Добрый день, дорогие друзья!
Начались занятия в очередном мастер-классе на портале "Вики-Сибириада". Жажда знаний подтолкнула меня вступить в ряды обучающихся, а еще я решила, что на этот раз буду писать в блоге об этапах обучения.
В прошедший четверг состоялся первый вебинар "Медиаграмотность в мире постправды", после которого мы получили два задания.
Задание 1. Выбираем
три полезных сайта, которые будем рекомендовать подросткам для развития
критического мышления и добавляем в таблицу "Коллективный список ресурсов для
развития критического мышления".
Я выбрала эти ( в таблице они представлены с аннотацией):
Медиаграмотность и
ее составляющие; Информационная безопасность; Навыки медиаграмотности и
безопасного пользования Интернетом
|
|
В данном издании
рассматриваются вопросы освоения медийного пространства современными младшими
школьниками. Автором предлагаются рекомендации, упражнения, игры, творческие
задания для детей младшего школьного возраста, которые смогут стать
подспорьем для родителей, чтобы в увлекательной и интересной форме ознакомить
своего ребенка с миром медиа, помочь ему научиться полноценно «читать»,
воспринимать и критически анализировать произведения медиакультуры.
|
|
Доступно и
увлекательно о медиаобразовании для детей, педагогов и родителей
|
Задание 2. Составляем тест/список
вопросов по проверке знаний о новых медиа и современного медиапространства с
помощью формы google. Сочиняем 10 пунктов по одному из двух вариантов: 1)
список вопросов для проверки знаний по теме с вариантами ответов или без них, или 2) список вопросов, что мне
хотелось бы узнать по этой теме
Я выбрала 1 вариант, и тут…все
очень сложно. Поэтому, скорее для себя, ОТВЕТЫ НА СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЮ ВОПРОСЫ Я СОБРАЛА ЗДЕСЬ, В
ЭТОМ ПОСТЕ. Основные понятия, простите за тавтологию, вроде бы понятны, но формулировка
темы мастер-класса в таком ключе абсолютно нова. Так что собранная здесь
информация станет для меня своеобразной рефлексией, Итак…
1.
ЧТО
ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА?
К концу ХХ века в
рамках кибернетики, а позднее информатики стала складываться информационная
картина мира, которая рассматривает окружающий мир под особым, информационным
углом зрения, дополняя вещественно-энергетическую картину. В современных
условиях строение и функционирование сложных систем различной природы:
биологических, социальных, технических и пр. - невозможно объяснить, не
рассматривая общих
закономерностей информационных процессов. В окружающем нас мире получение и
преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма.
Даже простейшие одноклеточные организмы воспринимают и используют информацию
(например, о температуре и химическом составе среды) для выбора наиболее
благоприятных условий существования. Данные процессы биологи образно называют:
«живое питается информацией». Любой организм создает, накапливает и активно
использует информацию.
Современное общество
называют информационным, в котором информация приобретает особый статус, а
информационные ресурсы играют важную роль. В таком обществе увеличивается доля
интеллектуального труда, существенно меняется любая сфера деятельности. Можно
утверждать, что без информации нет человека, нет личности и субъекта
деятельности.
Обогащая человека как личность и субъекта
социального творчества, информация тем самым проявляет себя в качестве
важнейшего фактора, способного влиять на устойчивость развития, причем и в
индивидуальном плане, и в социальном.
В последние годы
существенные перемены произошли в составе информационных ресурсов: появились
электронные каталоги, базы данных, массивы электронных документов, включая
гипертекстовые и мультимедийные. Кроме того, происходят изменения и в способах
пользования ими: появился удаленный доступ к цифровым электронным массивам,
интерактивный поиск информации, передача файлов, электронная доставка
документов и другие результаты внедрения Интернет-технологий. Следует отметить
также, что высокая комфортность (получение информации на рабочем месте) и
оперативность становятся неотъемлемыми атрибутами интерактивного
информационного поиска. Таким образом, информационная среда изменяется, причем
очень быстро..
Информационная среда - это совокупность информационных условий существования
субъекта (это наличие информационных ресурсов и их качество, развитость
информационной инфраструктуры). Информационная среда представляет условия для
развития субъекта информационного пространства, однако, степень ее
благоприятствования определяется уже внутренними характеристиками субъекта
(информационный потенциал, определенным уровнем инфопотребности).
Информационная
среда - это мир информации вокруг человека и
мир его информационной деятельности. В качестве близких по смыслу в литературе
встречаются понятия "информационное поле", "информационное
пространство". Главная составляющая информационной среды - информационный
фонд - сегодня многообразен как по содержательным и видовым признакам, так и по
видам носителей информации (книги, видеокассеты, электронные издания, ресурсы
сети Интернет).
По
характеру воздействия на субъект можно выделить следующие типы сред:
1)
активирующая деятельность субъекта за счет наличия достаточного количества
информации необходимого качества, т.е. высокой степени удовлетворения
инфопотребности;
2)
ингибирующая избыточным количеством "информационных шумов" и низким
уровнем удовлетворения инфопотребности;
3)
нейтральная, не оказывающая значительного воздействия на деятельность субъекта
(например, информационная среда в рамках этноландшафтной среды).
По
характеру циркуляции информации в среде:
1)
изолированная среда - вся информация, используемая субъектом, находится на
данной территории;
2)
транзитная - периодический доступ к информации извне за счет ее транзита или
диффузии;
3) открытая (глобальная) - свободное обращение информации между различными
территориальными общностями.
Информационная
среда имеет несколько иерархических уровней (масштабов): глобальный - международный и общегосударственный,
региональный - субъектный, локальный - городской и сельских местностей. То
есть, инфосреду можно характеризовать и ее масштабом, причем для каждого
субъекта будут присутствовать все три уровня в той или иной степени. Территориальная
выраженность этих масштабов заключается в концентризации информационной среды,
где каждый из концентров будет отражать масштаб интересов субъекта, представляя
собой ареал (поле) информационного потребления субъекта. Причем, с развитием
субъекта смещение интересов происходит, как правило, на глобальный (макро)
уровень, т.е. когда он имеет достаточно знаний для восприятия/производства
более глобальной, более абстрактной информации.
2.
ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИА
На
сегодняшний день новые медиа становятся неотъемлемой частью удачного
функционирования современных СМИ. С одной стороны, благодаря современным
технологиям, многие СМИ привлекают более широкий пласт аудитории, тем самым,
укрепляя свои позиции в традиционном формате. С другой – фактические
потребители новых медиа в основном активные пользователи Интернета (аудитория
до 30-40 лет), что в значительной мере ограничивает возможности современной
конвергенции СМИ и Интернета, как правило, рамками развлекательного контента.
Точного определения новых медиа не существует, фактически, это все современные интерактивные цифровые, компьютерные, информационные и сетевые технологии общения, способные мгновенно передать любую информацию. То есть основной их характеристикой является – sodal, local and mobile1 (социальные, местные, мобильные), которые можно использовать в целях расширения возможностей современных СМИ.
Точного определения новых медиа не существует, фактически, это все современные интерактивные цифровые, компьютерные, информационные и сетевые технологии общения, способные мгновенно передать любую информацию. То есть основной их характеристикой является – sodal, local and mobile1 (социальные, местные, мобильные), которые можно использовать в целях расширения возможностей современных СМИ.
Само
понятие «новые медиа» уже давно не новое, этим технологиям примерно 20 лет,
именно поэтому, создавая сейчас любой девайс2 побочный продукт СМИ, следует
понимать, что современное поколение, то есть, фактически будущая или уже
реальная платежеспособная аудитория, не просто является активным цифровым
пользователем, а считает данный интерактивный вид связи – основным источником
информации.
Современные
люди уже привыкли получать информацию (новость или любой развлекательный
контент) не в рамках одного источника СМИ, а скорее, как «пакет» или набор
разноформатных предложений. Рассматривая с этой точки зрения радиовещание,
можно с уверенность говорить, что для успешного функционирования современных
радиостанций, фактически основной упор делается на пост-продакшн , хотя, в
контексте новых медиа – пост-продакшн работает параллельно эфиру. Это означает,
что новые медиа позволяют сделать из любого аудио- фото- видео- формата – интерактивный
контент. Любые акции радиостанции освещаются интерактивно в социальных сетях
-выкладываются фотографии, пишутся посты, ведется он-лайн трансляция и
параллельно видеоконференция со слушателями и т.д. Конечно, это делается для
привлечения дополнительной аудитории, но, в тоже время, широкое использования
дополнительного материала, например, визуального, позволяет радиостанциям
сблизиться со своей аудиторией, стать для них не просто голосом, но и
запоминающейся фигурой, то есть чем больше визуализации и активности со стороны
ди-джеев и работников радиостанции, тем ближе и интереснее они становится для
своих слушателей.
Основная
проблема новых медиа, это их массовость, что приводит к размыванию
социально-психологических границ в информационном пространстве, происходит
массовизация сознания, утрата интереса к классическим образцам культуры,
ориентация аудитории на западные субкультуры, имеющие
развлекательно-рекреативную направленность, приоритетом оказывается
потребительская ориентация.
Один
из основных факторов влияний новых медиа на современные СМИ – возникновение
конкуренции, которая начала размывать сложившуюся систему градации
потенциальной аудитории. Например, в рамках вещания музыкальных молодежных
радиостанций, это выглядит так.
3. КАКИЕ УГРОЗЫ НЕСУТ В СЕБЕ СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИА?
В конце первого тысячелетия нашей эры
технологическая революция и внедрение информационных технологий формируют новую
материальную основу общества. Процесс глобализации связал между собой
национальные экономики во всем мире, сделав их взаимозависимыми, и создал новую
форму отношений между государством и обществом.
Теле
и видео сети, интернет сделали возможным обмен информацией по всему земному
шару за несколько минут. Так, по словам М. Маклюэна, возникает "глобальная
деревня, над которой раскрыт электронный зонт". Размеры земного шара
мысленно уменьшаются до размеров небольшой деревни, где жители знают все друг о
друге, где возможен доступ практически к любой информации. "Благодаря
открытию электромагнитных волн - каждый индивид отныне (активно/пассивно)
одновременно находится на всех морях и континентах - он находится во всех
точках Земли".
Разные
исследователи по-разному определяют влияние медиа на социальное развитие. По
мнению американского исследователя Э. Тоффлера, который рассматривает историю
как непрерывное волновое движение, наша эпоха находится на стыке двух волн -
"индустриальной" и "информационной", когда рушатся старые
идеалы, а новые еще не сформировались, когда все человечество переживает резкий
переход к "информационному обществу". Тоффлер критично относится ко
"второй волне" (индустриальной эпохе), считая, что научно-технический
прогресс способствовал расслоению общественных институтов: стремление к
обособленности и жажда личной наживы с одной стороны, стандартизация
(унификация), узкая специализация, интеграция населения в крупных промышленных
центрах с другой - проблемы "второй волны". Именно "третья
волна" должна вернуть общество в будущем, к доиндустриальной цивилизации,
но на новой технологической базе, где большое значение будут иметь
информационные технологии (медиа). Именно на медиа Тоффлер возлагает функцию
объединения общества, как на нечто всеобъемлющее, способное интегрировать
множество элементов в единое целое, связать все человечество в единую
согласованную цепочку.
Зиновьев выделяет четыре важнейшие
функции медиа:
)
телевидение, являясь "манипулятором сознания", удерживает огромное
количество людей от образования неподконтрольных масс;
)
Медиа контролирует и направляет всю интеллектуальную и творческую деятельность
общества, давая им оценку, отбирая и называя их;
)
Медиа дает "трибуну политикам" и арену для политических спектаклей;
)
И, наконец, медиа - это "рупор" гражданского общества, общественного
сознания.
Проанализировав
все вышеперечисленное, мы можем сделать вывод, что социокультурная ситуация
"информационного общества" расценивается и воспринимается разными
исследователями по-разному. Одни видят в новой эпохе положительные аспекты и
предрекают счастливое информационное будущее, другие неустанно ее критикуют. Но
медиакультура сложилась именно такой, какая требуется обществу. Она выполняет
свои функции не хуже других социальных институтов. Развивая эту мысль, можно
привести в пример цитату немецкого социолога Никласа Лумана "Все, что мы
знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаём через
массмедиа. Это относится не только к знанию общества и истории, но и к знанию
природы. Мы узнаём о стратосфере так же, как Платон узнавал об Атлантиде:
"люди говорят то-то и то-то… С другой стороны, о самих массмедиа мы
наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их
воздействию, подозревая, что нами манипулируют, но по существу это ничего не
меняет, потому что знания, полученные нами из массмедиа, словно сами собой
складываются в замкнутый каркас, элементы которого укрепляют друг друга".
Функции и свойства медиа многообразны, так что при желании можно создать любую
их характеристику, как позитивную, так и негативную. Точно можно сказать, что
роль медиакультуры в современном обществе огромна и неоднозначна, а сложность
изучения этого феномена в том, что он и по сей день динамично развивается,
приобретая все большие масштабы.
4. КАКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ?
В основе медиаграмотности - умение
приложить навыки грамотности к сообщениям, которые мы получаем из разных медиа. Медиаграмотность давно уже стала важной частью вдумчивого
отношения и активной гражданской позиции, а цифровая революция сделала этот
навык ещё более важным. Стремительный рост цифровых СМИ и социальных сетей
превратил граждан в издателей. В 2013 году по-настоящему медиаграмотный человек
- это тот, кто не только понимает, что стоит за сообщениями, которые он
получает, но тот, кто также может создавать качественный контент и
распространять его в различных формах, становясь частью большого общественного
диалога.
Проще
говоря, медиаграмотность основывается на основе традиционной грамотности и
предлагает новые формы чтения и письма.
Медиаграмотность
позволяет людям быть критическими мыслителями и создателями, эффективными
коммуникаторами и активными гражданами.
Медиаграмотность
представляет собой необходимый, неизбежный и реалистичный ответ на сложную,
постоянно меняющуюся электронную среду и коммуникационный рог изобилия, которые
нас окружают.
Чтобы стать успешным студентом,
ответственным гражданином, производительным работником или компетентным и
добросовестным потребителем, люди должны развивать опыт со все более
изощренными информационными и развлекательными СМИ, которые обращаются к нам на
мультисенсорном уровне, влияя на то, как мы думаем, чувствуем и вести себя.
Сегодняшние информационные и
развлекательные технологии общаются с нами благодаря мощному сочетанию слов,
образов и звуков. Таким образом, нам необходимо разработать более широкий
набор навыков грамотности, помогающих нам как понимать полученные сообщения,
так и эффективно использовать эти инструменты для разработки и распространения
наших собственных сообщений. Будучи грамотным в эпоху средств массовой
информации, необходимы навыки критического мышления, которые дают нам
возможность принимать решения, будь то в классе, в гостиной, на рабочем месте,
в зале заседаний или в кабине для голосования.
5. ДЛЯ ЧЕГО ОНА (МЕДИАГРАМОТНОСТЬ) НЕОБХОДИМА?
Медиаграмотность — необходимый навык в век цифровых технологий. Это
умение хорошо ориентироваться в разных типах медиа и понимать их суть. Дети
сейчас получают огромное количество информации из разных источников, и среди
них не только традиционные СМИ, к которым привыкли их родители (телевидение,
радио, газеты и журналы). Это ещё и текстовые сообщения, мемы, видеоролики,
социальные сети, видеоигры, реклама и многое другое. Но все медиаресурсы
объединяет одно: кто-то их создал и по какой-то причине. Понимание этой причины
лежит в основе медиаграмотности.
Медиаграмотность необходима, чтобы:
·
научиться мыслить
критически.
Сейчас создавать медиа может каждый.
Поэтому стало труднее узнать, кто автор того или иного сообщения и можно ли ему
доверять. Критическое мышление позволит не попасть в ловушку. Дети также должны
уметь самостоятельно оценивать разные средства коммуникации, определять,
насколько адекватный в них контент, почему была включена та или иная
информация, насколько полно раскрыта тема, каковы основные идеи медиасообщения.
Кроме того, дети учатся самостоятельно использовать разные примеры, которые
помогут им сформировать собственное мнение по разным вопросам на основе
информации, которую они уже знают.
·
потреблять
информацию с умом.
Медиаграмотность помогает детям определять,
действительно ли то или иное ифнормационное сообщение заслуживает их доверия.
Она также позволяет им распознавать специальные методы, которые используют
маркетологи в рекламе, чтобы убедить людей купить товар.
·
распознавать точку
зрения автора.
У каждого есть своё мнение по тому или
иному вопросу. Понимание позиции автора помогает детям уважать разные взгляды
на мир. Кроме того, такой подход к информации структурирует сведения, которые
дети уже знают.
·
ответственно
создавать медиасообщения.
Залог эффективной коммуникации
— признавать собственную точку зрения, оценивать, что и как вы говорите,
понимать, что каждое ваше сообщение оказывает то или иное влияние.
·
осознавать роль
медиа в нашей культуре.
От сплетен про знаменитостей на обложках
журналов до мемов — средства массовой коммуникации постоянно рассказывают
нам что-то, что формирует наше понимание мира и даже заставляет нас действовать
или мыслить определённым образом.
·
понимать цели
автора.
Является ли сообщение чисто информативным,
или автор пытается поменять ваше мнение, а может, рассказывает вам новые идеи,
о которых вы никогда не слышали? Когда дети понимают, какое влияние на них
может оказать то или иное медиа, понимая его истинную цель, они могут сделать
осознанный выбор.
6. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ
С. Дж. Бэрэн, рассматривая различные аспекты
медиакомпетентности, предложил свою классификацию умений, необходимых для
оценки медиакомпетентности личности:
-
способность и готовность сделать усилия, чтобы воспринимать,
понимать содержание медиатекста и отфильтровывать «шум»;
-
понимание и уважение силы влияния медиатекстов;
-
способность различать эмоциональную и аргументированную
реакции при восприятии, чтобы действовать соответственно;
-
развитие компетентного предположения о содержании медиатекста;
-
знание условностей жанров;
-
способность размышлять о медиатекстах критически, независимо
от того, насколько влиятелен их источник;
-
знание специфики языка различных медиа и способов их
воздействия независимо от сложности медиатекстов [Бэрэн, 2002, с. 57-58].
Дж. Поттер следующим образом характеризует высокий
уровень развития медиакомпетентности:
-
выделение главного смысла медиатекста;
-
анализ: выявление основных элементов медиатекста;
-
сравнение: определение похожих и уникальных фрагментов
медиатекста;
-
оценка ценности медиатекста или его фрагмента;
-
суждение на основе сравнения согласно определенному критерию;
-
реферирование: способность создавать краткое, ясное и точное
описание медиатекста;
-
обобщение;
-
дедукция: использование общих принципов, чтобы объяснить
отдельные сведения;
-
индукция: выведение общих принципов из наблюдения отдельных
сведений;
-
синтез: способность повторно собирать элементы в новую
структуру.
7. НАЗОВИТЕ ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ И
МЕДИАГРАМОТНОСТИ ЮНЕСКО
Принцип 1. Информация, коммуникация, библиотеки, медиа, технологии,
интернет должны использоваться обществом критически. Они равны по статусу, и ни
один из этих источников не следует считать более значимым, чем другие.
Принцип 2. Каждый гражданин является создателем информации/знаний.
Каждый имеет право на доступ к информации/знаний и право на самовыражение.
Медийная и информационная грамотность должна быть для всех - и для мужчин, и
для женщин, и тесно связана с правами человека.
Принцип 3. Информация, знания и сообщения не всегда нейтральны,
независимы или беспристрастны. Любая концептуализация, использования и
применения MIL должна сделать это утверждение прозрачным и понятным для всех
граждан.
Принцип 4. Каждый гражданин хочет получать и понимать новую информацию,
знания и сообщения и иметь возможность на общение с другими, даже если он не
выражает это стремление. Их права на это никогда не должны нарушаться.
Принцип 5. Медийная и информационная грамотность не приобретается
одномоментно. Это постоянный и динамичный опыт и процесс. Его можно считать
завершенным, если он включает в себя знания, умения и установки в отношении
использования, создания и передачи информации, о медиа и технологического
контента.
8. ЧТО ТАКОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И КАКОВЫ ЕГО ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ?
Медиаобразование (англ. media education, от лат. media - средства),
направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой
коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи
медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных
информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека
понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать
способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью
технических средств».
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития
личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью
формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных
способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия,
интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам
самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку
активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио,
видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык
медиакультуры.
Принципы медиаобразования (media education
principles) (Masterman, 1998):
- медиаобразование – это серьезная и важная область,
связанная с большинством социальных структур демократического общества;
- центральная концепция медиаобразования -
переосмысление/репрезентация. Медиа не отражают реальность, а
переосмысляют/представляют ее, используя систему знаков и символов. Без этого
принципа медиаобразование невозможно;
- медиаобразование это процесс, продолжающийся всю жизнь
человека. Но учащиеся для медиаобразования - приоритетная аудитория;
- цели медиаобразования заключаются не только в воспитании
критического мышления, но и в развитии критической автономии;
- медиаобразование – исследовательский процесс;
- медиаобразование – актуально и своевременно, оно воплощает
выражение «здесь и теперь» в широком идеологическом и историческом контексте;
- ключевые понятия медиаобразования в большей степени
аналитические инструменты, чем альтернативное содержание;
- содержание в медиаобразовании означает развитие вариативных
аналитических инструментов;
- эффективность медиаобразования может быть оценена двумя
критериями: способностью учащихся применить свое критическое мышление в новых
ситуациях и количеством обязательств и мотиваций, выраженных ими по отношению к
медиа;
- в идеале оценка медиаобразования учащихся – это их
самооценка;
- медиаобразование пытается изменить отношения между учителем
и учащимися, давая им возможность для размышления и диалога;
- медиаобразование – это, скорее, диалог, чем дискуссия;
- медиаобразование в основном активно и призвано развить
более открытых и демократичных педагогов; медиаобразование – это множество
новых путей деятельности и применение их в новых областях;
- медиаобразование направлено на совместное, преимущественно
групповое, обучение;
- медиаобразование состоит из «практической критики» и
«критической практики»;
- медиаобразование вбирает в себя отношения между родителями,
профессионалами в области медиа и педагогами;
- медиаобразование связано с принципом продолжающихся
изменений;
- медиаобразование – особая область. Существующие знания не
просто передаются учителями или «открываются» учениками. Это предмет
критического исследования и диалога, в ходе которых новые знания активно
приобретаются педагогами и учащимися.
9. ЧТО
ТАКОЕ КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТОВ?
Это - мыслительный
процесс выявления свойств и характеристик медиапроизведения в целом, его составных частей и элементов в контексте
личной, социокультурной и авторской позиции, предполагающий полноценное восприятие медиатекста, умение группировать факты,
свойства и явления, классифицировать их, раскрывать существенные стороны
изучаемого медиапроизведения, его внутреннюю структуру
10. ЧТО
ТАКОЕ ЦИФРОВОЙ (СЕТЕВОЙ) ЭТИКЕТ?
Сетевой этике́т (нетикет — неологизм, является слиянием слов «cеть» (англ. net) и «этикет») — правилаповедения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаетсябольшинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века в эхоконференциях сети FIDO. Некоторые из правил сетевого этикета присутствуют в RFC 1855 (английский вариант).
Правила этикета не являются всеобщими и жестко установленными — в разных сообществах они могутзначительно различаться. Так как основная цель этикета состоит в том, чтобы не затруднять общение всообществе, правила могут устанавливаться исходя из целей сообщества, принятого стиля общения, технических ограничений, и т. д. Некоторые правила записаны, и даже оформляются в виде формальногоустава, а иногда и просто в виде списка, другие правила нигде не записаны, но известны большинству членовсообщества и строго соблюдаются.
Пример правил
1.Помните о человеке! Не забывайте, что даже через посредство
мертвой Сети и напичканного электроникой компьютера вы общаетесь с живым
человеком. А часто - со
многими людьми одновременно... Не позволяйте одурманить себя атмосферой
анонимности и вседозволенности - помните, что на другом конце провода такой же
человек, как и вы... Сочиняя электронное послание, представьте, что все это
говорите человеку прямо в лицо - и старайтесь, чтобы при этом вам не было
стыдно за свои слова. Отсюда - второе правило:
2.Следуйте в Сети тем же правилам, которым вы следуете в
реальной жизни. Нарушение законов
человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни Сети,
возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанным... Но будет ли при этом
чиста ваша совесть? Однако не забывайте при этом и о третьем правиле:
3.Помните, что вы находитесь в киберпространстве! Его границы
куда шире, чем границы привычного нам человеческого общества, и в разных его
частях могут действовать свои законы. Поэтому, сталкиваясь с новым для вас
видом общения в Сети, изучайте его законы и признавайте их приоритет. Скажем, в
любой группе новостей, форуме или даже канале IRC существуют собственные,
локальные правила (rules) - ознакомьтесь с ними, прежде, чем отправлять свое
первое сообщение! А главное - помните о неписаных правилах: например, правиле
четвертом:
4.Бережно относитесь ко времени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно
необходимо - и в этом случае вы всегда можете расчитывать на помощь и поддержку
ваших коллег. Однако не дергайте других пользователей по пустяками - иначе в
конце концов с вами просто перестанут общаться. Помните, что сетевое время не
только ограничено, но и для многих весьма дорого! И, помимо ваших проблем, у
ваших собеседников могут быть еще и собственные... Однако этот принцип имеет и
оборотную сторону, зафиксированному в правиле пятом:
5.Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на "условностях" типа
правил хорошего тона или, скажем, правил грамматики и орфографии. Даже
комплименты теряют в весе и убедительности, будучи воплощенными в такой вот
форме:
"Приэт чувак я тащусь от тебя и тваих книг круто пиши
ищо"
Из этого правило вытекает и правило шестое:
6.Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими
знаниями с другими! Будьте благодарны
тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо
с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в
мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно не казалось. Отсюда - правило
седьмое:
7.Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии никакой этикет
не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств - пусть даже ваш
визави сознательно провоцирует вас на это.
8.Относитесь с уважением не только к своей,
но и к чужой приватности! Если вы по
каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и
за вашим собеседником. Более того - он имеет право на анонимность и
приватность, даже если вы выступаете "с открытым забралом". Побочное
следствие из этого правила: не публикуйте информацию из ваших приватных писем
без согласия их отправителей, не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в
конечном итоге, в чужих компьютерах! Господа хакеры, это относится
непосредственно к вам... Как и следующее правило:
9.Не злоупотребляйте своей властью и
влиянием в Сети! Завоевать доверие
трудно, а потерять - так легко!
И наконец - последнее, самое главное правило:
И наконец - последнее, самое главное правило:
10.Будьте терпимы к недостаткам окружающих
вас людей! Не смотрите на то,
соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их
сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться
с этими правилами...
11.
КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ?
Никогда не давайте частной
информации о себе (фамилию, номер телефона, адрес, номер школы) без разрешения
родителей.
Если кто-либо говорит вам, присылает вам, или вы сами
обнаружили в сети что-либо смущающее вас, не старайтесь разобраться в этом
самостоятельно. Обратитесь к родителям или учителям - они знают, что надо
делать.
Встреча в реальной жизни со знакомыми по Интернет-общению не
является очень хорошей идеей, поскольку люди могут быть разными в электронном
общении и при реальной встрече. Если вы все же хотите встретиться с ними,
сообщите об этом родителям, и пусть они пойдут на первую встречу вместе с вами.
Не открывайте письма электронной почты, файлы или
Web-страницы, полученные от людей, которых вы реально не знаете или не
доверяете им.
Никому не давайте свой пароль, за исключением взрослых вашей
семьи.
Всегда придерживайтесь семейных правил Интернет-безопасности:
они разработаны для того, чтобы вы чувствовали себя комфортно и безопасно в
сети.
Никогда не делайте того, что может стоить денег вашей семье,
кроме случаев, когда рядом с вами родители.
Всегда будьте вежливыми в электронной переписке, и ваши
корреспонденты будут вежливыми с вами.
В электронных письмах не применяйте текст, набранный в
ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ - это воспринимается в сети как крик, и может расстроить
вашего собеседника.
Не присылайте в письме информацию большого объема (картинки,
фотографии и т.п.) без предварительной договоренности с вашим собеседником.
Не рассылайте писем с какой-либо информацией незнакомым людям
без их просьбы - это воспринимается как "спам", и обычно досаждает
пользователям сети.
Всегда ведите себя в сети так, как бы вы хотели, чтобы вели
себя с вами!
Здравствуйте, Наталья Васильевна! Очень сложный вебинар! И задания трудные! Хотя очень интересно!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! Да, очень сложно. Но для общего развития не помешает
УдалитьНаталья Васильевна, здравствуйте! Желаю Вам успехов!!! Вы молодая - учитесь!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Людмила Федоровна!
УдалитьБольше всего из этого вебинара мне понравился последний пункт. Важно знать и помнить о безопасной работе в сети
ОтветитьУдалитьСоглашусь, Анна Борисовна! Надо самим знать и детей этому учить.
УдалитьНаталья Васильевна, тема уж очень интересная, сложная и объемная. Молодец, что разместила материал в блоге, теперь и мы можем учиться. Я, так уж точно
ОтветитьУдалитьЛюдмила, добрый день! Да, тема сложная. Но и ее надо изучать. Развиваться ведь надо
Удалить