понедельник, 16 января 2017 г.

Анкетирование «Портрет современного читателя абонемента»

         В 2016 году в целях совершенствовании работы абонемента, комплектования фонда отдела обслуживания и оказании библиотечных услуг было проведено анкетирование    «Портрет современного читателя абонемента».
Цель анкетирования – изучение и моделирование портрета читательской аудитории абонемента. Анализ ответов на вопросы данной анкеты дает возможность представить характер и содержание чтения пользователей абонемента библиотеки, их читательскую активность, определить круг досугового чтения.
Анкета, состоявшая из 22 вопросов, построенных как закрытые - анкетный вопрос, на который респонденту были предложены готовые варианты ответов, так и открытые, где респонденты должны были сформулировать  самостоятельно и записать ответ.
Специалисты давно отмечают возросшую читательскую активность женщин. Не стала исключением и наша библиотека. Большинство  наших  респондентов – читатели-женщины - 84%, и лишь16% - мужчины.
Читательский стаж. Большая часть опрошенных посещает библиотеку свыше 30 лет – 54% (двое анкетируемых указали, что читают свыше 60 лет), от 21 до 30 лет – 16%,  от 10 до 20 лет – 16%, менее 10 лет – 14%. 

Результаты показали,  что большинство из них сохраняют преданность библиотеке и  являются постоянными читателями библиотеки.  12%-  из читателей посещают библиотеку 1 раз в неделю, 36%- 2 раза в месяц, 22% - 3 раза в месяц, 30%- 1 раз в месяц. Трое написали,  что более ста раз в год  Средняя посещаемость абонемента респондентами составляет 23 раза в год. 


К сожалению, их возраст  становятся «старше». Возраст опрошенных варьируется от 16 до 80 лет. В процентном соотношении возрастные группы выглядят следующим образом (Рис.14).

Образовательный статус участников исследования: с высшим образованием – 18%, среднее специальное имеют 65%, среднее - 14%, неоконченное среднее 3%. 
Более 80% респондентов  приходят в библиотеку, чтобы найти книгу для отдыха,  отвлечься от неприятной ситуации чтобы, снять напряжение. (Такие читатели спрашивают в библиотеке не конкретного автора, а определенный жанр); для удовлетворения интересов по увлечениям -20% , для общения -  35%, выполнить учебное задание, повысить профессиональное мастерство -  3%
Анализируя ответы можно сделать вывод, что у читателей при посещении библиотеки есть конкретная цель. Немалая часть из них отметила несколько позиций, значит и цели посещения разнообразны.
На вопрос «Какие издания вы любите  читать?» (отметьте 3 варианта), были получены ответы: все пользователи абонемента читают книги -100%,  из них - 58% берут на дом  журналы, 18% - газеты,  10%  - пользуются электронными изданиями, 3 % -брали на дом аудиокниги (Рис. 15).
Рис. 16. Распределение читательских предпочтений по жанрам
Что касается жанров и тематики чтения, то ответы распределились         следующим образом (Рис. 16):
Анализ полученных данных по этому  вопросу анкеты показал: предпочитаемый жанр произведений  детектив. Стабильной популярностью пользуются исторические романы, они на втором  месте. Имеется устойчивая группа читателей, для которых историческая книга является неотъемлемой частью их жизни. На третьем месте – фантастика.  Причем полученные сведения опровергают устойчивое мнение, что «фантастика – литература только для юных». За последнее время интерес к этому жанру литературы, а особенно к «фэнтези»,  возрос среди читателей разных возрастных групп.  На четвертом месте стоят дамские романы (мелодрама - 37%). Читают их, в основном, женщины всех возрастов. 12% респондентов с удовольствием читают мемуарную (мужчины - воспоминания о войне, женщины – воспоминания артистов и актеров) и юмористическую (15%) литературу.

Однако немало респондентов читают и классические произведения. Так произведения русской классики читают 28% (Рис.17). 
Большое количество классических произведений объясняется как личными читательскими предпочтениями, так и влиянием учебных программ. Среди книг читаемых респондентами в настоящее время указаны произведения: Ф. М. Достоевского «Идиот», Лажечников «Ледяной дом», М. Шолохов «Тихий Дон», А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» и др.  Зарубежную классику читают  12% (в настоящее время читаются  книги: У. Коллинз Лунный камень, Ш. Бронте  Джейн Эйр).
Из отечественной литературы (а читают ее 75% анкетируемых) назывались как произведения современных авторов (З. Прилепин "Обитель",  З. Прилепин  "Санькя",  Т. Толстая  "Кысь",  Е. Водолазкин "Лавр",  А.Круз "Лед", все книги А. Прозорова, М. Семенова "Валькирия",  О. Громыко "Профессия ведьма", М. Семенова "Волкодав", Б. Сушинский  Антарктида: четвертый рейх" и др.), так и произведения советской литературы (Б.Васильев  "А зори здесь тихие", Ф.Березовский "Бабьи тропы",  И. Басаргин "Черный дьявол", М.  Алексеев «Ивушка неплакучая»,  Ю. Сергеев" Становой Хребет" и др.)
 Литература современных  зарубежных авторов также находит своего читателя на абонементе нашей библиотеке (20%). Такие книги как Мартин «Битва престолов», Белоу «Запретам вопреки», Б. Смолл «Скай О,Малли», Д. Макнот, К. Маккалоу Поющие в терновнике, произведения Нортона, и др.,   отмечены как книга, которая запомнилась из прочитанных за последний год или читаемая в настоящее время.
 Почти треть (28%) респондентов интересуются литературой краеведческого характера. Сборники стихов, рассказов, воспоминания о малой Родине пользуются популярностью среди читателей абонемента.
 Чаще всего информацию о книгах, пользователи абонемента получают в  библиотеке (85%), от друзей и коллег (55%), 15% - из СМИ, 10%- из интернета, кн. магазинов,  и др. (Рис.18)

При выборе книг, респонденты обращают внимание на фамилию автора (75%) и на аннотацию 72%.  Размер шрифта интересует-32%, и это неудивительно, т.к. большинство читателей люди зрелого возраста. Меньше  всего они обращают внимание на  оформление обложки и на заглавие. Можно сделать вывод, что хотя подавляющее большинство читателей предпочитают выбирать литературу сами – 72 %,  а для 75 % при выборе книги  имя автора играет решающее значение, рекомендации и помощь библиотекаря очень существенна. При выборе книги прислушиваются к совету библиотекаря (75%) и обращаются за  помощью к нему (78%).  67% респондентов  всегда находят на абонементе необходимые им издания, 30% часто, 2% иногда не находят.
Рис. 19. Какие разделы фонда нуждаются в обновлении?
На вопрос:  «Какой интересующей Вас книги не оказалось на абонементе?» были получены ответы: 1. Андахази Ф. "Анатом", 2. Сирас А. "Арарат",3. Изданий по вязанию, 4. Ужасов.
   Было важно узнать, насколько удовлетворяет фонд абонемента  запросы пользователей (Рис. 19,20). 



Из анкетного опроса следует, что достаточно высокий процент, а именно 70 % респондентов считают, что необходимо обновить фонд отечественной и 50% зарубежной художественной литературы.  Из анализа анкет следует, что требует обновления фонд по праву, экономике, педагогике, философии, естествознанию и медицине, искусству, технике и др.


 Из журналов на абонементе чаще берут: "Тайны 20 века" - 20% , "Чудеса и приключения" -  7%," Биография" и  "Удивительное рядом" - 6%, "За рулем", "Лиза", "1000 советов" по 5% , "Наука и жизнь", "Тайны звезд", "Сельская новь" и др.
 Какие журналы Вы хотели бы видеть в отделе абонемента?
  Молодежные 3%, «Вокруг света» 12%, «Стори» 11%, «Свет» 5%, а также «Заготовки», «Приусадебное хозяйство», «Зимняя вишня», «Рецепты на ура»,  «Мир женщины».

Какими сервисными услугами Вы пользуетесь чаще всего?
   Наиболее востребованными сервисными услугами на абонементе являются: бронирование изданий 32%, подбор изданий по теме 33%, заказ изданий по телефону 7,5%. 22% читателей не пользуются дополнительными услугами (Рис.21).

Какие новые услуги Вы хотели бы видеть в отделе абонемента?
Этот вопрос оставили без ответа  57,7% респондентов,  28,6% написали, что их все устраивает. Из новых услуг  скоростной интернет хотели бы иметь  6%, а  бесплатный  интернет 2%.
Основные пожелания сводятся к двум: больше иметь новой литературы и новых журналов.
На вопрос: «Что затрудняет поиск информации на абонементе?» (отметьте 3 варианта)  78% респондентов ответили что  «ничего», трудно ориентироваться в открытом доступе - 2%.  А то, что   «неумение пользоваться каталогами и картотеками» указали 14% респондентов и «отсутствие свободного доступа к электронному каталогу» - (6%), это заставляет сделать выводы о работе с читателями по формированию информационной культуры у пользователей абонемента.
                   Почти треть (28%) пользователей абонемента читают сами и берут книги и журналы  для своих родных, друзей. 
Портрет современного читателя абонемента:
Опрос показал, что наиболее активными читателями являются:
– женщины (84 %), в возрасте от 50 лет и старше (58 %,),
– образование преимущественно среднее специальное 65,7 %,
– читательский стаж у 54% опрошенных свыше 30 лет
-средняя посещаемость библиотеки  респондентами составляет 23 раза в год
– чтение художественной литературы остается частью их духовной жизни.
 Чтение воспринимается, прежде всего, как отдых, релаксация. Среди жанров художественной литературы абсолютным лидером являются детективы,  на втором месте исторические романы, третьем месте – фантастика,  на четвертом месте стоят дамские романы (мелодрама - 37%).
Среди опрошенных 75 % поклонников современной отечественной литературы (28 % русской классики) и 20% современной зарубежной литературы(12% зарубежной классической литературы).  Респонденты отметили и произведения последних лет, и книги популярные на протяжении нескольких десятилетий.
Исходя из ответов на наши вопросы, можно заключить, что для многих людей библиотека – учреждение востребованное.
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что в анкетировании приняли участие наиболее активные читатели абонемента. И поэтому библиотека должна поддерживать чтение этой группы читателей. Для этого необходимо:
– систематически и оперативно пополнять фонд новинками современной художественной литературы, так как библиотека для них остаётся главным и единственным источником чтения новинок, расширять и систематически обновлять репертуар фонда открытого доступа;
– сотрудникам абонемента необходимо в полном объеме владеть информацией о книжных новинках, о рейтингах книжных продаж и читательской популярности;
– необходимо, чтобы в читательском репертуаре обязательно были произведения писателей, определяющих, по мнению литературного сообщества, современный литературный процесс (лауреаты литературных премий – "Русский Букер", «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Дебют» и др.);
– пропаганда лучших произведений классической и современной литературы (буклеты, рекомендательные списки новых поступлений, видеопрезентации) на абонементе должна способствовать повышению статуса книги, продвижению чтения, повышению интеллектуального уровня и развитию читательского вкуса, позиционированию чтения, как интересного, престижного занятия, приносящего радость и удовольствие;
- активизировать работу по формированию информационной культуры у пользователей абонемента.

Анкетирование обработано и описано зав.отделом обслуживания Татьяной Михайловной Рычковой


4 комментария:

  1. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Очень интересная информация, и выводы правильные! Вот только как систематически и оперативно пополнять фонд новой современной литературой?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, добрый вечер! Финансирование это наверно бич всех библиотек, ну провинциальных точно. Потому и предыдущий пост родился- проф. периодика, доступная в интернете, потому как без нее, особенно методист, испытывает жуткий информационный голод

      Удалить
  2. Интересная статистика, правильные выводы. Жаль, что средств катастрофически не хватает на придание нашим библиотекам современного вида и и пополнения информационными и библиотечными ресурсами. Увы, но это грустно! А у нас в школе даже площадей нет, чтобы читальный зал обустроить

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! У вас и так воспитательная работа в школе бьет ключом!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: