четверг, 2 ноября 2017 г.

Помни, что ты только человек. Проблема толерантности в современном мире.


 «Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.


Как часто вы ловили себя на мысли о том, как вам не симпатичен человек, делающий что-то непривычное или не приличное, с вашей точки зрения? Довольно типичная картина, сидящие на корточках, к примеру, на автобусной остановке, мужчины. Кого-то это может просто раздражать. Между тем, у тюрко-язычных народов, башкир, татар, казахов беседовать стоя по правилам традиционного этикета не принято, мужчины, даже встретившись на улице, присаживаются на землю или на корточки,.
“Этнические различия проявляются в том, как люди одеваются, как они едят, в их излюбленных позах, хотя все люди на земле одеваются, едят, стоят и сидят”, - отмечал известный российский этнограф С. А. Арутюнов.
Эти различия и есть проявление разных культур, обычаев и традиций. И если, на ваш взгляд, люди ведут себя как-то странно, не стоит спешить с умозаключениями и с оценками, лучше постараться узнать и понять другую культуру.
Этот список различий может быть очень длинным. А есть еще разные ритуалы приветствия, традиции гостеприимства, разные традиции в воспитании детей, взаимоотношения их с родителями, взаимоотношения между мужчинами и женщинами.
Однако при всем этом бесконечном многообразии существуют универсальные принципы отношения Человека к Человеку, вне зависимости от национальной или культурной принадлежности.
Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относиться к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.

Буддизм.:
“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову "
 Конфуцианство:
“Не делай другим того, чего не хотел бы от других ”
Индуизм:
Не делай другому того, от чего больно тебе”
Ислам:
“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого ”
Иудаизм:
“Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе ”
Даосизм:
“Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей”
Христианство:
“Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ” Такие нормы человеческого сознания и поведения называют толерантными.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»:
Википедия:
"Терпимость" — социологический термин, обозначающий подавление внутреннего несогласия от негативного внешнего выражения/по отношению к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Для русского языка слово “толерантность” относительно новое, четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Для того, чтобы его понять, предлагаем совершить небольшой лингвистический экскурс:
·        tolerancia (испанский)Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения
o   tolerance (французский) — Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
o   tolerance (английский) — Готовность быть терпимым, снисходительность
o   kuan rong (китайский) — Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным
o   tasamul’ ( арабский) —Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим
o       Терпимость (русский) — способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке.
В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от ваших собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.
 Что же такое толерантность?
Согласно Декларации принципов толерантности (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО, 1995 г.),
1)                                                                                          ТОЛЕРАНТНОСТЬ - «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству С людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
2)      «Толерантность - это жизненная мировоззренческая позиция “за” или “против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности.
“Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Проявление толерантности, которое созвучно уважению к человеку иных культурных установок и убеждений, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям”.
 Между тем, имеют право на существование различные понимания термина ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
*В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию.
*        С точки зрения философии толерантность — это жизненная мировоззренческая позиция “за” или “против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности.
*        В этике понятие “толерантность” отождествляют с понятием “терпимость” — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается, как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения.
Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.
*        Толерантность в сфере межнационального общения — это признание ценности “другого”, отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие.

*  Этническая толерантность — акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических общностей. При этом выработка взаимной терпимости не означает исключения взаимной критики, аргументации в пользу той или иной концепции, научных дискуссий, не предлагает обязательного отказа от собственных суждений. То есть диалог культур предполагает, прежде всего, культуру диалога. Необходимо, чтобы срабатывало “золотое” правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: относиться к другому так же, как к себе, а к себе, как к другому.
 Вот несколько ответов конкретных людей на вопрос «Что такое для BAС толерантность?»
1) «Что такое толерантность- это понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя цветом кожи, образом мысли, имущественным положением, он не обязательно тебе враг... Николай Дмитриев, художественный руководитель московского культурного центра “Дом”
 2) «Одни люди по рождению не обладают никакой фобией, другие обладают, но общество должно заставить человека уметь контролировать эти свои не самые приятные качества» - Владимир Двинский, кинорежиссёр-документалист.
3) «…терпимость, когда я терплю, что моя церковь, а рядом с ней находится мечеть и синагога – все в одном квартале. А толерантность – это когда я, православный верующий, вместе в евреем-иудаистом помогаю мусульманину строить его мечеть. Толерантность – это знание инаковости как части собственного» - Валерий Тишков, доктор исторических наук, директор института антропологии и этнологии Российской Академии наук.
4) «для меня самое главное в толерантности, ее символ – лодка, на котрой, как в ноевом ковчеге, уживаются и спасаются люди, животные, совершенно не похожие, разные» - Александр Асмолов, доктор психологических наук, автор и руководитель Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Виды и функции толерантности
Беря за основу основные виды жизнедеятельности человека, можно выделить толерантность между различными социальными слоями (бедные и богатые), между родителями (или значимыми взрослыми) и детьми, между вероисповеданиями, этносами, жителями стран с различным государственным строем и т.п. Каждый вид толерантности будет обладать своей спецификой, условиями существования и, конечно, формами и способами его формирования. Поэтому, апеллируя к этому понятию, необходимо уточнять, о каком именно виде идет речь.
Функции толерантности:
Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения.
Регулирующая — позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
Культуросохраняющая — обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона
Психологическая — служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.
Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.

«..каким XX век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, человекофобии, преследований и убийств людей только за то, что они — другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса...”(Александр Асмолов)
Развал коммунистической ценностно-нормативной системы в СCCP на рубеже 80- х - 90-х годов XX века породил нравственно-идеологический вакуум, который быстро заполнился в некоторых регионах страны этноцентристским и интолерантным суррогатом, стимулировавшим развитие обратных сторон толерантности. Таких, как:

Геноцид- (от грец. genos - род, племя и лат. caedere убиваю) - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, одно из тягчайших преступлений против человечества.
Расизм — Отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими.
Ксенофобия (от греч. xenos - чужой + phobos - страх) -Боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним, убежденность в том, что “чужие”могут нанести обществу (человеку) вред.
Экстремизм (от лат. extremus - крайний) - Приверженность к крациим взглядам и мерам (обычно в политике).
 Этноцентризм -Отчуждение других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими другого языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие.
Человеку свойственно делить всех на “своих” и “чужих. «Чужие», как правило, представляют опасность, они враги, с ними нужно быть настороже, при этом индивидуальные свойства “чужаков” не имеют значения.

Следует отметить, что предметом нетерпимости среди школьников может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
 Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Необходимо знать, что:
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
  
                 Возникают два вопроса: с какого возраста и с чего начинать формирование толерантности?

Формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. Поэтому образовательные институты, созданные для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что, в конечном счете, определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должны быть готовы работать не только с самим ребёнком, но и с его семьей.



Решение первого вопроса предполагает ответ на второй. Необходимо так строить свою деятельность, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.
Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств — через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.
Условия, при которых система формирования толерантности будет эффективна, включают в себя:
§    развитие в детях и подростках гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни и т.д.);
§    включение мультикультурного материала во все аспекты деятельности;
§    развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;
§    создание атмосферы, в которой субъекты воспитания не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других;
§    проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов.

Очень трудно представить абсолютно толерантного человека. Решить проблему воспитания толерантности непросто. Необходима координация усилий со стороны государства, образовательных учреждений, общественных организаций, библиотек.

Когда человек научится мысленно ставить себя на место других и, таким образом, корректировать свое поведение, он станет по-настоящему толерантным человеком. Это непросто, но мы, библиотекари, должны к этому стремиться.

8 комментариев:

  1. Наталья Васильевна! Трудную проблему вы поднимаете в своем блоге! Очень нужный и полезный пост! Давайте все дружить! Когда мы жили в Советском Союзе, то всех любили, людей разных национальностей, особенно тепло относились к чернокожим представителям. Откуда сейчас взялась расовая ненависть у молодежи? Непонятно! В школе их учат толерантности. А на самом деле получается все наоборот. Не понимаю, откуда взялись в нашей стране скинхеды. Из космоса их запустили? Да, нет, они наши доморощенные оказывается...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, я тоже за дружбу, невзирая на национальность! Тем более приближается день толерантности!

      Удалить
  2. Так и хочется закричать на весь мир: "Люди, давайте жить дружно" Жаль, нас никто не услышит. Политика)))

    ОтветитьУдалить
  3. Я тоже считаю, коллеги, что это политика... И мне не нравится термин "толерантность"... Есть же в нашем русском словаре такие понятия терпение, терпимость, милосердие... Дружба, наконец! В моём классе(училась в селе) были разные дети, разных национальностей. Только теперь я вспоминаю. что это были казахи, татары, западные украинцы (их родителей выслали в Сибирь, немцы... Нам, детям, это в голову не приходило, что нужно к Аману относиться толерантно. Это был наш друг!
    Вопрос сложный. Мнений много...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Во всяком случае, Людмила Федоровна, детям нужно об этом говорить.

      Удалить
  4. Спасибо за актуальный материал!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: