понедельник, 18 января 2016 г.

Подводя итоги года. Исследовательская деятельность библиотек МБМУК «ЦБС



 В год 70-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне,  в МБ им М. А. Ульянова  проведено  анкетирование «Книга, как память о войне».
Цель анкетирования: изучить отношение юных муромчан к  Великой Отечественной войне, к художественной литературе о тех событиях, узнать, что они сегодня читают, какие идеалы в жизни ценят, каким традициям верны. 

Анкетированием было охвачено около 80 респондентов, проживающих как в райцентре, так и на периферии.
По возрасту состав анкетируемых распределился так: 6 человек -14 лет,  15-18 лет  - 45 респондентов и старше 18 лет – 29 человек.
Все участники опроса смогли назвать точную дату начала Великой Отечественной войны. Что касается чувств молодежи проявляющихся ко всему происходящему в годы ВОВ (Когда говорят о Великой Отечественной войне, какие чувства и мысли это рождает у Вас?), они различны и индивидуальны, но большинство сожалеет о людях, погибших в этой битве.

На этот вопрос чаще всего были отмечены следующие варианты ответов:
     - смерть, боль, страдания (34);
     -  трагическое и страшное событие в судьбе нашей Родины (30);
    -  память и скорбь о воинах, подаривших мне будущее(22);
    - героический подвиг советских людей, которые в этой войне сделали то, что не подвластно обычным людям (21).
В ответах на вопрос № 3 «Укажите имена людей, которые, по Вашему мнению, повлияли на ход событий в войне», чаще всех упоминается Георгий Константинович Жуков 53,8%; Иосифа Виссарионовича Сталина назвали 51% опрошенных, 9% - К. К. Рокоссовского. Три респондента назвали Д. Карбышева, двое – И. С. Конева. Также названы имена: В. И. Чуйкова, И. Папышева (земляка, Героя Советского Союза),   И. Кожедуба, К. Ворошилова.  7,5% указали Адольфа Гитлера, были названы Ф. Рузвельт и  У. Черчилль.
 5% респондентов дали ответ «все солдаты», «дедушка», «маршалы»... В одной из анкет написано «Имен я не знаю, но уверен, что  все солдаты принявшие участие в защите своей страны».   7,5% не смогли вписать ни одного имени.

Ответы респондентов на 4 вопрос Кто-нибудь из Ваших родственников принимал участие в войне?»), показали, что в большинстве семей помнят своих родных и близких. У подавляющего числа опрошенных (77%),  кто-либо из родственников принимал непосредственное участие в войне. Имена родственников  участников войны назвали 9 % респондентов. Остальные указали только степень родства: прадедушка. При этом 13% респондентов не ответили на вопрос. 10% - не интересовались этой темой и честно признаются, что «не знают», «наверно есть». Таким образом, можно говорить о том, что семья постепенно уходит из числа основных носителей "правды о той войне".
“Из каких источников Вы черпаете информацию о Великой
 Отечественной войне? Основные знания о войне и ее событиях современная молодежь получает из кинофильмов, учебников, художественной литературы.  Но на первое место информации о Великой Отечественной войне вышли кинофильмы. Именно этот вариант выбрало большее количество опрошенных - 62%.  По фильмам большинство молодых людей судят о событиях Великой Отечественной войны. Поэтому очень важно, чтобы они не искажали исторической действительности.
Для 55% респондентов источником информации о Великой Отечественной  войне являются учебники истории.
Радует тот факт, что художественная литература не уходит на последнее место и молодежь интересуется и пользуется подобными средствами информации. (Возможно, благодаря школьной программе). 35% респондентов говорили с родными о действиях, происходящих в годы войны, Двое респондентов указали, что для них источником информации о войне стали  воспоминания ветеранов войны и рассказы учителей.
 На вопрос «Читаете ли вы книги о войне?»  9 человек ответили отрицательно, 3 - редко.
«Что побудило вас прочитать книги о Великой Отечественной войне?»
Анкетируемые давали несколько ответов (ответы расположены по степени убывания):
    -  хочется лучше знать историю страны -39
    - посмотрел фильм о войне - 33
    - задали в школе - 27
    -  посоветовал  библиотекарь - 25   
    -  посоветовали  родители - 11
    - просто попалась на глаза книга, и захотелось почитать - 5
    - посоветовали друзья – 1                                    

Представляют интерес ответы юношества на вопросы: Каких писателей, пишущих о войне, Вы считаете значимыми? и «Назовите книгу о войне, которая произвела на Вас особенно сильное впечатление».
 
 При всём многообразии авторов, а их в анкетах было упомянуто около сорока, просматривается определённый пласт книг, пользующихся стабильным спросом. Самый высокий рейтинг оказался у Б. Васильева. Ему отдали предпочтение свыше 29,4 % респондентов. В десятку наиболее востребованных писателей вошли Ю. Бондарев(25,6%), К. Симонов(23%), В. Быков и М. Шолохов(20,5%), А. Твардовский,  А. Фадеев, В. Астафьев, В. Катаев, Б. Полевой, И. Стаднюк.
Среди прочитанных  книг о войне, которые произвели наибольшее впечатление на юных читателей, самым популярным произведением стала повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие”. Она отмечена 16 раз (20,5%). Упоминаются произведения Ю. Бондарева «Горячий снег» (11раз), «Батальоны просят огня», «Тишина» и «Берег». 9 раз респонденты назвали произведения М. Шолохова «Судьба человека» и «Они сражались за Родину». По 6 раз - «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого и «Молодая гвардия» А. Фадеева. 4 раза «Живые и мертвые»  К. Симонова, «Обелиск» В. Быкова, «Сашка» Кондратьева, «Убиты под Москвой» Воробьёва, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.  Были названы стихотворения М. Джалиля «Варварство» и «Жди меня» К. Симонова, повесть В. Закруткина «Матерь человеческая» и др.
   Некоторые перепутали события войны 1812 г., описанные Л. Н. Толстым в "Войне и мире" и военные действия 1941-1945 гг. (6 человек).
Определенно, обращают на себя внимание ответы, данные читателями на вопрос “Ваш идеал литературного героя-патриота Родины?”.
Более 14% молодых респондентов, ответили, что “идеала нет”. Идеалом для 14 % анкетируемых является А. Мересьев («Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого о А.Маресьеве), для 10% молодогвардейцы О. Кошевой, У. Громова, С. Тюленин, 9% назвали своим идеалом Василия Теркина, девушек из повести Б. Васильева “А зори здесь тихие”. Часть респондентов назвали не литературных героев войны: Г. Жукова, Д. Карбышева, А. Матросова, З. Космодемьянскую.

6.      Что привлекает Вас в этих книгах?
Ответы:
- яркие характеры, необычные судьбы -28
- преодоление трудностей человеком, становление характера - 36
- изображение исторических событий и деятелей - 25
- психология героев - 17
      В разделе «Другое» анкетируемыми было добавлено: «описание войны с разных точек зрения», «опыт людей и знания, которые дают нам эти книги», «поведение человека в сложной ситуации».
На вопрос “Должна ли сегодня читать молодежь книги о войне?”. Все респонденты ответили положительно (даже те, кто сам не читает книги о войне). Из них 26 человек ответили просто «ДА», а остальные  в комментариях указали, что читать о войне надо, чтобы:
    - знать историю страны- 37
    - помнить и знать героев, которые подарили нам жизнь - 13
    -  воспитывать патриотизм - 3
    - учиться патриотизму - 3
Примеры ответов на вопрос “Должна ли сегодня читать молодежь книги о войне?”:
*«Да, обязательно читать. Подвиги наших воинов в годы Великой Отечественной  войны воспитывают истинных  патриотов Родины»
*«Каждый человек (ребенок) должен знать, как жили его предки в годы Великой Отечественной  войны, потому что ветеранов остается совсем мало и мы должны хоть немного знать информации о прадедах и жизни людей»
*«Я считаю, мы должны больше читать о войне, ведь с каждым годом от нас уходят очевидцы тех страшных событий, а книга лучше всех расскажет о них»
*«Конечно, должна, т.к. это память, это история нашей страны. Забыть- значит предать"
*«В этих книгах раскрывается вся суть пережитых страданий и великие успехи, достижения войск»
*«Книги надо читать, чтобы не забывать историю своей родины, своих близких, павших в войне и давших жизнь мне и нашему поколению. Сейчас множество мнений о войне, поэтому нужно знать все со слов очевидцев, а не современных историков» и др.
  В результате исследования было выявлено, что молодежь интересуется Великой Отечественной войной, читает литературу и смотрит фильмы, посвященные тем событиям. Не забыты имена героев и участников Великой Отечественной войны. В то же время в чтении литературы о войне преобладают произведения, входящие в школьную программу; есть молодые люди, не знающие, есть ли у них родственники  участники Великой Отечественной войны, а, следовательно, всё меньше становится семей, где  придают должное значение изучению истории своего рода и сохранению памяти о его представителях.
В целом анкетирование показало, что равнодушие не захватило сердца и умы молодого поколения, далекого от военной поры. В общем, для подрастающего поколения события Великой Отечественной войны еще не потеряли своей значимости.
В сознании нашей молодежи Великая Отечественная война начинает переходить из ранга "события особой важности" в ранг "одного из значительных исторических событий, происшедших когда-либо в России." Это неизбежно… Но необходимо и в дальнейшем поддерживать и укреплять интерес к Великой Отечественной войне.

В личной библиотеке каждого человека должны быть его любимые книги. Но какие – каждый решает сам. В рамках Года литературы среди пользователей МБ им. М. А. Ульянова был проведен мини-опрос «10 книг, которые должны быть в библиотеке». 30 разновозрастных респондентов обозначили свое мнение. В результате был сформирован рейтинг книг, которые, по мнению наших пользователей, должны быть в каждом доме:
1.     А. С. Пушкин «Сказки». «Стихи». «Евгений Онегин».
2.     Ф.М. Достоевский «Униженные и оскорбленные». «Идиот».
3.     Л. Н. Толстой «Война и мир» и М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
4.     Русские народные сказки и сказки народов мира.
5.     М. А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина».
6.     С. А. Есенин «Стихи» и А. П. Чехов «Рассказы» и «Повести»
7.     Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» и А. Н. Толстой «Петр Первый».
8.     Э.А. Асадов «Стихи».
9.     В. М. Шукшин «Повести».
10.            В. П. Астафьев «Последний поклон» и В. Г. Распутин «Повести».
Нашими читателями были названы и произведения зарубежных писателей, но отрадно то, что чаще упоминались все-таки отечественные, любимые многими поколениями россиян, авторы.

В журнале Time Out в 2007 году были опубликованы ответы известных российских писателей, поэтов, литературоведов (В.Аксенов, Л.Улицкая, Д.Быков, А.Иванов, В.Токарева и др.) на вопросы, среди которых: «Самая переоцененная книга столетия», «Самая недооцененная книга столетия», «Если бы в школьной программе оставили только одну книгу, то…», «Лучшая детская книга», «Над какой книгой вы плакали», «Детская книга, которая была незаслуженно забыта» и т.д.
Чтобы узнать, какая она, литература, на взгляд наших читателей, мы предложили им откровенно ответить на те же  вопросы, что и писатели, и назвали анкету «Литература глазами читателей».
Большинство  наших  респондентов (70%) – читатели-женщины, возраст которых варьируется от 24 до 63 лет и  читательский стаж составляет, в  среднем, 30 лет. 35,7%имеют высшее образование, 55% среднее-специальное и 14,3% среднее.
Ответы на некоторые вопросы приведены в сравнении с Интернет-исследованием, совпадения выделены жирным шрифтом.
1.                Самая недооцененная, на ваш взгляд, книга столетия?
Читатели МБ им. М. Ульянова
Интернет
Брэдбери Р.  «Вино из одуванчиков»
Бунин И.
Голсуорси Д. «Сага о Форсайтах»
Гроссман В.  «Жизнь и судьба»
Макаренко А. 2Педагогическая поэма»
Митчелл Д. « Облачный атлас»
Островский Н. «Бесприданница»
Ремарк Э. М. «Три товарища»
Стругацкие. «Улитка на склоне»
Черкасов А. «Хмель», «Конь Рыжий», «Черный тополь»
Шаламов В. «Колымские рассказы»
Шолохов М. «Они сражались за Родину»
Шолохов М. «Поднятая целина»
Нет ответа -10.
Леонид Добычин «Город N» 5%
Василий Гроссман, «Жизнь и судьба» 8.18%
Варлам Шаламов, любая книга 9.55%
Андрей Платонов «Чевенгур» и «Котлован» 20.91%
Осип Мандельштам «Четвертая проза» 8.64%
Саша Соколов «Палисандрия» и «Между собакой и волком»



   3. Если бы в школьной программе решено было оставить только одну книгу, какую бы выбрали вы?

Булгаков М. «Собачье сердце»
- Гоголь Н. «Мертвые души»
Грибоедов Н. «Горе от ума»-3
Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
- Крылов И. «Басни»
- Лермонтов М. «Герой нашего времени»
- Паустовский К. «Теплый хлеб»
- Пушкин А. «Сказки» - 3
- Русские народные сказки
- Сухомлинский В. «Письма к сыну»
Толстой Л. «Война и мир»-2,
- Тургенев И. «Отцы и дети»
Фадеев А. «Молодая гвардия»
Чехов А.  -2,
Шолохов М. «Тихий Дон2 -2,
 4. Какая книга, на ваш взгляд, точнее всего отражает современность? (то, что для вас лично является сейчас современностью)
Какая книга, на ваш взгляд, точнее всего отражает современность
МБ им. М. А. Ульянова
Интернет
Аверченко А.
 Быков Д. «Эвакуатор»
Гоголь Н. « Мертвые души» -2,
Достоевский  Ф. «Преступление и наказание» -2,
 Замятин Е. «Мы»,
Иванов А. «Географ глобус пропил»
Распутин В. «Дочь Ивана, мать Ивана»
Островский Н. «Пьесы»
Пелевин В.
Прилепин З. «Санькя»
 Салтыков-Щедрин М. «Сказки, История города Глупова»
Сильванович М. «Сыновний крест»
 Соловьев В. «Они и Мы»
 Чернышевский Н. «Что делать?»
Чехов А. «Человек в футляре»,
 Шекспир В. «Король Лир», «Гамлет»
Шукшин В. «Рассказы»
Д. Быков "ЖД" 7.59%
Роулинг Д., любая книга о Гарри Поттере 16.96%
Брет Истон Эллис, "Гламорама" 9.38%
Анатолий Гаврилов, "Весь Гаврилов" 1.34%
Драйзер Т. «Финансист»,
Трифонов Московские повести,
Малатов А. «Кризис полудня»
Джойс Д. «Улисс»
Веллер М. «Гонец из Пизы»

5. Ваше самое сильное литературное впечатление за последний год? (только данные опроса МБ им. М. А. Ульянова)
 *Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые»
       * Бунин-2,
       *Воспоминания участников ВОВ
       *Кен Кизи «Полет над гнездом кукушки»
       *«Крестьянская голгофа»  -  2,
        *Набоков В. «Камера обскура»
        *Петкевич Ю. «С птицей на голове»( отрицательное)
        *Асадов Э. Поэзия
        *Приставкин А. «Ночевала тучка золотая…»
       *Санаев П. «Похороните меня за плинтусом» – 2,
        *Ларсон С. «Миллениум»
       *Федоров Е. «Каменный пояс»
       *Черкасов А. «Хмель»
       *Шишкин М. «Письмовник»
       *Читаю старые -2,
       *Нет ответа -9

6. Какая книга запомнилась вам как очень смешная? (МБ им. М. А. Ульянова)
*   Белянин А. «Оборотный город»
*   Белянин А. «Свирепый ландграф»
*   Боевики современных писателей
*   Грибоедов Н. «Горе от ума»
*   Гюнтекин Р. «Королек птичка певчая»
*   Донцова Д.
Зощенко М. «Рассказы» -5,
*   Крылов И. «Басни»
*   Линдгрен А.  «Эмиль из Леннеберги»  
                                                                       *  Мольер Ж. «Мещанин во дворянстве»
                                                                       *   Орлов В. «Аптекарь»
                                                                       *   Прокофьева С. «Приключение желтого                                                                             чемоданчика»
                                                                       *   Севела Э. «Остановите самолет, я слезу»
                                                                       *   Серия книг «Иронический детектив»
                                                                       *   Чехов А. «Лошадиная фамилия» - 2,
                                                                       *   Шергин Б. «Сказки»

7. У какого писателя, на ваш
 взгляд, лучшее чувство юмора?
-   Аверчеко А.
-   Белянин А.
-   Булгаков М.-2
-   Вампилов А.
-   Гоголь Н.
-   Грибоедов Н.
-   Джером К. Дж.
-   Задорнов М.
-   Зощенко М. -6,
-   Ильф И. и Петров Е.
-   Крылов И. -2
-   царь Соломон «Ветхий завет»
-   Чехов А. – 5,
-   Шолохов М.
-   Шукшин В. -2
-   Нет ответа – 2

8. Над какой книгой вы плакали?
-   Астафьев В. «Последний поклон»
-   Бичер-Стоу Г. «Хижина дяди Тома»
-   Васильев Б.  «В списках не значился»
-   Васильев Б. «А зори здесь тихие» - 4,
-   Голубева А. «Мальчик из Уржума»
-   Драйзер Т. «Дженни Герхард»
-   Короленко В. «Дети подземелья»
-   «Крестьянская голгофа»-2.
-   Ревунов В. «Холмы России»
-   Ремарк Э. «Искра жизни»
-   Рыбаков А. «Дети Арбата»
-   Санаев П. «Похороните меня за плинтусом»-2,
-   Стил Д. «Воспоминания»
-   Троепольский Г. «Белый Бим, черное ухо»
-   Тургенев И. «Му-му»
-   Шекспир В. «Ромео и Джульетта»
-   Шолохов М. «Донские рассказы»
-   Шолохов М. «Тихий Дон»
-   НЕТ -4

9. Самый яркий пример писательской бездарности
МБ им. М. Ульянова
Интернет
Акунин Б.
Айтматов Ч. «Плаха»
Таких примеров тьма. Вся советская литература конца 40-х - начала 50-х годов XX века. И большинство нынешних дамских романов. 16.74%
Бабаевский С. «Кавалер золотой звезды»
Лев Толстой 1.76%

Вильмонт Е.

Паоло Коэльо 21.59%

Лимонов Э. «Это я, Эдичка»

На этот вопрос решительно невозможно ответить. Их слишком много и все, как ни странно, яркие. 17.18%

Набоков В. «Лолита»


Панферов Ф. «Бруски»


Пелевин В. 


Я не могу судить -2,

Нет ответа -17 



 11.           Кому бы лично вы дали Нобелевскую премию?
(не важно, жив этот писатель или уже умер)     
-   Астафьеву В. -3,
-   Абрамову Ф.
-   Акунину Б.
-  Булгакову М.
-   Васильеву Б.-3
-   Вишневскому Я.
-   Достоевскому Ф.
-   Драйзеру Т.
-   Иванову А.
-   Кедрову-Челищеву К.
-   Коэльо П.
-   Крылову И.
-  Островскому Н.
-   Пришвину М.
-   Пушкину А. -4,
-   Распутину В.-5
-   Стругацким бр.
-   Толстому А.
-   Чехову А.
-   Шолохову М. - 3,


 11. Какую книгу вы могли бы назвать любимой?
-   Абрамов Ф. «Братья и сестры» -3,
-   Бронте Ш. «Городок»
-   Булгаков М. «Мастер и Маргарита»-2,
-   Гашек Я. "Приключения бравого солдата Швейка»
-   Грин А. «Алые паруса»
-   Диккенс Ч. «Холодный дом»
-   Драйзер Т. «Американская трагедия»
-   Дюма А. «Граф Монте-Кристо»
-   Иванов  А. «Вечный зов»
-   Митчелл М. «Унесенные ветром»
-   Остин Д. «Гордость и предубеждения»
-   Пушкин А. «Барышня – крестьянка»
-   Распутин В. «Живи и помни»-2,
-   Сенкевич Г. «Огнем и мечом» 
-   Толкиен Д. «Властелин колец»
-   Толстой Л. «Анна Каренина» -2,
-   Фадеев А. «Молодая гвардия»
-   Федосеев Г. «Смерть меня подождет»
-   Шамякин И. «Сердце на ладони»
-   Шишков В. «Угрюм-река»
-   Шолохов М. «Тихий Дон»
-   НЕТ ответа 2.
12. Ваша любимая цитата (не обязательно – из художественной литературы).
-   В человеке должно быть все прекрасно /А. П. Чехов/
-   Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать.-2 /Коко Шанель/
-   Все мы сидим в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды /Оскар Уайльда/
-   Всем хорошим во мне я обязан книгам/ М. Горький/
-   Горе наше гречневое:  и есть не хочется, и выбросить жалко /В.И. Даль. Пословицы русского народа/
-   Девиз романа «Два капитана» — слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться»...
-   Душа моя как дорогой рояль, который заперт и ключ потерян/Чехов А. Три сестры/
-   Краткость - сестра таланта-2
-   Кто рано встает – тому бог подает,
-   Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой! /Гете «Фауст»/
-   Мы способны гудеть, как колокола, или дребезжать, как мусорные бачки, — в зависимости от того, кто и что в нас бросит/Э. М. Ремарк/
-   Не надо пилить опилки /Д. Карнеги/
-   Не откладывай назавтра то, что можно сделать сегодня.
-   Об этом я подумаю завтра.../М. Митчелл "Унесенные ветром"/
-   Отдай миру лучшее, что есть в тебе... И тогда к тебе вернется- лучшее, что есть в мире.
-   Природа науку преодолеет – родилась овечка с лысенкой, с лысенкой и подохнет (о воспитании детей)
-   Пусть будет что будет, доверься судьбе, Ведь будущее не подвластно тебе
-   Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть /Ф. Раневская/
-   Ты можешь взять все, что пожелаешь- только не забудь заплатить.
-   Уважай и люби себя - заслужишь уважение других
-   Утром — деньги, вечером — стулья,  утром — деньги, вечером — стулья / «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова /
-   Хорошо там, где нас нет

13. Ваш любимый поэт:
-  Асадов Э. 9
-   Ахматова А.
-   Балачан В.
-   Высоцкий В.
-   Дементьев А.-2,
-   Евтушенко Е.
-   Есенин С. -11,
-   Рубальская Л.-5,
-   Лермонтов М.-2,
-  Некрасов Н.
-   Поройков Ю.
-   Пушкин А. - 3,
-   Рождественский Р. -2,
-   Розенбаум А.
-  Шекспир В.

14. Ваше любимое стихотворение (не обязательно – того же автора).
-   Асадов Э. Как много тех, с кем можно лечь в постель,  Как мало тех, с кем хочется проснуться
-  Асадов Э. Письмо любимой
-   Асадов Э. Трусиха
-   Кочетков А. Баллада о прокуренном вагоне-2
-   Дементьев А. Никогда ни о чем не жалейте вдогонку
-   Дементьев А. От имени земли
-   Есенин С.  Заметался пожар голубой
-   Есенин С.  Не жалею, не зову, не плачу
-   Есенин С. Песнь собаке
-   Есенин С. Тебе одной плету венок
-   Есенин С. Черемуха
-   Иноземцева Т. Руки
-   Симонов К. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.
-   К. Симонов Жди меня
-   Л. Дайнеко Трудней всего с собою воевать
-   Лермонтов М. Бородино-2
-   Лермонтов М.  Пророк
-   Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате
-   Некрасов Н. В полном разгаре страда деревенская
-   Некрасов Н. Кому на Руси жить хорошо
-   Пушкин А. Смерть поэта
-   Пушкин А.  Пророк
-   Терехина Н. Жизнь
-   Щипачев С. Любовью дорожить умейте

15. Лучшая детская книга.  


 16. Детская книга, которая была незаслуженно забыта
 -   Верн Ж. «Дети капитана Гранта»
-Гайдар А. «Тимур и его команда» -3,
-   Драгунский В. «Денискины рассказы» -3,
-   Дюма А. «Три мушкетера»
-   Железников В. «Чучело» -2,
-   «Легенды Древней Греции»
-   Лиханов А. «Мой генерал»
-   Макаренко А. «Педагогическая поэма»
-   Мало Г. «Без семьи»
-   Носов Н. «Приключения Незнайки», «Фантазеры»
-   Осеева В. «Динка»-2
-   Трублаини Н. «Шхуна «Колумб»
-   Треверс П. «Мери Поппинс» - 2,

 17. Лучшая, на ваш взгляд, экранизация художественного произведения. 


 18. Худшая экранизация.




Как видно из ответов на вопросы, мнения наших читателей разнятся с мнением участников Интернет – исследования. Рейтинговые предпочтения наших читателей легли в основу оформленной на абонементе выставки «Литература глазами читателей» с разделами, созвучным некоторым вопросам анкеты, и любимыми цитатами опрошенных. Выставка имела успех и была привлекательна не только тем, что было обнародовано мнение опрошенных, но и тем, что книги эти (для читателей, не участвующих в анкетировании) рекомендованы их земляками и даже знакомыми людьми.
Данные анкеты также переданы в сектор обслуживания читателей-детей, где в 2016 также будет оформлена выставка читательских предпочтений относительно детской литературы.

Какое место занимает библиотека в жизни социума? Какие услуги библиотек наиболее популярны? Не утратили ли своих позиций бумажные источники информации? – именно эти вопросы стали основополагающими при проведении исследования «Информационные потребности пользователей». В то же время хотелось бы знать мнения, предложения, замечания пользователей в адрес библиотеки и качества её обслуживания.
Исследованием были охвачены 110 пользователей из 28 библиотек-филиалов, пол и возраст опрошенных отражены в диаграммах.
  
Между данными анкеты прослеживается четкая связь. Большинство опрошенных находятся в возрасте старше 45 лет, потому и наибольший читательский стаж «перешагивает» за отметку в 20 лет.
Почти половина (47%) пользователей посещают библиотеки регулярно, не менее раза в неделю, остальные с меньшей периодичностью,  и лишь 8%  - реже 1 раза в месяц. Эти данные позволяют сделать вывод, что библиотеки на селе являются притягательными учреждениями, к тому же бесплатными и доступными.
Отрадно, что преобладающее количество опрошенных (88%) всегда находят информацию, остальные 12% - иногда, это значит, что библиотеки МБМУК «ЦБС» очень хорошо выполняют информационную функцию.
Ответы на 3 и 5 вопросы напрямую связаны с возрастом опрошенных. И хотя предпочтительным источником информации оказалась книга (87%), юное поколение выбирало электронные ресурсы, которые использует в деловых целях (для учебы/работы – 35%). Преимущества цифровых технологий перед печатным словом очевидны: быстрое установление связи со множеством источников (что сходно с ассоциативным мышлением самого человека), облегчение обмена информацией и возможность находить нужные сведения за считанные минуты. В то же время Интернет отличается от традиционной библиотеки большей выборочностью информации: есть темы, по которым можно найти всё, и есть темы, по которым практически ничего  нет. Поэтому  книга, несмотря на засилье технологий, не утрачивает своих позиций в ряду источников информации.



 С компьютеризацией библиотек самой популярной платной услугой у большинства опрошенных является сканирование и ксерокопирование, однако юными пользователями востребованы самостоятельная работа на компьютере и распечатка текста на принтере, что связано, чаще всего, с выполнением школьных заданий.
На открытый вопрос «Какие новые виды услуг в библиотеке Вы могли бы предложить?» респонденты затруднились ответить, лишь немногие назвали создание литературного клуба, фотопечать, запись или прокат CD и DVD, высокоскоростной Интернет.

Под качественным информационным обслуживанием пользователи понимают оперативное и полное удовлетворение запросов (80%), наличие необходимой информации и возможность выдачи на дом (45%), и 16 % предпочитают создание электронных продуктов и услуг.
Любят посещать мероприятия в библиотеке все без исключения пользователи, но больше всего их привлекают литературно-музыкальные и кинематографические вечера – с использованием мультимедиатехнологий они стали ярче, содержательнее, эмоциональнее, и лучше воспринимаются зрителями.



10. Какие библиотечные мероприятия Вы хотели бы посещать?
Крупные мероприятия (юбилеи, церемонии награждений, тематические мероприятия, посвященные памятным датам)
52%
Дни информации, дни специалиста
15%
Литературно-музыкальные и художественно-кинематографические композиции
58%
Премьеры и презентации книг, выставки картин
30%

Положительный ответ получен на вопрос: «Можете ли Вы представить свою жизнь без библиотеки?»: 95 % ответили, что не представляют, и только три человека (пользователи мужского пола) решили, что смогут без нее обойтись.
Главный для нас вопрос звучал так: «Что Вы ожидаете от библиотеки в будущем?». Большинство пользователей (74%) затруднились с ответом, вероятно,  сегодняшняя деятельность библиотеки устраивает их во всех отношениях, среди предложений остальных респондентов чаще всего встречались такие, как пополнение библиотечных фондов, улучшение материально-технической базы и условий в целом, возобновление Интернет-связи, полная автоматизация. Такие ответы ожидаемы, так как и пользователи, и библиотекари уже смогли по достоинству оценить использование в работе компьютерных технологий и сети Интернет, которая позволяла выполнять любые читательские запросы и оказывать дополнительные услуги. В частности, запись на прием к специалистам центральной районной поликлиники. К сожалению, в нынешнем году из-за отсутствия финансирования услуги, связанные с интернет, сельскими ф-лами оказывались не регулярно. Но мы продолжаем надеяться на то, что ситуация изменится к лучшему.
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы относительно роли, места и значимости сельских библиотек в жизни их пользователей:
-        библиотека на селе востребована, как наиболее доступный источник получения информации;
-        роль библиотеки, книги и чтения остается по-прежнему актуальной в жизни людей, несмотря на кардинальные изменения в информационном мире; информационные потребности пользователей удовлетворяются библиотеками в полной мере;
-        доминирующими среди реестра платных услуг являются ксерокопирование (услуга, которую ранее можно было осуществить только в райцентре), у молодого поколения – работа за компьютером и доступ в Интернет;
- в целом, информационные технологии оказали плодотворное влияние на деятельность библиотек, улучшив качество обслуживания и массовых мероприятий, увеличив спектр оказываемых услуг;
- всемирная паутина настолько прочно заняла позиции в современном мире, что библиотека, как информационное учреждение, обязательно должна иметь к ней доступ, создать для пользователей благоприятные условия для получения информации. Однако задача библиотек не должна сводиться к тому, чтобы активно  вовлекать только электронные ресурсы в сферу своей деятельности. Нужно не противопоставлять их печатным документам и всегда помнить о том, что нет видов документов плохих и хороших, а есть более или менее подходящие для каждой конкретной категории пользователей.

4 комментария:

  1. Какая огромная, интересная работа. Вы умнички, молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо! У нас всегда проводятся какие-либо исследования, мы должны в области обязательно отчитываться по этой работе.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Жанат, пожалуйста! очень рада, что материалы вам пригодились!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: