вторник, 6 июня 2017 г.

«ЖИТЬ В СТРАНЕ ЗДОРОВЬЯ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТА В БИБЛИОТЕКАХ»



При встрече люди всегда желают друг другу здоровья: «Здравствуйте, доброго здоровья!» Действительно, здоровье необходимо любому человеку. Особенно важно сохранить здоровье детей и подростков.
Установка на здоровье, здоровый образ жизни не появляются у человека сами собой, а формируются в результате определенного информационного, педагогического воздействия. И одна из ведущих ролей в этом деле, наряду с органами здравоохранения и образования, принадлежит библиотекам.    
Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам, вожатым, библиотекарям в организации массовой работы в данном направлении.


Методические рекомендации
  Здоровье  – это высокая ценность, оно является одним из основных факторов качества жизни. Физкультура и спорт – это показатель здоровья нации, уровня цивилизации общества и государства. Одна из задач библиотеки, являющейся одним из общественных институтов, состоит в том, чтобы способствовать продвижению этих ценностей, значимых как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Именно поэтому весьма значимой была и остаётся деятельность, направленная на формирование у пользователей адекватного восприятия физической культуры и спорта, как необходимых факторов способствующих сохранению здоровья - одного из важнейших жизненных ценностей человека.
       Одним из условий успеха в осуществлении этой деятельности является грамотный подход к популяризации физической культуры. Библиотеки имеют возможность использовать широкий спектр разнообразных средств и методов. Среди возможных направлений работы библиотек в данном направлении назовем: формирование адекватных представлений о физкультуре и спорте, продвижение нравственных ценностей спорта.
Для формирования адекватных представлений о физической культуре необходимо рассматривать её в качестве составной части общей культуры (каковой она и является). В свою очередь, спорт - составная часть физической культуры, существующая в форме соревновательной деятельности, а также и специальной подготовки к ней. В настоящее время существуют две взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый спорт и спорт высоких достижений. Массовый спорт - основа спорта высших достижений, условие физического совершенствования подрастающих поколений. Он является органической частью системы физического воспитания, физической культуры общества. Массовый спорт лишь относительно лимитируется возрастом, состоянием здоровья, уровнем физического развития людей. Спорт высоких достижений позволяет на основе выявления индивидуальных способностей человека, а также регулярной углублённой тренировочной практики и специализации добиваться максимально возможных спортивных результатов. Рекорды в спорте высших достижений, победы в спортивных соревнованиях создают моральный стимул для развития массового спорта.
        Библиотека может помочь (особенно это важно для детей и подростков) осознанию того, что занятия физической культурой и спортом дают человеку уверенность в себе, ощущение здоровья, красоты. Спорт формирует и закаляет характер, занятия им воспитывают целеустремлённость, ответственность, силу воли.
      Немаловажно, что правильное восприятие пользователями физической культуры и спорта способствует формированию у человека ответственного отношения не только к собственному здоровью, но и к здоровью близких, здоровью окружающих. В рамках данного направления, а также продвижения идеалов олимпизма уместен будет рассказ о людях, которые являются примером мужества и воли. Спортсменам-паралимпийцам может быть посвящён вечер-демонстрация человеческих возможностей "Жить и побеждать" или иное мероприятие.

Нельзя отрицать тот факт, что в настоящее время во многих библиотеках наблюдается дефицит литературы как о спорте в целом, так и по отдельным спортивным дисциплинам. Признавая это, нельзя, вместе с тем, забывать о возможности использования для продвижения идей спорта литературы по истории, искусству, культурологии.
       В настоящее время в библиотеках всё чаще идёт речь о необходимости предоставления пользователям информации не только о книжных новинках и периодических изданиях, но и об Интернет-ресурсах. Посредством их продвижения библиотеки также способствуют популяризации физкультуры и спорта. Обзоры Интернет-ресурсов, включение ссылок на соответствующие сайты в издания библиотек, упоминание о них на информационных пятиминутках и просто в беседах с читателями, особенно с молодежью - всё это должно присутствовать в современной библиотеке.
        К примеру, сайт "Спортивная электронная библиотека" (Российская спортивная энциклопедия) http://www.libsport.ru/ представляет собой огромный массив информации о спорте и здоровом образе жизни. Все материалы разделены по категориям и типам документов (новости, научные и научно-популярные статьи, нормативные акты, сведения об истории различных видов спорта, биографии спортсменов и так далее). Также представлены электронные версии периодических изданий, учебников, справочные базы данных, ссылки на тематические ресурсы интернета. Этот ресурс обеспечивает огромному числу пользователей Интернета доступ к самой свежей и полной информации по вопросам физической культуры и спорта, способствует популяризации спорта и идей здорового образа жизни.  Адрес ещё одной электронной библиотеки - http://lib.sportedu.ru/ - Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту; здесь размещаются материалы спортивных журналов и полезные ссылки по теме.
      
 Информирование об истории спорта
Грядущие большие международные соревнования (Олимпийские Игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, прежде всего, проходящие в России) дают богатейший материал и прекрасный повод для того, чтобы провести в библиотеке мероприятия, посвящённые истории спорта. Это может быть слайд-журнал, спортивно-исторический круиз "Путешествие в прошлое Олимпийских игр" или презентация виртуальной галереи "Звёзды спорта", посвящённой кумирам миллионов - звёздам мирового спорта, которая позволит больше узнать о подробностях их спортивной карьеры, выдающихся достижениях. В библиотеке может быть оформлен стенд или уголок, являющийся отображением дневника Олимпиады ("Олимпийский календарь"), где будет размещена программа состязаний текущего дня, а также экспресс-информация о его героях и их достижениях.
     Отдельные виды спорта можно представить в указателях, рекомендательных списках, например, "Спорт для настоящих мужчин", "Спорт - жизнь", "Спорт для каждого". Помощь в работе окажут созданные в библиотеке электронные базы данных (в том числе полнотекстовые), папки-досье, буклеты, памятки и иные издания "малых" форм.
Популяризация  спортивных достижений соотечественников позволяет     формировать патриотические ценности, гордость за свою страну, за свою малую родину.
     Победы российских спортсменов являются предметом национальной гордости и радостью миллионов болельщиков. Рассказ об их спортивной биографии, о том, как они нашли себя в спорте, о трудностях и успехах будет интересен многим. Тем более вызывают заслуженный интерес спортсмены-земляки, люди, с которыми читатели могут встретиться на улицах родного города, поселка.
 Мероприятия, основой которых является краеведческий материал, могут быть проведены как в традиционной форме (встреча-интервью с местными спортсменами), так и с использованием компьютерных технологий (слайд-парад "Наши земляки - олимпийцы"). Примером более креативного решения будет организация своеобразного спортивного шоу с участием земляков, увлекающихся, например, оздоровительными методиками (нередко подкреплёнными нетривиальной жизненной философией).

     Библиотеки, имеющие соответствующие технические и кадровые возможности, могут рассмотреть возможность выпуска электронной мини-энциклопедии, в которую могут быть включены как материалы общего характера, так и информация краеведческого характера (например, адреса спортивных школ и секций, рассказ об областных (районных, городских) праздниках и соревнованиях, о летних школьных спортивных лагерях и о местных спортсменах. Безусловно, подобное издание требует, помимо всего прочего, немалого количества времени на его подготовку и доступно не всем библиотекам. Однако создание разнообразных "малых" форм собственной издательской продукции (памяток, закладок, буклетов и проч.) вполне по силам любой, даже самой небольшой библиотеке, оснащенной компьютером и принтером.

       Продвижение идей физкультуры и спорта как досуговых занятий для пользователей всех возрастов.
В работе по данному направлению оптимальным представляется вариант, при котором чётко обозначена (в том числе, усилиями сотрудников библиотек) даже не возможность выбора между здоровым или нездоровым образом жизни, а возможность выбора среди разнообразных вариантов здорового поведения. При этом акцент должен быть сделан на популяризации самостоятельных занятий людей самого разного возраста, формирование привлекательности спортивного стиля жизни. Среди тем:  "Нам года - не беда!", "Чтобы телом и душой были молоды", "Юность, сила, красота", "Спорт для каждого", "Беречь здоровье смолоду".
        Для продвижения ценностей спорта, приобщения к занятиям физической культурой библиотекам целесообразно включать в план работы комплексные мероприятия - такие, как Дни (недели, декады) здоровья, Марафоны здоровья. Они могут проходить под девизом  "Новому веку – здоровое поколение", "Здоровая Россия" и иметь соответствующую символику.
       В программу могут быть включены самые разнообразные конкурсные программы, видео часы, выставки-просмотры, обзоры. Не лишним будет проведение социологического исследования (например, "Спорт и книга"), которое станет необходимым этапом для дальнейшего изучения отношения молодёжи к здоровому образу жизни, к спортивной литературе, к физкультуре и спорту, позволит правильно подойти к организации работы, делать акценты на наиболее важных моментах.
     Интерес у пользователей может вызвать музыкально-спортивный праздник, представляющий собой красочное сочетание различных звуковых и видео- эффектов (как вариант - с использованием караоке) или литературно-спортивный вечер. Менее зрелищным, но не менее информативными и нужными были и остаются разнообразные выставки (выставки-информины, выставки-советы, выставки с элементами инсталляции), тематические полки в сочетании с традиционными беседами и обзорами.
     Осуществляя деятельность, направленную на популяризацию физической культуры и спорта, особое внимание следует уделять многочисленным интерактивным формам работы. В их числе:
v    акции ("Территория здоровья", "Брось курить!", "Пять минут для здоровья"), а также акции по уборке и благоустройству открытых спортивных площадок и детских площадок;
v    беседы с игровыми элементами, ситуационные и психологические игры ("Мое здоровье - моё богатство", "О ценностях истинных и мнимых", "Умей сказать - "нет"!) направленные на формирование и совершенствование умения вести дискуссию, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе.
v    тренинги, психологические практикумы (отличие от мероприятий предыдущей группы в том, что их чаще всего проводит специалист с соответствующим образованием); целью подобных мероприятий является оказание психологической помощи в установлении эмоциональной связи (как с родными и близкими, так и с другими людьми), в формировании сознательного отношения к себе, умении находить общий язык с окружающими, а также в подготовке к важным жизненным событиям;
v     дискуссии, ток-шоу, перекрестки мнений, часы откровенного разговора, спор-часы, ("Формула здоровья", "Экстремальные виды спорта: "за" и "против");
v    конкурсно-игровые программы с элементами спортивных состязаний (спортивно-интеллектуальные игры, спортивно-экологические мероприятия); На подобных мероприятиях участники могут показать не только свои знания и эрудицию, но и силу, ловкость, выносливость в спортивных состязаниях. Как пример - турнир "Богатырские забавы", спортивно-экологический марафон "Лесные тропинки".

Другие рекомендуемые мероприятия:

v    творческие конкурсы (рекламных плакатов, фотоколлажей, рисунков на асфальте, граффити, сочинений, слоганов); Все эти мероприятия можно провести и в заочной форме (используя возможности Интернета, в том числе, информационное пространство своего сайта, способствуя тем самым и продвижению сайта) с публичным подведением итогов и награждением победителей;
v    театрализованные представления (мероприятия с элементами театрализации). Большинство юных читателей с удовольствием примерят на себя роль актёра, приняв участие в празднике здоровья "В гостях у Мойдодыра" (для учащихся младших классов) или хроноэкскурсии "На Олимп" (для более старших);
v    информ-досье, слайд-шоу ("Знаменитости против наркотиков", "Слагаемые здоровья");
v    часы интересных сообщений «Спорт - на всю жизнь!» "Спорт-экстрим", уроки здоровья.  

        Необходимо активно пропагандировать физическую культуру  и спорт, т.к. занятия спортом в любом возрасте – одно из наиболее действенных средств, помогающих человеку активно использовать физическую культуру в своем образе жизни.

Приложение 1.
Названия для мероприятий
¾   «Бесценный дар здоровья сбереги»
¾   «Быстрее! Выше! Сильнее!»
¾   «В поисках страны здоровья». 
¾   «В помощь футболисту»
«Пейте, дети, молоко, будете здоровы!»
«Стадион Крепыш»
¾   «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся» 
¾   «В свете Олимпийского огня» ( номинации: «Олимпиада и олимпийское движение»; «Спортивный натюрморт»; «Я и моя семья «ЗА» здоровый образ жизни»)
¾   «В стране ЗДОРОВЬЕ»
¾   «Всем, кто хочет быть здоров»
¾   «Встреча на цветочной поляне»,
¾   «Да – здоровью, да – мечте, нет – наркотикам, беде»
¾   «Добрые советы для вашего здоровья»,
¾   «Дружим со спортом всей семьёй»
¾   «Если хочешь быть здоров!»,
¾   «Закаляйся, если хочешь быть здоров» 
¾   «Здоровому жить здорово»
¾   «Здоровым быть – в радости жить»
¾   «Здоровым быть престижно» 
¾   «Зимние развлечения»,
¾   «Как Болейку перевоспитали»;
«Спорт нужен миру»;
¾   «Как набрать для жизни силы»,
¾   «Книга на службе здоровья» 
¾   «Книги для жизни и хорошего самочувствия»
¾   «Красоту и здоровье дарит природа»
«В гостях у Мойдодыра»
¾   «Красоту и здоровье дарит природа»
«В путь-дорогу собирайся — за здоровьем отправляйся»
¾   «Наш друг спорт»
¾   «О здоровом образе жизни»
¾   «Папа, мама, я – спортивная семья»
¾   «Путешествие в мир безопасности и здоровья»
«Спорт нам поможет силу умножить»
¾   «Рецепты здоровья и долголетия»
¾   «Сегодня быть здоровым – модно и престижно»
¾   «Советы доктора АПЧХИ» 
¾   «Стиль жизни – здоровье» 
¾   «Твой друг – спорт» 
¾   «Физкультура и спорт – спутники здоровья» 
¾   «Хочу стать чемпионом»
¾   «Царевна Гигиена и ее друзья»
¾   «Чтоб расти нам сильными»
¾   «Чудесное царство - государство шахмат»
¾   «Экстремальные виды спорта»
¾   «Твори свое здоровье сам»
¾   «Да здравствует спорт и здоровье!»

ИСТОЧНИКИ:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БИБЛИОТЕК:

1 комментарий:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: