Методические
рекомендации
Сохранение
природы, поддержка устойчивого экологического равновесия – главное условие
дальнейшего существования и развития цивилизации. Это должны понимать молодые
граждане России, которым жить в будущем. Библиотекари же знают и другую важную
истину: в современном мире информация является ключом к успеху. В том числе и в
решении экологических проблем.
Библиотекам принадлежит
особая роль в непрерывном экологическом образовании местного сообщества. Даже
минимальный книжный фонд любой библиотеки дает возможность видеть экологическую
проблему во всей ее многоаспектности.
Работа
библиотек по формированию экологической культуры разнообразна и позволяет
пользователям понять злободневность экологических проблем.
При проведении каждого мероприятия
библиотекари стремятся добиться того, чтобы каждый участник осознал себя
частицей Земли, заставляют размышлять над экологическими проблемами, пробуждают
неравнодушное отношение к каждой бабочке и стрекозе, к каждому зверю и птице, и
в конечном итоге – к самому себе.
Можно разработать эколого-просветительские программы:
·
«И нам дана
на всех одна планета хрупкая Земля»
·
«Край родной
мой в блеске радуг, в свете зорь»,
·
«Охрана природы — охрана здоровья»,
·
«Войди в лес другом»,
·
«В содружестве с природой»,
·
«Твой след на земле»,
·
«Путешествие в Экоцарство – природное государство» и др.
В ходе
реализаций программ сложится целая система взаимодействия с другими
организациями и учреждениями, участвующими в процессе экологического
образования и воспитания.
Располагая
информационным потенциалом, библиотеки должны стремиться привлечь внимание
читателей к литературе, раскрывающей различные аспекты
экологических проблем: оформлять актуальные книжные выставки, помогающие
воспитывать бережное отношение к окружающей среде, проводить информационные
беседы и другие экологические мероприятия.
В работе по
экологическому воспитанию большую пользу оказывают книги наших
писателей-натуралистов: Бианки, Дмитриева, Дуровой, Сахарнова, Скребицкого,
Сладкова, Снегирева, Паустовского, Пришвина, Чаплиной, Чарушина и др.
Книжные выставки и стенды в библиотеке – не просто дополнения к массовым
мероприятиям, а самостоятельные формы работы. Организация
информационно-просветительских стендов для освещения экологических проблем и
пути их решения – тоже важный аспект библиотечной работы.
Выставки-размышления:
- «Сохраним ли мы свою планету?»
- «Что мы оставим потомкам?»
- «Заповеди природы»
Выставки-предупреждения:
- «Природа не прощает ошибок»
- «Птицы подают сигнал «SOS»
Выставки-диалоги:
- «Очнись,
цивилизация»
- «Колокола
тревоги нашей»
- «Эта
хрупкая планета»
Выставки-дискуссии:
- «Выдержит
ли наша планета?»
- «Умеет
ли природа говорить?»
- «Человек
в мире природы, природа в мире человека»
Можно оформить следующие экспозиции и фотовыставки:
·
«Палитра природы»
·
«Природа – колыбель человека»,
·
«Природа в музыке и живописи»,
·
«Мир окружающий прекрасен»,
·
«Экология и мы»,
·
«Тропинками родного края» - эти выставки учат, информируют, призывают,
привлекают внимание к актуальной проблеме нашего времени, заставляют задуматься
над экологической опасностью.
Массовые формы работы обеспечивают
наиболее благоприятные условия для общения и взаимопонимания. Традиционными
становятся:
-
Экологические диалоги (диалоги между двумя участниками или между ведущими и
аудиторией);
-
Круглые столы (обязательно с участием специалистов);
-
Пресс-конференции;
-
Экологические акции (акция «Твой след на земле»);
-
Недели экологических знаний («Экология. Безопасность. Жизнь»)
Примеры массовых мероприятий:
-
Дискуссия «Открой мир здоровья» (рассмотрение
тем: факторы эконарушения здоровья, экологозависимые заболевания,
демографическая ситуация);
-
Экологическая трибуна «Как защитить себя в условиях «плохой» экологии» (с
обсуждением вопросов: среда обитания и здоровье человека, экологические
проблемы выживания);
-
Урок доброты «В ладах с природой, в мире с людьми»;
-
Экологическая игра «Человек! Оглянись, остановись, подумай!» (может быть
построена по типу судебного заседания);
-
Литературно-музыкальные вечера «Путешествие на край земли», «Как прекрасен этот
мир», «В защиту природы».
-
Вечера: праздник русской березки «Нет дерева милей», вечер жалоб «Книга
природы», праздник «Птичьему пенью с вниманьем, с волненьем» (ко Дню птиц);
- эколого-краеведческий
час «Голубая нить жизни» (к Всемирному дню водных ресурсов);
- литературно-экологический
круиз «Журчащие родники – неповторимая краса земли»;
-
час экологии «Экоцарство – мудрое государство»;
-
литературно-орнитологическая игра «Синицы-озорницы и другие птицы»;
-
художественно-экологическая гостиная
«Картинки природы»;
-
экологическая гостиная «Давайте будем беречь планету»;
-
занимательное эко-путешествие «Мы хотим, чтоб от народа не страдала бы
природа»;
-
урок экологической этики «Брось природе спасательный круг!»;
-
слайд-экскурсия «Земля – наш общий дом»;
- Эколого-познавательная
программа «В чудесном мире пчел»;
-
экологический марафон «Что в лесу растет, кто в лесу живет»;
-
поэтическое обозрение «Лес, ветер,
родник – имеет каждый свой язык»;
-
экологический альманах «И все они – создания природы»;
-
заочная экскурсия по заповедникам «Сохрани родную природу».
Диапазон
игровых форм, используемых с
читателями в библиотеках, очень велик. Например:
-
конкурсно – игровые калейдоскопы «Разноликая природа», «Великие загадки земли»,
«Эмоциональные животные»;
-
экологические турниры, игры «Экологические шарады», «Реки, речки и моря на
земле живут не зря», «Забавная арифметика на природе», «Юный эколог»,
«Путешествие на планету Земля»
- литературная игра-путешествие «Танец капельки
с дождем»;
и
др.
Познавательным характером отличаются
мероприятия, организованные к датам Экологического календаря:
- · День птиц,
- · День Земли,
- · День защиты окружающей среды и др.
Один из рабочих дней библиотеки может быть объявлен
«зелёным днём». Это будет познавательно-практическое мероприятие, участники которого из
беседы библиотекаря узнают о значении зелёного цвета в жизни человека, а
также примут живое участие в посадке цветов возле библиотеки.
Можно продумать интересные мероприятия в защиту лесов:
·
выставки «И этот лес, и эти небеса и есть душа моя живая», «ЛЕС – богатство
наше», «Лес ты наш, батюшка».
·
У выставок провести беседы, экологические уроки, часы загадок, такие, как
экологический калейдоскоп «Очарование русского леса», викторина «Лесные тайны»,
конкурс стихов о лесе «С любовью к лесу», вечер поэзии о лесе «Жизнь природы
там слышна».
·
В преддверии Новогоднего праздника будет актуальна экологическая акция
«Зелёная ёлочка – живая иголочка». С целью сохранения красавицы ели
библиотекарь, используя материалы Интернет-ресурсов, может предложить варианты
украшений новогоднего праздника и показать мастер-класс по изготовлению ёлочек.
Среди мероприятий
экологической направленности можно выделить такие формы, как Акции «Чистота деревенских улиц» и «Посади
дерево»; конкурсы на изготовление скворечников и кормушек для птиц.
Постоянно-пополняющаяся новыми экспонатами выставка поделок из коряг и
подручных материалов научит видеть прекрасное, поможет развить творческую
способность и фантазию.
Стремление вызвать сочувствие, восхищение, уважение, дружелюбие по отношению к
природе помогают достичь и уроки
воспитания вне стен библиотек. К примеру, зеленая экскурсия «Рощи да леса –
родного края краса», экскурсия в мир лекарственных трав «Нам от болезней всех
полезней», час экологических знаний на природе «Разговор у речки».
Деятельность экологических клубов должна быть направлена
на пропаганду литературы об окружающей природе, а также привлечение к чтению
литературы природоведческой тематики, привитие любви к Родине, к родной
природе. В работе клубов используются различные формы работы: книжные выставки,
обзоры, беседы, громкие чтения, викторины, конкурсы,
информационно-познавательные часы, утренники, праздники, заочные путешествия,
кроссворды и т.д. Тематика занятий разнообразна: от поделок из природного
материала до исследовательских работ по экологии.
В рамках работы экологического клуба можно
провести:
• КВН: «Птичьи
разговоры» (ко Дню птиц);
• КВН: «Кто лучше всех
выводит трели?..»;
• Познавательное
путешествие: «Наш зеленый друг, волшебник и чародей по имени Лес» (ко Дню
работников леса);
• Прогулка по парку:
«Звери рады – без народа им веселье и свобода» (к международному Дню животных);
• Экскурсия-обзор по
родникам родного края: «Родники, вы мои родники…»;
• Устный журнал: «Из
истории Красной книги» (к всемирному Дню окружающей среды);
• Устный журнал:
«Родил двенадцать деток год».
• Устный экологический
журнал: «По примеру маленького принца приведем планету в порядок»;
• Экологический ринг:
«Твои соседи по планете»;
• Викторина: «Мой
ласковый и нежный зверь»;
• Игротека: «Полна
загадок чудесная природа»;
• Беседа: «Дед Мороз в
гостях у читателей библиотеки»;
• Цветочная мозаика:
«По именам здесь знаю все цветы я…»;
• Экскурсия к домашним
растениям: «Живая природа в твоем доме!».
Это не просто развлекательные игры, беседы,
но и возможность пополнить знания юных пользователей о живой
природе, познакомить их с занимательной и познавательной
литературой по этой теме.
Главную
роль в экологическом просвещении играет умение библиотекарей находить и в
полном объеме представлять читателям информацию, несущую экологические знания. В наших
силах – формирование экологической культуры наших читателей. Если каждый
ребенок осознает, что будущее планеты зависит от него лично,
на Земле никогда не исчезнут животные, растения и чистый воздух.
Цель нашей работы – умножить добро в окружающем нас мире, сделать хотя бы один шаг к приближению гармонии всего живого на Земле.
Цель нашей работы – умножить добро в окружающем нас мире, сделать хотя бы один шаг к приближению гармонии всего живого на Земле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий