пятница, 20 ноября 2020 г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ВЕКТОР ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ В БИБЛИОТЕКЕ

  

В условиях эволюционирующего информационного общества важно перманентное (постоянное, непрерывное) повышение квалификации библиотечных специалистов - не только постоянное обновление знаний, но и изменение способа мышления, приобретение умений преодоления психологических барьеров, освоение новых технологий разработки и внедрения инноваций.

Побудительными мотивами в деятельности библиотекаря выступают цели его труда, в достижении которых он опирается на современные научные исследования, передовую библиотечную практику, согласует свои действия с потребностями общества. 

Некоторые общие характерные черты российской модели современной библиотеки находят своё отражение в целом ряде законодательных актов, а также документов, принятых профессиональным сообществом. Среди них - Федеральный закон «О библиотечном деле» (1994), «Об обязательном экземпляре документов» (1994), «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006), «Модельный стандарт деятельности публичных библиотек» (2008) и другие. В них отражаются главные цели и задачи библиотечного развития, определены социальные функции библиотеки.

Целями профессиональной деятельности современного библиотекаря являются: осуществление государственной политики в сфере культуры, науки и образования, содействие развитию и модернизации общества, повышение престижа библиотечной профессии и гуманизация библиотечного обслуживания.

К основным задачам профессиональной деятельности библиотекаря относятся:

·                   обеспечение свободного и равного беспрепятственного доступа к накопленным мировой культурой знаниям, их сохранение для общественного пользования, совершенствование и расширение номенклатуры предоставляемых населению услуг;

·                   доступность (близкое расположение) библиотеки, удобный для пользователей режим работы, рациональная организация справочно-поискового аппарата, понятные читателю правила пользования ресурсами библиотеки, комфортные условия работы в библиотеке и соблюдение принципа бесплатности;

·                   создание в библиотеке комфортной информационно-образовательной среды, компьютеризация библиотечно-информационных процессов; внедрение новых информационных технологий, укрепляющих позиции библиотеки в информационном обществе;

·                   превращение библиотек в центры решения гуманитарных проблем, досуга, культуры и общения, совершенствование традиционных и внедрение в практику работы новых библиотечных технологий;

·                   развитие социальной роли библиотек, воспитание гражданского самосознания, патриотизма, возрождение духовности, нравственности и экологической культуры населения;

·                   совершенствование профессионального мастерства библиотекаря, повышение квалификации, развитие методической, консультационной помощи пользователям, внедрение в процесс обслуживания передового опыта и лучших достижений науки и практики.

Для достижения целей и выполнения задач сотрудникам библиотек необходимо быть компетентным и владеть компетенциями.

В профессиональных научных кругах все еще нет его общепринятого определения понятия «компетенция» в том числе и в области библиотечной деятельности. Количество определений компетенций кажется огромным.

«Википедия» предлагает такую формулировку:

Компете́нция (лат. competentia «согласие; соразмерность» от competere «соответствовать, подходить») — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.

Другой источник нам предлагает определение компетенции таким образом:

Компетенция - это знание, навык, способность или характеристика, связанные с выполнением профессиональной деятельности на высоком уровне, такие как problem solving, аналитическое мышление или лидерский потенциал.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

 

К основным компетенциям современного библиотекаря можно отнести гностические (знаниевые) компетенции.

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Знания -  коллективный опыт человечества. Библиотекарь анализирует возникающие в повседневной практике ситуации, формулирует профессиональные задачи, изучает читателей (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения с коллегами), извлекает новые знания из профессиональной литературы.

Профессиональные знания (методологические, теоретические) формируют у специалиста развитое профессиональное мышление, способность анализировать и синтезировать приобретённые знания, применять их на практике.

Методические знания связаны с освоением библиотекой новых информационных технологий, повышением квалификации библиотечных кадров, помогают библиотекарю самостоятельно принимать профессиональные решения, владеть необходимыми навыками разработки и совершенствования системы обслуживания пользователей. Теоретические знания помогают библиотекарю в организации своей деятельности и в решении различных проблем, возникающих в его повседневном труде, способствуют систематизации результатов познавательной деятельности.

Информационная компетенция библиотекаря связана с модернизацией общества, с развитием информационных технологий, с помощью которых расширяются границы библиотеки. Библиотеки сегодня являются важнейшими информационными центрами по сбору и распространению информации, а библиотекари - навигаторами в огромном мире информации и знаний, которые способствуют доступу к мировым информационным ресурсам, помогают пользователю ориентироваться в традиционной книжной и электронной среде.

 Функциональная компетенция - это умения извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности в трудовой сфере, а именно - это умения:

·       самостоятельно работать с различными источниками информации;

·       анализировать возникающие в процессе трудовой деятельности ситуации;

·       формулировать профессиональные задачи, добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения,

·       изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.

Вместе с тем библиотекарь продвигает информацию в читательскую аудиторию, поскольку источник информации, книга или электронный документ остаются невостребованным, пока библиотечный специалист не начнёт с ним работать.

Творческая компетенция является одной из основных характеристик готовности работников к инновациям в библиотечной деятельности.  Учитывая то, что в настоящее время общепризнанным становится компетентностный подход к профессиональной деятельности, развитие творческих способностей нельзя рассматривать в отрыве от него.

Коммуникативная компетенция определяет сложные процессы взаимодействия в библиотечной среде, заключающиеся в обмене информацией, восприятии и понимании партнёрами общения. С этой целью библиотека расширяет свои социальные функции, проводя всё большее количество обучающих курсов, лекций, мероприятий, посвящённых встречам с известными в своей области специалистами, обсуждению документов. В комфортных условиях информационно-образовательной среды библиотеки организуются клубы по интересам, курсы иностранных языков, художественные секции и другие мероприятия, приближающие документы к пользователю. Современная библиотека становится центром общественной жизни, предоставляя возможности для проведения публичных собраний, различных «Дней» (города, информации, открытых дверей, библиографии и т.д.), организуя доступ к библиотечному фонду, существующим информационным сетям, к средствам массовой информации, осуществляя связи с населением, местными и федеральными властями, социальными службами, государственными и частными предприятиями.

При коммуникативном воздействии библиотекарь имеет намерения:

·       установить контакт и деловые отношения в библиотечной среде, соблюдая при этом определённый статус и роли участников общения;

·       дать или получить нужную информацию или обменяться ею;

·       избрать оптимальные пути общения в библиотечной среде.

В коммуникативном процессе, которым управляет библиотекарь, выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация осуществляется посредством речи. Речь - это слепок характера, индивидуальности, силы мысли, многообразия идей, способности к творческому мышлению. Библиотекарь - не простой передатчик информации, а заинтересованный собеседник, со своим мнением, со своим индивидуальным отношением к решаемой проблеме, со своим пониманием происходящих событий. Навыки речевой культуры библиотекаря говорят о своеобразии его личности, об уровне духовного и интеллектуального потенциала, о внутренней культуре и способности установить эмпатию - эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир и принять его. Невербальная коммуникация повышает эффективность общения, усиливает не только степень понимания слов, но и позволяет оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позы, интонацию, направленность взгляда и т.д. Невербальная коммуникация позволяет участникам общения полнее выразить свои чувства, показывает, насколько они владеют собой, как в действительности люди относятся друг к другу.

Социально-педагогические компетенции и инновационные возможности приобретают все большее значение для всех библиотек. Рекомендуется принимать на работу специалистов по Взаимодействию с Пользователем, которые смогут поработать со светом и дизайном библиотеки, для того чтобы оказать большее впечатление на наших пользователей. Это то, с чем мы должны больше работать в будущем.

В многофункциональной деятельности библиотекаря более, чем в какой-либо другой профессии, общество ценит не только уровень образования, объём специальных знаний, умений, навыков специалистов, но и моральные качества, под которыми понимаются устойчивые проявления нравственного сознания в принятии решений, поведении и самопрезентации.

Внедрение новшеств в процесс библиотечного обслуживания сводится:

·                   к обучению библиотекаря творческому отношению к труду;

·                    к рационализации библиотечных процессов;

·                    к поиску проблем, ждущих своего совершенствования;

·                   к овладению методикой аналитической и научно-критической деятельности специалиста.

По оценкам любящих все подсчитывать американцев, ежегодно специалист должен обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний, они даже ввели своеобразный термин «единица
старения знаний специалиста», когда в результате появления новой информации компетентность специалистов снижается наполовину. В течение последних десятилетий этот период резко сокращается. Если 50% устареваний знаний специалиста - выпускника 1940 года наступало через 12 лет, то для выпускника 1960г. - уже через 8-10 лет, а для
нынешних выпускников оно наступает всего через 2-3 года, а то и несколько месяцев.

 

Исследование в Омской области

Для выявления компетенций, востребованных на рынке библиотечного труда в Омской области, было проведено социологическое исследование (анкетирование). Были опрошены руководители муниципальных и научных библиотек.

На основании анализа анкет работодателей выявлены общие требования к выпускникам и намечены тенденции развития компетенций, которыми, по мнению респондентов, будущие специалисты овладели в недостаточной мере.

Исходя из ранжирования общекультурных и профессиональных компетенций респондентами, можно сделать вывод, о том, какие компетенции более всего востребованы на рынке библиотечного труда.

 

Общекультурные компетенции:

1.           Наличие культуры мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

2.           Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

3.           Овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией.

 

Профессиональные востребованные компетенции:

1.           способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей;

2.           готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности;

3.           готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности;

4.           способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности;

5.           способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества;

6.           способность к эффективному библиотечному общению с пользователями;

7.           Способность к участию в проектировании библиотечно-информационных услуг для различных групп пользователей.

 

На современном рынке труда востребованным будет такой работник, который не только обладает хорошими профессиональными знаниями, но и общителен, инициативен, креативен, умеет работать в коллективе, обладает знаниями в области делового этикета.

Руководители готовы брать на работу выпускников вузов, и доучивать их, в соответствии со спецификой учреждения, однако выпускник должен обладать фундаментальными базовыми знаниями, чтобы прилагать их к практической деятельности.

Были названы дисциплины, которые было бы неплохо включить в учебный план (или привлекать специалистов в библиотеки из этих смежных областей):

• возрастная психология;

• дизайн библиотечной среды;

• компьютерная графика;

• информационные технологиии;

• проектирование интернет-ресурсов;

• деловая риторика;

• коммуникативная культура и этика.

А также была отмечена необходимость углубления знаний студентов в области дисциплин: иностранный язык и правовое обеспечение профессиональной деятельности.

 

Необходимая в будущем компетенция

Навыки 21-го века, которые также могут быть использованы
применительно к библиотеке. Речь идет, в частности, о четырех сферах (по мнению зарубежных коллег):

·        Сотрудничество;

·        Критическое мышление;

·        Информационная грамотность;

·        Глобальная осведомленность.

Эти четыре сферы прекрасно согласуются с идеей библиотеки, и библиотеки уже оказывают поддержку всем им, например, через сотрудничество с волонтерами и партнерство, а также через все более широкое использование критического мышления применительно к обучению
и культурным инициативам.

Важны как знания универсалов, так и знания специалистов. Пользователи сегодня умеют многое, но они не всегда имеют доступ к необходимым им специальным знаниям.

Библиотеки должны работать с новыми моделями компетенций для того, чтобы создать у своих сотрудников чувство уверенности и вовлеченности в связи с переменами, которые происходят прямо сейчас. Важно дальнейшее образование, также как важно выйти за пределы нашего собственного контекста, чтобы узнать что-то новое.

Библиотечной профессии пришлось, как следствие, «обновиться», для того чтобы идти в ногу с нововведениями. В ней появилось несколько новых дисциплин. Сегодня, например, библиотекарь должен быть очень хорошо знаком с информационными технологиями, статистикой, культурным посредничеством, методами научных исследований,
коммуникацией и педагогикой. И это лишь несколько примеров.

Сегодня раскладывание книг по полкам, каталогизация и систематизация – это только небольшая часть задач современного
библиотекаря.

Какие обязанности останутся, какие исчезнут, а какие появятся?
Сейчас как никогда необходимо находить время для создания контента для мобильных и онлайн-сервисов, обучения и консультирования, генерирования идей мероприятий и их организации, а также работы с детьми и молодежью. Ожидания пользователей велики: они ждут экспертных знаний по литературе и советов по выбору книг. У нас есть знания и опыт.
Вопрос только в том, как их можно наилучшим способом преподнести нашим пользователям для их выгодного и эффективного использования и получения удовольствия.

Библиотечный специалист - это любопытный, образованный, сотрудничающий.

 

Профессиональный стандарт (профстандарт)

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации поставлена задача разработать и утвердить к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов. С 1 июля 2016 года Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) ввел в действие профессиональные стандарты.

Профстандарт библиотекаря нужен для определения основных должностных обязанностей: выполняемых обязанностей, уровней их сложности, а также требуемой от специалиста квалификации. Допускается использование ЕКС и ЕТКС.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, которая необходима работнику для ведения его профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

 Он распространяется как на определенные должности или профессии, так и на виды деятельности, содержащие целые группы родственных должностей и профессий.

Профессиональный стандарт содержит:

• характеристику профессиональных навыков, опыта, умений и знаний, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, описывающих в соответствии с макетом содержание конкретных трудовых функций (через «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия»);

• требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника.

 Профессиональные стандарты предполагают изменение требований к квалификации работников.

Для чего нужны профстандарты

Профстандарты применяются для того, чтобы:

·                   определить нуждаемость учреждения в тех или иных специалистах;

·                   осуществить подбор и расстановку кадров;

·                    разделить функционал, ответственность и полномочия между категориями сотрудников;

·                   определить трудовые обязанности работников;

·                   провести профессиональную подготовку и дополнительное обучение специалистов;

·                    ввести оптимальную систему оплаты труда.

 

В учреждениях культуры существует потребность в профессиональных стандартах для многих должностей и профессий.

 

Соответствие должности работника профстандарту

Должность или профессия, используемая в названии профстандарта, вовсе не значит, что он будет применяться только по ней.    (Например, требования профстандарта «Специалист по учету музейных предметов» допускают его использование для таких должностей, как младший научный сотрудник музея, редактор электронных баз данных музея, заведующий отделом учета музея и др. Должности, по которым применяется профстандарт, перечислены в самом его тексте).

 

Повышение и понижение в должности

Если должность работника не соответствует должности, указанной в профессиональном стандарте, с ним следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении должности. Закон допускает как понижение, так и повышение в должности. В последнем случае стаж работы и образование должны соответствовать более высокой должности, чем занимает работник на данный момент. Оплата труда при таких изменениях тоже должна быть пересмотрена. Работника следует уведомить об изменении должности не позже, чем за 60 дней.

Говоря об эффективности системы непрерывного повышения профессиональной квалификации, ставка делается на активные формы обучения, которые должны доминировать над пассивными. Использование различных видов процесса профессионального развития могут создать оптимальные условия для продвижения новых идей и технологий, продуктивного обмена библиотечным опытом.

Чтобы успеть за стремительным темпом развития новых информационных технологий, библиотекарь должен изучать передовой опыт, постоянно учиться, повышать свою профессиональную квалификацию.

 

Источники: 

1.           Бернгардт Т.В. Профессиональная компетентность библиотекаря-библиографа высшей квалификации по результатам социологического исследования / Т.В. Бернгардт, А.Ю. Гермизеева. - электрон. дан. - Режим доступа : http://lib.omsk.ru/libomsk/node/993

2.           О профессиональной компетенции библиотекаря. - электрон. дан. - Режим доступа : http://library.mephi.ru/blog/?p=193

3.           Профстандарты: с 1 января 2020 года во всех государственных организациях. - электрон. дан. - Режим доступа : https://zen.yandex.ru/media/id/5d8376c5b5e99200ae5f762e/profstandarty-s-1-ianvaria-2020-goda-vo-vseh-gosudarstvennyh-organizaciiah-5dfb6d0bd4f07a00ad78adcf

4.           Утвержденные профстандарты для работников культуры в 2019 году. - электрон. дан. - Режим доступа :   https://www.cultmanager.ru/article/8080-18-m08-13-profstandarty-v-kulture-perechen-utverzhdennyh

5.           Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства! электрон. дан. - Режим доступа : https://ht-lab.ru/knowledge/articles/chto-est-kompetentsiya-konstruktivistskiy-podkhod-kak-vykhod-iz-zameshatelstva/

 

 Консультацию подготовила заведующий отделом библиотечного маркетинга и инноваций Л. В. Маркова

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: