среда, 20 июля 2016 г.

Курсы повышения квалификации. Как и где это было

Добрый день, дорогие коллеги и читатели!

 В нынешнем году блог не "уходит в отпуск", и я, по мере возможности, знакомлю вас с событиями "недавно минувших дней")))                                             6-17 июня автор блога, ваш покорный слуга, проходила курсы повышения квалификации методистов в г. Омске. 
В аннотации курсов Омским библиотечным техникумом было заявлено, что (дословно) "программа включает четыре тематических раздела:
Современные аспекты деятельности библиотечных методических служб;
Использование в методической деятельности результатов маркетинговых исследований;
– Научные основы развития личности методиста;
– Профессиональные коммуникации в деятельности методиста".


Расписание курсов, которое мы получили на первом занятии, включало следующие темы, которые и были рассмотрены в течение 2-х недель обучения:
  • Основные направления и функции методической деятельности библиотек
  • Нормативные и регламентирующие документы сферы культуры и библиотечного дела
  • Сущность и задачи методического мониторинга работы библиотек. Коммуникативные процессы наблюдения и анализа
  • Аналитическая деятельность библиотек
  • Стратегическое планирование в библиотеке
  • Программно-ориентированные виды деятельности как объект методического обеспечения
  • Модельный стандарт деятельности муниципальной библиотеки
  • Модель современного методиста
  • Профессиональная компетентность методиста
  • Технологии профессионального и социального партнерства
  • Стратегия построения коммуникативного пространства библиотеки
  • Формирование профессиональных творческих  компетенций

Первый и последний дни занятий проходили в Омском библиотечном техникуме
Все остальные дни мы занимались в Омской государственной
областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина
В первый день в "пушкинке" для нас провели большую, 2,5 - часовую экскурсию, показав даже самые сокровенные места и даже святая святых - книжное хранилище более чем в 10 этажей. 

Сфотографировать удалось немного, поскольку постоянно "щелкать" было проявлением неуважения к коллегам...

Фойе первого этажа
Фойе второго этажа

Библиотечный киоск,
или Электронный терминал самообслуживания на абонементе "пушкинки"

Интерьер абонемента:




Один из кабинетов отдела комплектования

Зал , в котором обслуживаются слабовидящие пользователи

Выставки в отделе патентной документации

Автоматизированные рабочие места в отделе патентной документации


Выставка в Пушкинском зале

Интерьер Пушкинского зала

В завершение первой недели занятий мы посетили Омскую областную библиотеку для детей и юношества. Заведующая методотделом Зинаида Петровна Гурьян вначале провела для нас экскурсию по обновленной библиотеке (кардинально изменилось пространство внутри ), а затем, в методическом кабинете, рассказала о методической работе, которую ведет эта библиотека, и сделала обзор по сайту библиотеки, ориентированному, в основном, на руководителей детского (и юношеского) чтения. Не вижу смысла пересказывать ее выступление: о методической работе нашей любимой душевной юношеской можно прочитать здесь, здесь и здесь. Лучше покажу вам то, что успела "щелкнуть"(сайт у них, кстати, шикарный; а еще она рекомендовала нам, непременно, периодически посещать сайты РГДБ и библиотеки для молодежи, естественно, государственной)


"Возьми с собой": выставка-буккроссинг в фойе библиотеки
Выставка, посвященная писателю-юбиляру, в фойе библиотеки


Стеллажи на детском абонементе

Детские библиотеки районов Омской области
на карте Омской области 
Карта Омской области в методическом кабинете


Часть работ, присланных на областной творческий марафон
 «Любимый уголок Омска» 

Выставка методической литературы

Фрагмент праздничного оформления

Абонемент для взрослых

Выставка на абонементе

Вторая неделя занятий началась с того, что мы , обучающиеся, приняли участие (попросту - посетили) в выездном  Дне специалиста работников публичных библиотек Кормиловского района "Новые роли и возможности публичной библиотеки в местном сообществе".

Программа Дня специалиста

Программа  Дня специалиста
      Да-да, Кормиловка расположена недалеко от Омска, примерно в  50 км, и удаленность их сельских библиотек от райцентра также невелика, поэтому центральной библиотеке не составило труда ( да и недорого обошлось) собрать своих сельских библиотекарей и привезти их в "пушкинку". Идея, конечно, хороша, но для нас, муромчан, удаленных от областного центра на 220 км, просто неосуществима.
        Что касается самого семинара, то мне больше понравилась вторая его половина - посещение ЦГБ г. Омска и выступления ее сотрудников: темы выступлений вы прочтете в программе, а информация обо всех реализуемых библиотекой проектах найдете на сайте "Омские муниципальные библиотеки"
    Работают они, конечно, здОрово, все мероприятия имеют информационную поддержку: уже названный сайт, собственный канал на YouTube, омские телеканалы и другие СМИ. Чего стоит только литературный трамвай, запущенный к 300-летию Омска!


Во время экскурсии по "пушкинке", проводимой для кормиловских коллег, сделала несколько фото.

Некоторые экспонаты "Музея книги" омской "пушкинки":



Выставка рисунков в "Музее книги":


Фрагменты выставки, посвященной году кино (большая часть экспозиции посвящена любимому Ульянову):


А это уже ЦГБ Омска:

Читальный зал

Выставки краеведческой тематики

О краеведческой деятельности рассказывает зав.отделом краеведения Е. М. Дутова

Вдоль окон - стеллажи в форме букв
(надпись "Омск, читай!")
Здесь отчетливее видны буквы-стеллажи "ОМСК"

Коридор библиотеки

Вход и гардероб

Информационная зона и справочный терминал в фойе


Справочный терминал, подключенный к сети Интернет
и имеющий выход на сайт "Омские муниципальные библиотеки"
 и в электронный каталог







В измененном пространстве уживаются центр муниципальной информации,
абонемент  и автоматизированные рабочие места для пользователей с компьютерами с выходом в интернет


Абонемент, находящийся в состоянии "переделки"



Фонды абонемента:





АРМ для пользователей

Если по описанию угадаешь книгу - ее можно (насовсем) забрать с собой
Также в программе дня специалиста было посещение библиотеки в п. Ростовка, являющейся  Центральной библиотекой Централизованной библиотечной системы Омского муниципального района Омской области. По регламенту - не успели. Мы, обучающиеся, съездили туда позже с методистами "пушкинки", благо недалеко - пригородный маршрут.

         Здесь работают 4 сотрудника, обслуживающие поселок с населением в 6 тыс.человек. Всего у библиотеки 3 зала. В первый мы попадаем прямо с улицы: это помещение совмещает в себе абонемент для взрослых (посередине стоит большая удобная угловая кафедра), зону с компьютерами (3 АРМ для читателей с выходом в Интернет, бесплатный Wi-Fi), у входа - небольшая мягкая зона, одна из стен раскрашена в стиле неформальной молодежной зоны:






Необычно декорированное пианино

Молодежная зона-уголок
Фонд абонемента и кафедра выдачи

Бесплатный Wi-Fi


Алгоритм работы с электронным каталогом
АРМ для читателей: компьютер и 2 ноутбука
Выставка на абонементе для взрослых,
посвященная Году кино

Второе помещение совмещает в себе детский абонемент и зал для проведения мероприятий с детьми:




















Гладышева Светлана Николаевна,  директор библиотеки, проводит мероприятие для детей, посещающих летний оздоровительный лагерь при школе
(кстати, она - библиотекарь в третьем поколении)
        
Третье помещение библиотеки - отдел краеведения, совмещающий функции помещения для проведения мероприятий для взрослой аудитории - находился в состоянии ремонта, поэтому показать вам его не могу.
   В целом , посещение этой библиотеки оставило самые теплые приятные впечатления. Она модельная, но, выражаясь простым языком, не все в ней "доведено до ума" и она не целиком соответствует этому статусу. И, как всегда, не хватило на это финансирования. 
      Небольшая библиотека в небольшом поселке, ведущая, в основном, работу с детьми, и являющаяся местом досуга и общения для людей любых возрастов. Чем-то напоминает библиотеку села Петропавловка нашей, Муромцевской, ЦБС.
..........................................................................................................................................

Вот, пожалуй, и все, что я хотела вам показать и рассказать. Не хотелось бы, чтобы вы подумали, что у меня не сложилось никакого мнения о курсах. В целом, темы были рассмотрены все, в том или ином объеме. Но...дело в том, что в в 2007-2009 гг. я, в числе прочих сотрудников комитета культуры Муромцевского муниципального района, не имеющих профильного образования, 2 года обучалась в ГОУ "РИЦ" по программе  профессиональной переподготовки «Менеджмент в социально-культурной сфере. Культурно-досуговая деятельность", по окончании успешно защитила дипломную работу "Использование потенциала мемориального зала Михаила Ульянова в формировании социокультурного пространства местного сообщества". 
      Так вот, в программе обучения были практически те же темы и дисциплины (и даже больше), что и на нынешних курсах. Несомненно, повторить "пройденный материал" и разобрать его на практике  было полезно, и услышать точку зрения специалиста более высокой квалификации и работающего в библиотеке более высокого уровня, было интересно. 
Разумеется, почерпнула я для себя и кое-что новое, на какие-то вещи в профессиональном плане стала смотреть по-другому. К тому же, такое общение всегда тает новый толчок к профессиональному развитию и самообразованию. И, конечно, удостоверения мы получили!


      Парадокс заключался лишь в том, что нас, обучающихся, было всего...три человека, а преподавали нам всего...два человека, а честнее сказать - один. В первый и последний день с нами занималась преподаватель библиотечного техникума Т. Н. Хамаганова, в один из дней - уже упомянутая завметодотделом областной юношеской библиотеки З. П. Гурьян, все же остальные дни - завметодотделом "пушкинки" Юлия Юрьевна Акимова. То есть ни одного приглашенного преподавателя, например, из того же госунивера ( а там есть факультеты культурологической направленности), ни одного представитяля сторонней сферы, к примеру, журналиста, рассказавшего бы о , например, PR-деятельности...В заключение нам деликатно объяснили это тем, что нас мало, соответственно, оплата за нас троих поступила маленькая, и денег этих на оплату работы приглашенных специалистов не хватило бы... Вот такая  ирония.... 

3 комментария:

  1. Наталья Васильевна, поздравляю! Повышение квалификации Вы прошли! Удостоверение получили. Спасибо за фотографии. А вот школьные библиотекари города курсы повышения не проходили давно... Мы, вообще, каждый "в собственном соку варимся". Есть энтузиасты,которые осваивают новое и делятся между собой... Простите, что добавила негатива - обидно, что библиотекари никому не нужны...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, в каждой бочке меда есть ложка дегтя...Вы у нас и так очень продвинутая! А о том, нужны или нет библиотеки, можно говорить долго и, к сожалению, невесело...

      Удалить
  2. Спасибо, Наталья Васильевна, но речь идёт как раз не обо мне... Я ищу библиотекаря вместо себя... Хочу на пенсию. Может быть, у Вас на примете есть творческий человек, готовый работать в школьной библиотеке?

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: