вторник, 2 февраля 2016 г.

В судьбе природы - наша общая судьба

   
 Методические рекомендации

Сохранение природы, поддержка устойчивого экологического равновесия – главное условие дальнейшего существования и развития цивилизации. Это должны понимать молодые граждане России, которым жить в будущем. Библиотекари же знают и другую важную истину: в современном мире информация является ключом к успеху. В том числе и в решении экологических проблем.
Библиотекам принадлежит особая роль в непрерывном экологическом образовании местного сообщества. Даже минимальный книжный фонд любой библиотеки дает возможность видеть экологическую проблему во всей ее многоаспектности.
   
 Работа библиотек по формированию экологической культуры разнообразна и позволяет пользователям понять злободневность экологических проблем.
      При проведении каждого мероприятия библиотекари стремятся добиться того, чтобы каждый участник осознал себя частицей Земли, заставляют размышлять над экологическими проблемами, пробуждают неравнодушное отношение к каждой бабочке и стрекозе, к каждому зверю и птице, и в конечном итоге – к самому себе.


 Можно разработать эколого-просветительские программы: 
·        «И нам дана на всех одна планета хрупкая Земля»
·        «Край родной мой в блеске радуг, в свете зорь»,
·        «Охрана природы — охрана здоровья»,
·        «Войди в лес другом»,
·        «В содружестве с природой»,
·        «Твой след на земле»,
·        «Путешествие в Экоцарство – природное государство» и др.

В ходе реализаций  программ сложится целая система взаимодействия с другими организациями и учреждениями, участвующими в процессе экологического образования и воспитания.

Располагая  информационным потенциалом, библиотеки должны стремиться привлечь внимание читателей  к  литературе, раскрывающей  различные аспекты экологических проблем: оформлять актуальные книжные выставки, помогающие воспитывать бережное отношение к окружающей среде, проводить информационные беседы и другие экологические мероприятия.

В работе по экологическому воспитанию большую пользу оказывают книги наших писателей-натуралистов: Бианки, Дмитриева, Дуровой, Сахарнова, Скребицкого, Сладкова, Снегирева, Паустовского, Пришвина, Чаплиной, Чарушина и др.

Книжные выставки и стенды в библиотеке – не просто дополнения к массовым мероприятиям, а самостоятельные формы работы. Организация информационно-просветительских стендов для освещения экологических проблем и пути их решения – тоже важный аспект библиотечной работы.
Выставки-размышления:
- «Сохраним ли мы свою планету?»
- «Что мы оставим потомкам?»
- «Заповеди природы»

Выставки-предупреждения:
- «Природа не прощает ошибок»
- «Птицы подают сигнал «SOS»

Выставки-диалоги:
- «Очнись, цивилизация»
- «Колокола тревоги нашей»
- «Эта хрупкая планета»

Выставки-дискуссии:
- «Выдержит ли наша планета?»
- «Умеет ли природа говорить?»
- «Человек в мире природы, природа в мире человека»

Можно оформить следующие экспозиции и фотовыставки:
·        «Палитра природы»
·        «Природа – колыбель человека»,
·        «Природа в музыке и живописи»,
·        «Мир окружающий прекрасен»,
·        «Экология и мы»,
·        «Тропинками родного края» - эти выставки учат, информируют, призывают, привлекают внимание к актуальной проблеме нашего времени, заставляют задуматься над экологической опасностью.
  
Массовые формы работы обеспечивают наиболее благоприятные условия для общения и взаимопонимания. Традиционными становятся:
- Экологические диалоги (диалоги между двумя участниками или между ведущими и аудиторией);
- Круглые столы  (обязательно с участием специалистов);
- Пресс-конференции;
- Экологические акции (акция «Твой след на земле»);
- Недели экологических знаний («Экология. Безопасность. Жизнь»)

Примеры массовых мероприятий:

- Дискуссия «Открой мир здоровья» (рассмотрение  тем: факторы эконарушения здоровья, экологозависимые заболевания, демографическая ситуация);
- Экологическая трибуна «Как защитить себя в условиях «плохой» экологии» (с обсуждением вопросов: среда обитания и здоровье человека, экологические проблемы выживания);
- Урок доброты «В ладах с природой, в мире с людьми»;
- Экологическая игра «Человек! Оглянись, остановись, подумай!» (может быть построена по типу судебного заседания);

- Литературно-музыкальные вечера «Путешествие на край земли», «Как прекрасен этот мир», «В защиту природы».
- Вечера: праздник русской березки «Нет дерева милей», вечер жалоб «Книга природы», праздник «Птичьему пенью с вниманьем, с волненьем» (ко Дню птиц);
- эколого-краеведческий час «Голубая нить жизни» (к Всемирному дню водных ресурсов);
- литературно-экологический круиз «Журчащие родники – неповторимая краса земли»;
- час экологии «Экоцарство – мудрое государство»;

- литературно-орнитологическая игра «Синицы-озорницы и другие птицы»;
- художественно-экологическая гостиная  «Картинки природы»;
- экологическая гостиная «Давайте будем беречь планету»;
- занимательное эко-путешествие «Мы хотим, чтоб от народа не страдала бы природа»;
- урок экологической этики «Брось природе спасательный круг!»;
- слайд-экскурсия «Земля – наш общий дом»;

- Эколого-познавательная программа «В чудесном мире пчел»;
- экологический марафон «Что в лесу растет, кто в лесу живет»;
- поэтическое обозрение  «Лес, ветер, родник – имеет каждый свой язык»;
- экологический альманах «И все они – создания природы»;
- заочная экскурсия по заповедникам «Сохрани родную природу».

Диапазон игровых форм, используемых с читателями в библиотеках, очень велик. Например:
- конкурсно – игровые калейдоскопы «Разноликая природа», «Великие загадки земли», «Эмоциональные животные»;
- экологические турниры, игры «Экологические шарады», «Реки, речки и моря на земле живут не зря», «Забавная арифметика на природе», «Юный эколог», «Путешествие на планету Земля»
-  литературная игра-путешествие «Танец капельки с дождем»;
и др.

Познавательным характером отличаются мероприятия, организованные к датам Экологического календаря:

  • ·        День птиц,
  • ·        День Земли,
  • ·        День защиты окружающей среды и др.

Один из рабочих дней библиотеки может быть объявлен «зелёным днём». Это будет познавательно-практическое мероприятие, участники которого из беседы библиотекаря узнают о значении зелёного цвета  в жизни человека, а также примут живое участие в посадке цветов возле библиотеки.

Можно продумать интересные мероприятия в защиту лесов:
·        выставки «И этот лес, и эти небеса и есть душа моя живая», «ЛЕС – богатство наше», «Лес ты наш, батюшка».
·        У выставок провести беседы, экологические уроки, часы загадок, такие, как экологический калейдоскоп «Очарование русского леса», викторина «Лесные тайны», конкурс стихов о лесе «С любовью к лесу», вечер поэзии о лесе «Жизнь природы там слышна».
·        В преддверии Новогоднего праздника будет актуальна экологическая акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка». С целью сохранения красавицы ели библиотекарь, используя материалы Интернет-ресурсов, может предложить варианты украшений новогоднего праздника и показать мастер-класс по изготовлению ёлочек.

Среди мероприятий экологической направленности можно выделить такие формы, как Акции «Чистота деревенских улиц» и «Посади дерево»; конкурсы на изготовление скворечников и кормушек для птиц. Постоянно-пополняющаяся новыми экспонатами выставка поделок из коряг и подручных материалов научит видеть прекрасное, поможет развить творческую способность и фантазию.

      Стремление вызвать сочувствие, восхищение, уважение, дружелюбие по отношению к природе помогают достичь и уроки воспитания вне стен библиотек. К примеру, зеленая экскурсия «Рощи да леса – родного края краса», экскурсия в мир лекарственных трав «Нам от болезней всех полезней», час экологических знаний на природе «Разговор у речки».

Деятельность экологических клубов должна быть направлена на пропаганду литературы об окружающей природе, а также привлечение к чтению литературы природоведческой тематики, привитие любви к Родине, к родной природе. В работе клубов используются различные формы работы: книжные выставки, обзоры, беседы, громкие чтения, викторины, конкурсы, информационно-познавательные часы, утренники, праздники, заочные путешествия, кроссворды и т.д. Тематика  занятий разнообразна: от поделок из природного материала до исследовательских работ по экологии.

В  рамках работы экологического клуба можно провести:
• КВН: «Птичьи разговоры» (ко Дню птиц);
• КВН: «Кто лучше всех выводит трели?..»;
• Познавательное путешествие: «Наш зеленый друг, волшебник и чародей по имени Лес» (ко Дню работников леса);
• Прогулка по парку: «Звери рады – без народа им веселье и свобода» (к международному Дню животных);
• Экскурсия-обзор по родникам родного края: «Родники, вы мои родники…»;
• Устный журнал: «Из истории Красной книги» (к всемирному Дню окружающей среды);
• Устный журнал: «Родил двенадцать деток год».
• Устный экологический журнал: «По примеру маленького принца приведем планету в порядок»;
• Экологический ринг: «Твои соседи по планете»;
• Викторина: «Мой ласковый и нежный зверь»;
• Игротека: «Полна загадок чудесная природа»;
• Беседа: «Дед Мороз в гостях у читателей библиотеки»;
• Цветочная мозаика: «По именам здесь знаю все цветы я…»;
• Экскурсия к домашним растениям: «Живая природа в твоем доме!».
  
     Это не просто развлекательные игры, беседы, но и возможность пополнить знания юных пользователей о живой природе, познакомить их с занимательной и познавательной литературой по этой теме.

Главную роль в экологическом просвещении играет умение библиотекарей находить и в полном объеме представлять читателям информацию, несущую экологические знания. В наших силах – формирование экологической культуры наших читателей. Если каждый ребенок осознает, что будущее планеты зависит от него лично, на Земле никогда не исчезнут животные, растения и чистый воздух.
     Цель нашей работы – умножить добро в окружающем нас мире, сделать хотя бы один  шаг к приближению гармонии всего живого на Земле.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: