать уровень потребностей читателей, а также уровень читательской и
информационной культуры;
• анализировать
особенности своей деятельности и поведения;
• систематически
пополнять свои знания путем самообразования и систематизировать их;
• критически
осмысливать и использовать передовой опыт библиотечного обслуживания;
• добывать новые
знания на основе анализа собственной деятельности;
• изучать
психологические особенности усвоения информации пользователями библиотек;
• изучать
индивидуально-психологические особенности читателей.
Проектировочные умения:
• разрабатывать
перспективные планы деятельности (собственной и библиотечного коллектива);
• определять
цели, формы и методы библиотечного обслуживания;
• определять
наиболее рациональные виды деятельности и эффективные методы работы;
• прогнозировать
желаемые результаты деятельности;
• определять
эффективность обслуживания и перспективы его развития;
• искать причины
неудач в недостатках собственной деятельности;
• владеть
методами решения проблем.
Конструктивные умения:
• рационально
использовать все возможности библиотечного обслуживания;
• использовать
алгоритмы (разделять операции по обслуживанию на составляющие их приемы);
• работать с
системой хранения информации в традиционном и автоматизированном режимах;
• работать на
автоматизированном рабочем месте (АРМ);
• работать с
офисными программами для создания электронных документов (Word, Excel,
PowerPoint);
• использовать
ресурсы сети Интернет;
• пользоваться
сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом.
Коммуникативные умения:
• устанавливать
оптимальные взаимоотношения с коллегами;
• находить
контакт, общий язык и правильный тон с различными пользователями и в разных
обстоятельствах;
• проявлять
требовательность, касающуюся выполнения правил пользования библиотекой,
бережного отношения к библиотечному фонду;
• излагать свои
мысли четко, логично, убедительно, образно и доступно;
• проявлять
эмоциональную сдержанность в любых ситуациях.
Организаторские умения:
• умение
организовать комфортную библиотечную среду;
• умение
формулировать и предоставлять библиотечные услуги;
• умение
правильно распределять рабочее время;
• умение
самостоятельно принимать решения;
• организовывать
самостоятельную информационно-поисковую деятельность читателей;
• стимулировать
самообразование читателей.
Аксиологические умения:
• оценивать и
контролировать читательскую деятельность (пользователей и собственную);
• ориентироваться
на особенности читательской аудитории при выборе форм и методов работы с
читателями;
• формулировать и
аргументировать оценку различной информации.
Библиотекари, работающие в условиях современных
образовательных и информационных технологий, должны владеть методами решения
проблем (психологических, информационных, управленческих и т.п.); использовать
в обслуживании информационные и телекоммуникационные технологии; соблюдать
профессиональную этику и интеллектуальную свободу пользователей.
В библиотечном деле сегодня все более важную роль
играет мотивированный на положительный результат профессионал, его интеллект,
образованность, умение найти верный выход из проблемных ситуаций, регулярно
возникающих на практике.
Портфолио
В последние годы начались интенсивные поиски новых
альтернативных форм контроля, рейтингования и оценки профессиональных достижений.
Одна из таких форм - портфолио, которое применимо для любой
практико-результативной деятельности, в т.ч. в области культуры.
Грамотно
составленное портфолио может рассказать о том, как мы сами видим, и
представляет свою профессию, о своих достижениях и наработках, о реализации
собственных проектов развития библиотеки. Оно позволяет свести воедино и
систематизировать информацию, расположить ее в определенной логической
последовательности и дополнять по мере необходимости.
Окончательный
вид портфолио зависит от самого библиотекаря, поскольку он сам выбирает форму,
модель и структуру работы, сам решает какие документы (работы) и в каком
порядке включать. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то
замечания, размышления и самоанализ.
Портфолио дает
возможность создать индивидуальный портрет библиотекаря, квалифицированно
представив его профессиональные достижения. В сущности, это один из способов
самопрезентации как специалиста определённого уровня.
Практическая
значимость портфолио выражается необходимостью прохождения аттестации,
систематизации деятельности специалистов
библиотек и как фактор, стимулирующий
профессиональное развитие.
Портфолио – способ накопления, фиксирования, оценки
индивидуальных достижений за определенный период времени. Основной смысл
портфолио – «показать все, на что ты способен».
Портфолио работника сферы культуры можно рассматривать
как:
• собрание
образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его
владельца;
• форму
целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции
результатов работы;
• метод
самопрезентации и карьерного роста;
• технологию
мониторинга и оценки индивидуального прогресса;
• средство
мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО
ЦЕЛЬ: накопление достижений, отслеживание
индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального
развития за определённый период времени.
ЗАДАЧИ:
• проанализировать
и обобщить свою работу;
• связать воедино
отдельные аспекты своей деятельности;
• отразить
динамику профессионального развития;
• представить
опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Основные функции портфолио:
• аналитическая -
анализирует и обобщает работу специалиста;
• накопительная -
отражает достижения работника культуры (грамоты, дипломы, удостоверения,
сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр выполненных творческих работ (проекты,
исследования, сценарии мероприятий, библиографическая продукция, и т. п.);
• модельная -
отражает динамику профессионального развития, демонстрирует стиль работы,
помогает спланировать деятельность;
• развивающая _
обеспечивает непрерывный процесс самообразования;
• мотивационная -
поощряет результаты деятельности;
• рекомендательная
- представляет личность при смене работы.
ФОРМЫ
ПОРТФОЛИО
Портфолио может
быть представлено на бумажных носителях и в электронной версии.
Бумажный формат портфолио представляется в виде папки
с документами.
Электронный эквивалент портфолио – в виде файлов на
магнитном носителе в форме электронной презентации (реализует принцип
наглядности) или веб-сайта (обладает большей информативной наполняемостью).
МОДЕЛИ
ПОРТФОЛИО
В зависимости от специфики цели использования
существуют различные варианты моделей портфолио.
• При поступлении
на новое место работы используется ПОРТФОЛИО ПРЕЗЕНТАЦИОННОЕ – это коллекция
лучших работ библиотекаря.
• В ПОРТФОЛИО
ДОСТИЖЕНИЙ акцент делается на документы, подтверждающие успехи деятельности
библиотекаря. Данная модель отражает прогресс в исследовательской,
профессиональной или творческой деятельности.
• В ПОРТФОЛИО
ТЕМАТИЧЕСКОМ акценты расставляются на тематически обособленные творческие
работы в одной или нескольких сферах деятельности.
• ПОРТФОЛИО
КОМПЛЕКСНОЕ содержит в себе элементы перечисленных выше видов портфолио и
является наиболее эффективным и востребованным.
МЕТОДИКА
ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО
Не существует единых стандартов и требований по
организации и оформлению библиотечного портфолио, поэтому подходы к построению
портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных
особенностей библиотекаря. Он сам
выбирает вид и структуру своего портфеля, решает, какие документы и работы и в
каком порядке включать в него.
Прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на
следующие вопросы.
- Для чего я хочу создать портфолио?
В зависимости от ответа определите модель вашего
портфолио.
- Что я включу в портфолио?
Профессиональный портфолио рекомендуется делать за
последние 3–5 лет, но некоторые материалы, например грамоты или дипломы
регионального и федерального уровня, можно включать и за 10–15 лет.
Необходимо решить какие материалы включить в портфолио
– самые лучшие или все, которые есть. Помните одно – нельзя объять необъятное.
- Как будет организован портфолио?
Будет это файловая папка с печатными материалами или
электронный вариант? Или и то, и другое? Ведь в каждом из вариантов есть свои
плюсы и минусы.
Важно определить, как будут расположены материалы. В
прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в
обратной – для демонстрации последних результатов?
Или вы распределите материалы по видам. В части для
документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки,
свидетельства. В части для работ – проекты и программы, конкурсные работы и
публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т. д.
В зависимости от этого оформляется перечень материалов
портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как
печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде
списка или таблицы.
- Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к
нему открытый доступ?
Портфолио может храниться как в библиотеке, так и в
методическом отделе Межпоселенческой библиотеки.
Если хранение предполагается в библиотеке, то в
портфолио можно собирать оригиналы, если в методическом отделе – лучше сделайте
копии.
СТРУКТУРА
КОМПЛЕКСНОГО ПОРТФОЛИО
Портфолио состоит из шести разделов, которые при
необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить:
1.
Титульный лист
На титульном листе указываются:
- название
учреждения, в котором работает библиотекарь;
- название папки;
- фамилия, имя,
отчество библиотекаря;
- должность;
С обратной стороны размещается сопроводительное письмо
или оглавление, раскрывающее основное содержание всего портфолио и его
предназначение (с наименованиями материалов, номерами страниц, приложений и
т.д.).
2.
Визитная
карточка
В
визитной карточке раскрывается личность владельца портфолио. Здесь могут быть
размещены:
- фотографии;
- автобиография;
- резюме ;
- профессионально-библиографическое кредо;
- цели и задачи профессиональной
деятельности;
- информация и документы об образовании;
- общий трудовой и библиотечный стаж
работы;
- квалификационная категория;
- профессиональные интересы;
- общественная нагрузка;
- личный план специалиста на год (можно
разработать план и на больший период времени).
Наиболее
распространенными формами таких планов являются индивидуальный план развития и
личные цели.
Индивидуальный
план развития представляет собой самооценку
сотрудника, его видение того, как он мог бы улучшить результаты своей
профессиональной деятельности и мероприятия, которые могли бы помочь ему в
самосовершенствовании.
«Личные цели» - это ограниченный набор
ключевых для сотрудника задач на аттестационный период. Включаемые в личный
план цели должны быть конкретными, поддающимися измерению, напряженными и
связанными с задачами, стоящими перед библиотекой в целом и подразделением, в
котором работает сотрудник.
3.
Творческое
досье
Творческое досье представляет собой коллекцию лучших
материалов библиотекаря, отражающих основные направления и виды деятельности. В
него могут входить:
- исследовательские работы;
- проекты;
- программы клубов;
- индивидуальная и массовая работа
(сценарии мероприятий, выставки, фотографии и видеоматериалы с записью
проведенных мероприятий и т.п.);
- справочно-информационная деятельность;
- применение инновационных технологий;
- разработка библиотечной продукции
(плакатов, памяток, буклетов и т.п.);
- мультимедийные продукты, созданные
библиотекарем.
4.
Образовательный
коллектор
Образовательный
коллектор или карта профессионального роста позволяет судить о процессе
индивидуального развития библиотекаря. Здесь отражаются:
- документы о повышении квалификации
(удостоверения об окончании курсов, отзывы);
- результаты итоговой аттестации,
тестирования;
- работа в методических объединениях;
- участие в мероприятиях обучающего
характера (семинарах, конференциях, Круглых столах и т.д.);
- участие в профессиональных и творческих
конкурсах;
- наличие публикаций в СМИ и брошюрах,
написанных библиотекарем или публикаций, посвященных библиотекарю;
- работа по обобщению и распространению
библиотечного опыта (создание информационных листков, методических пособий).
5.
Банк личных
достижений
Банк личных
достижений представляет собой портфель сертифицированных (документированных)
индивидуальных библиотечных достижений, направленных на повышение собственной
значимости библиотекаря и отражающий его успехи в поощрениях и наградах. Это
могут быть:
- копии
документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- наиболее
значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- гранты,
сертификаты, свидетельства;
- дипломы
различных конкурсов;
- другие
документы по усмотрению автора.
6. Портфель
отзывов
Портфель
отзывов включает отзывы руководителей разных уровней, коллег, читателей о
работе библиотекаря, оценку результатов труда, тексты заключений, рецензии на
авторские материалы, рекомендательные письма, другие материалы, характеризующие
автора портфолио и уровень его профессионализма.
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО
- Системность и
регулярность самомониторинга.
- Нацеленность
автора на самосовершенствование.
- Структуризация
материала, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
- Целостность,
тематическая завершенность представленных материалов.
- Глубина и
практическая значимость данных материалов.
- Качество
изложенного материала.
- Наглядность
результатов работы.
- Достоверность и
объективность.
- Аккуратность и эстетичность
оформления.
- Технологичность.
- Творческий
подход к созданию портфолио (оригинальность).
ДОСТОИНСТВА
И НЕДОСТАТКИ ПОРТФОЛИО
Библиотечная практика выявила следующие достоинства и
недостатки, общие для многих библиотекарей.
«Плюсом» для библиотекаря будет наличие в портфолио:
- материалов,
дающих представление о разнообразных видах и формах работы;
- материалов,
отражающих новые и нетрадиционные формы работы;
- иллюстративного
материала (фотографий или фотоколлажей);
«Минусом» станут:
- ошибки в
составлении библиографического описания;
- несоответствие
сценариев заявленной форме;
- минимальное
количество материала;
- неучастие в
массовых мероприятиях библиотеки (для специалистов);
- отсутствие
информации, представляющей работу библиотеки и конкретного библиотекаря в
отдельных материалах.
Метод портфолио, отражая эволюцию профессиональной
деятельности специалиста, позволяет самостоятельно проанализировать и обобщить
свою работу, установить результативность и сделать соответствующие выводы,
развить навыки рефлексии (самооценки), оценить уровень достижений, выявить
ценный опыт для распространения, увидеть перспективы собственного
профессионального роста и дальнейшего развития библиотеки.
Портфолио невозможно разработать однажды и на всю
дальнейшую профессиональную деятельность, поэтому накопление и систематизация
документов должна вестись в течение всей деятельности специалиста.
Список литературы
1.
Головко, С. И.
Специалист: образование, компетентность, новаторство: научно-практическое
пособие / С. И. Головко. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2005. – 142 с. –
(Библиотекарь и время. ХХІ век).
2.
Езова, С. А.
Библиотекарь и читатель: типы поведения : научно-методическое пособие / С. А.
Езова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. – 109 с. – (Библиотекарь и время.
ХХІ век).
3.
Езова, С. А.
Библиотечное общение как феномен исследования : монография / С. А. Езова. –
Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. – 160 с. – (Библиотекарь и время. ХХІ век).
4.
Езова, С. А.
Коммуникативная компетенция библиотечного специалиста / С. А. Езова // Научные
и технические библиотеки. – 2008. – № 4. – С. 100-106.
5.
Елепов, Б. С.
Компетентность и компетенции библиотечного специалиста: как и зачем их
оценивать / Б. С. Елепов, Е. М. Крючкова // Библиотековедение. – 2009. – № 3. – С. 117-124.
6.
Паршукова, Г. Б.
Компетенции современного библиотекаря в контексте европейских квалификационных
рамок / Г. Б. Паршукова // Библиотечное дело. – 2008. – № 20. – С. 22-25.
7.
Портфолио
библиотекаря [Электронный ресурс] / Библиомания: взгляд из библиотеки: блог для
библиотекарей, которым интересны не только книги. – Электрон. дан. – Режим
доступа: http://bibliomaniya. blogspot.com/2010/06/blog-post_10.html
8.
Портфолио
школьного библиотекаря: методические рекомендации по составлению [Электронный
ресурс] / ред. О.В. Козлова // Методический день. - 2008. – № 2. – Режим
доступа: http://infrescenter.ucoz.ru/index/portfolio_ bibliotekarja/0-93
9.
Рязанцева, Л.
Портфолио, или Как оценить, на что ты способен / Лариса Рязанцева //
Библиополе. – 2009. – № 12. – С. 43-45.
10.
Рязанцева, Л.
Портфолио, или Как оценить, на что ты способен / Лариса Рязанцева //
Библиополе. – 2010. – № 1. – С. 31-32.
11.
Сукиасян, Э.
Р. Компетентностный подход: еще одна
возможность уйти в сторону от реальных задач библиотечного образования / Э. Р.
Сукиасян // Научные и технические библиотеки. – 2008. – № 4. – С. 107-115.
12.
Управление
библиотекой: проблемы и возможности: метод.-библиограф. материалы. Вып.2
Аттестация библиотечного персонала: технология и документы / Ком. адм. Алт.
края по культуре и туризму, АКУНБ им. В.Я. Шишкова; сост. Е.В. Дмитриева; ред.
Н.Г. Ткаченко. – Барнаул, 2000. – 68 с.
Здравствуйте, Наталья Васильевна! Материал интересный! А в Вашей библиотеке библиотекари составляют портфолио? Если - да, то как оно используется? Проходит ли аттестация? Как это влияет на заработную плату? У нас в Омске в школах библиотекарям "рекомендовано" составлять портфолио, но... ни на что оно не влияет. И разницы в зарплате нет - 600 учеников в школе, или 1000...
ОтветитьУдалитьЛюдмила Федоровна, больших портфолио почти никто не составляет у нас, исключение - участие в профессиональных конкурсах. Помню, такое в моей практике было в 2012, на "Лучший библиотекарь Омского Прииртышья"собрала для участия в первом, заочном этапе, портфолио в более чем 50 файлов!!!!
УдалитьАттестация проходит, как правило, для вновь поступивших на работу,после 3 лет стажа в первый раз. А такие как я, заведующие отделами, имеют особый разряд и аттестацию не проходят. мы в нынешнем году собирали мини-портфолио, куда вошли характеристика, копии документов об образовании и всяческих переквалификациях, об участиях в конкурсах, и почетные грамоты - это "нужно было" для директора.
Я работаю завметодотделом с 2010 года, просто методистом с 2002, более-менее нормальные разработки начала делать в 2004, а в 2014 году, когда у меня на рабочем компе сгорел жесткий диск и , следовательно, все документы, я задумалась о создании "облаков" и собственного эл.портфолио. Теперь я веду эл.портфолио (отдельным блогом создала): очень удобно, все наработки по годам рассортированы. А на зарплату сейчас, по-моему, мало что влияет...везут одни и те же, а получают все одинаково, в этом и печалька...
Спасибо, Наталья Васильевна, за подробный комментарий. Согласна, с последним Вашим замечанием... А за блог Вам тоже не платят, я так понимаю?
ОтветитьУдалитьСовершенно верно, Людмила Федоровна - за блог мне не платят, но это моя личная и профессиональная отдушина, он дает мне больше возможностей для самореализации, чем реальность
УдалитьНаталья Ивановна, спасибо за интересный пост о компетенции, было бы интересно посмотреть на ваш блог-портфолио))
ОтветитьУдалитьЕлена Сергеевна, добрый день! Я Наталья ВАСИЛЬЕВНА, но это не принципиально, можно просто по имени) Ответила вам на электронную почту.
Удалить