Показателем правового государства
выступает высокий уровень правовой культуры населения, понятие которой связано
с понятием правового воспитания. Важная роль формирования правовой культуры
отводится библиотекам, они призваны приобщать пользователей к социальной
активности через правовое просвещение.
Что входит в понятия «право», «правовая
культура», «правовое воспитание»?
Право
–
совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и
правил, регулирующих отношения людей в обществе, это нормы поведения общего
характера.
Правовая культура
– общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность
правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе
жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов
взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового
воспитания и обучения. Правовая культура является компонентом духовной
культуры.
Правовое воспитание – целенаправленная
деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правовых идеалов,
правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного
поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового
сознания человека и в итоге правовой культуры общества в целом.
Формы правового воспитания:
·
Правовая пропаганда –
распространение
правовых идей и правовых требований. В библиотеках
осуществляется посредством культурно-просветительских мероприятий.
·
Правовое обучение – передача, накопление и усвоение
правовых знаний в учебных заведениях.
·
Юридическая практика – участие граждан в процессе
правоприменительной деятельности, заключение сделок и т.д.
·
Самообразование – самостоятельное изучение
законодательства, собственный анализ правовых явлений.
Первое, что видят читатели при посещении
библиотеки – это формы наглядной работы. Например, книжные выставки
(выставка-информация, выставка-викторина, выставка-дискуссия, выставки-советы),
информационные стенды.
Значимым является информационное обслуживание
пользователей, которое благодаря созданию виртуальной, библиографической
продукции обретает новый уровень качества и практически неограниченные
возможности. Выпуски дайджестов, библиографических списков литературы,
буклетов, памяток и закладок по правовой тематике призваны ориентировать
пользователей в информационных потоках, учитывая их информационные запросы и
потребности.
Приведем примеры:
·
«Информационно-правовая поддержка молодой семьи»;
·
«В центре внимания – права молодежи»;
·
«Полезная социальная информация»;
·
«Государство, человек, право»;
·
«Информация для деловых людей»;
·
«Ваши гарантии и компенсации»;
·
«Жилье: знать свои права»;
·
«Потребительские знания – всем!».
Правовое воспитание формирует
правовую культуру читателей и имеет смысл приступить к этой деятельности как
можно раньше с детского возраста. Библиотеки
традиционно занимаются правовым просвещением детей и подростков,
информированием родителей, педагогов, воспитателей.
Юные читатели не хотят быть прямым объектом
воспитания, их и так уже достаточно воспитывают. На первое место выдвигаются
проблемы самовоспитания, самообразования, самоутверждения. Именно поэтому в
работе с детьми необходимо использовать такие формы мероприятий, в которых они
могли бы принять активное участие и высказать своё мнение.
Знакомство детей с правом лучше всего начинать с мероприятий в игровой форме.
Подрастающее поколение с детства
должны научиться осознавать себя гражданами государства, уяснить свою
взаимосвязь с другими членами общества, выработать чувство ответственности за
свои поступки. Возможна организация занятий в рамках: «Молодежная школа права», «Школа
правовой грамотности», «Школа
правовых знаний», «Правовой
факультатив в библиотеке», «Академия
информационно-правовой культуры».
Проведение Недели правовых знаний, Дня
правовых знаний будут способствовать приобщению детей и подростков к правовой
культуре. Цель подобных форм работы – знакомство с правовыми международными документами,
приобщение к чтению литературы правовой тематики. В программу можно включить: правовой час «Азбука моих прав», игру-викторину «Умник Правознайка», театрализованное путешествие в правовую
страну знаний «Большие права маленького ребенка», выставку «Детям о праве», беседы
по книгам П. Астахова.
Возможно, подготовить правовой час
«Право быть ребёнком», во время которого ребята узнают об основных
положениях международно-правовых документов о правах человека, рассмотрят
случаи нарушения прав на примере литературных героев сказок «Дюймовочка»,
«Морозко», «Теремок», сказок А.С. Пушкина.
Посещение правовых уроках в библиотеках предоставит возможность ребятам
получить информацию о правах и ответственности несовершеннолетних в современном
мире, даст представление об ООН, «Конвенции о правах ребенка» и др. Принято
проведение уроков разных форм: урок-лекция
«Изучаем право», урок-беседа
«Правовой лабиринт», урок-конференция
«От детства к взрослости», урок-игра
«Есть и у меня права». Начать можно
с небольшого экскурса в историю прав человека, краткого знакомства с деятельности
ООН, с принятыми ею документами. После участникам предложить ответить на
вопросы, ответы на которые заключены в статьях «Конвенции о правах ребенка».
В библиотеках
требуется углублять знания родителей, в том числе о правах детей. Проведение бесед типа «Родителям о правах и обязанностях ребенка», «Мир детства – мир права» уберегут юных граждан от нарушения
законодательства, познакомят их с правами детей.
Многие школьники считают, что за правонарушения не несут никакой
ответственности, что за них отвечают родители, учителя, но только не они сами.
Из этого следует, что необходимо, формировать у них правильное представления о
личной ответственности за совершение проступков. Важно иллюстрировать
мероприятия яркими примерами, имеющими воспитательное воздействие.
Рекомендуется затрагивать темы:
·
«По
ступенькам права»;
·
«Поступок
или проступок»;
·
«Об
ответственности несовершеннолетних»;
·
«Кто
в ответе?»;
·
«Твое
свободное время».
Эмоциональное
воздействие в рамках правового воспитания имеют преимущество перед другими
формами – ролевые игры. Информация,
полученная во время занятия «Подросток и
правоохранительные органы: конфликты и взаимодействие». Участники в театрализованной форме могут разыграть ситуацию
на тему: «Что делать, если вас задержала полиция», распределив между собой роли
несовершеннолетнего, его родителей, сотрудников полиции, свидетелей. В ходе
игры ребята получат возможность не только познакомиться с некоторыми
правозащитными методиками и технологиями, но и получить первоначальные навыки
применения их на практике.
Целесообразно подготовить цикл мероприятий по охране жизни и
здоровья несовершеннолетних: урок
безопасности «Как защитить себя»,
актуальный разговор «Осторожно,
секта!», актуальный разговор «Терроризм. В паутине зла», актуальный разговор «Экстремизм и общество: угроза безопасности», диалог-размышление «Мировая угроза – террор».
Актуален цикл уроков правовой грамотности «От детства – к взрослости»:
«Твое право на труд», «Административная ответственность несовершеннолетних», «Уголовная
ответственность несовершеннолетних».
Действенной
формой пропаганды правовых знаний будут вечера вопросов и ответов, диспуты.
Такие мероприятия пройдут интереснее, если подростки сами примут активное
участие в их подготовке. Вечера необходимо посвящать определенным проблемам.
Необходимо заранее определить вопросы, состав слушателей, а также круг
специалистов: юристов, работников прокуратуры, полиции. Предметом диспута должна
стать важная жизненная проблема, которая сможет вызвать острую полемику.
В век высоких технологий подростки
все чаще обращаются за информацией в Интернет. Поэтому при проведении таких
мероприятий как полезный разговор «Как
не попасть в паутину», урок-предупреждение
«Информация. Уверенность. Успех» и час
полезной информации «Антивирус для пользователя», обязательно вести
разговор о правовых аспектах использования сайтов.
Наряду с другими направлениями
правового воспитания, предполагается обязательное повышение правовой культуры
избирателей.
Совместно с территориальной
избирательной комиссией можно организовать интеллектуально-правовую
игру для молодежи «Будущее в наших руках» с конкурсами: «Современное
российское избирательное право», «Верно или неверно высказывание», «Порядок
голосования», «Знатоки терминов». Для молодых избирателей будет полезным участие в
цикле мероприятий «Правовая культура молодого избирателя»:
деловая игра «Выборы от А до Я»,
правовая трибуна «Тебе дано право
выбора!», экспресс-курс «Избирателем
быть готов!». В конце мероприятий можно вручить ребятам листовки,
закладки, памятки «Молодому избирателю надо знать», «Твои избирательные права».
Мероприятия правовой тематики могут быть
самостоятельными, а могут проводиться в рамках празднования правовых дат.
Например:
- Всемирный день прав ребёнка (20
ноября);
- День прав человека (10 декабря);
- День Конституции Российской Федерации
(12 декабря).
На данном этапе большинство библиотек
предпочитают строить свою деятельность в рамках разработанных программ и
проектов. Целью которых является правовое воспитание населения, содействие
выработке у читателей активной гражданской позиции, преодолению политической
безучастности, развитию правового самопознания, обучение юридической
грамотности. Например, могут быть реализованы проекты: «Я в правовом
пространстве», «Сегодня ребенок – завтра гражданин», «Правовая мастерская».
Любое государство заинтересовано в том,
чтобы подрастающее поколение знало и уважало действующие на его территории
законы. При этом крайне важно, чтобы молодежь не только знала и уважала законы,
но и понимала их сущность, стремилась их соблюдать. Только тогда мы сможем
говорить о высоком уровне правосознания и
правовой культуры населения. Располагая ресурсами, библиотеки выступают
надежными помощниками государства в формировании правовой грамотности читателей
и повышения уровня их правовой культуры.
Приложение
1
Формы
и названия мероприятий:
актуальный разговор «Интернет: свобода и ответственность»,
актуальный разговор «Информация: право на безопасность»,
актуальный разговор «Право. Закон. Справедливость»,
викторина «Правовой лабиринт»,
встреча с юристом «Территория закона»,
деловая игра «Имею право, но обязан»,
деловая игра «Правовая компетентность»,
деловая игра «Сам себе адвокат»,
дискуссионные и правовые игры «Ребенок:
права и обязанности»,
игра-расследование «Загадочная криминалистика»,
интеллектуальная игра «Академия финансов»,
интеллектуально-правовой ринг «Наш ответ коррупции – «Нет!»,
литературная экспертиза «Агрессивное поведение в обществе: психология
и правовая ответственность»,
мастер-класс «Проводник по лабиринтам
закона»,
неделя правовых знаний «Тебе о праве,
право о тебе»,
полит-викторина «Я знаю закон…»,
правовой диалог «Образование: право или обязанность?»,
правовой диалог с элементами деловой
игры «Я – гражданин России!»,
правовой экскурс «Для чего нужны
законы»,
правовая минутка «Мы все имеем право»,
правовой лекторий «Финансы: как защитить их от
мошенников?»,
правовой турнир «Победим коррупцию вместе!»,
турнир знатоков избирательного права
«Без права на ошибку»,
урок-предупреждение «Информация. Уверенность.
Успех»,
урок права «Учусь быть гражданином»,
час полезных советов «Правовая
неотложка»,
час правового просвещения «Потребитель и его права»,
час правового просвещения «Ребенок – подросток – гражданин»,
час правового просвещения «Тебе о праве и, право о тебе»,
час правовой информации «Главный закон – Конституция»,
час правовой информации «Семья: шаг в будущее» (молодым
родителям),
юридическая экспертиза «Интернет: как не стать нарушителем»,
урок-предупреждение «Обман «на доверии»,
юридическая лаборатория «Такие разные права и обязанности».
Приложение 2
Нормативные
акты, регулирующие правовое просвещение детей и молодёжи:
1.
«Конвенция о правах ребенка» http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
2.
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120–ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/
3.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
4.
Федеральный
закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в
Российской Федерации» http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-23062016-n-182-fz-ob/
5.
Федеральный закон от 08.01.1998 № 182-ФЗ
«О наркотических средствах и психотропных веществах» http://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-08.01.1998-N-3-FZ/
6.
Федеральный закон от 02.04.2014 г, №
44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-02042014-n-44-fz-ob/
7.
Уголовный кодекс Российской
Федерации http://stykrf.ru/
8.
Кодекс об административных
правонарушениях Российской Федерации http://docs.cntd.ru/document/901807667
9.
Семейный кодекс Российской
Федерации http://kodeks.systecs.ru/sk-rf/
10.
Трудовой кодекс Российской
Федерации http://kodeks.systecs.ru/tk_rf/
Приложение 3
Список
ссылок на ресурсы Интернет
по правовой
тематике для взрослых и детей
1.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ – ГРАЖДАНАМ
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (http://kids.kremlin.ru/). Сайт
адресован детям и взрослым. Сложная информация изложена доступным языком, в
занимательной форме. На сайте есть страница «Выборы», построенная по игровому
сценарию. Её цель – показать, что одна из обязанностей гражданина
демократического государства – отстаивать свои права, а участие в выборах
является одним из важных способов защиты.
2.
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ПРАВАМ РЕБЁНКА (http://deti.gov.ru/). На сайте: информация о проектах, правовых
документах, новостях со всех регионов Российской Федерации. Указаны контактные
данные уполномоченных по правам детей российских регионов.
3.
ПРАВА РЕБЕНКА – ТВОИ
ПРАВА (http://pravadetey.ru/). Информацию о
правах ребенка с момента рождения и до достижения им совершеннолетия, а также
помощь и совет квалифицированного специалиста.
4.
РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД (http://www.detfond.org/ru/). Сайт Российского
детского Фонда организации взрослых в защиту детства. Информация о благотворительных
акциях и программах размещена на сайте.
5.
ПРАВА И ДЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ (http://school-sector.relarn.ru/prava/). Правовой
веб-сайт для детей и подростков. Петя – борец за права всех
детей, Таня –
хозяйка страницы тинейджеров, и сторож Ефимыч помогут путешествовать по сайту.
На сайте представлены официальные документы, разъяснения юристами проблемных
ситуаций, Конвенция о правах ребѐнка, телефоны доверия правозащитных
организаций в регионах России и многое другое.
6.
ПОДРОСТОК И ЗАКОН (http://podrostok.edu.yar.ru/). На сайте найдутся
ответы на вопросы: за что нельзя исключать из образовательного учреждения,
какие услуги могут оказать в учреждениях здравоохранения, как найти работу в
свободное от учѐбы время, как отстоять свои права в семье, как поступать, чтобы
не стать объектом преследования).
7.
ПОМОЩЬ РЯДОМ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ ОНЛАЙН (http://pomoschryadom.ru/).
Помощь детям и подросткам: помощь психолога онлайн, истории из жизни
сверстников, игры, тестирования.
Источники:
1. Габдуллина Л. Р.
Имею право выбирать / Л. Р. Габдуллина // Современная библиотека. –
2016. – №7. – С. 76 – 78.
2. Жукова А.
Как поспорили «можно» или «нельзя» / А. Жукова // Библиотека.– 2017. – №4. –
С.64–68.
3. Законы,
кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации : сайт // legalacts.ru. – Москва, 2021. – URL: http://www.legalacts.ru
(дата обращения: 06.10.2021).
4. Исайкова С. В.
О том, как жители сказочного государства голосовать ходили / С. В. Исайкова
// Игровая библиотека. – 2017. – №12. – С.34–53.
5. КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка : сайт //
consultant.ru. – Москва, 2021. – URL:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.10.2021).
6. Нажева
С. Проводник по лабиринтам закона / С. Нажева // Библиотека. – 2015. – №
11. – С. 10.
7. Правовая
культура // ВикипедиЯ : свободная энциклопедия. – Москва, 2021. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Правовая_культура
(дата обращения: 06.10.2021).
8. Правовое
воспитание детей и подростков: возможности библиотек:
методические рекомендации / [сост. А. Г. Ноготкова] // БУКОО
«Библиотека им. М. М. Пришвина. – Орёл, 2021. – URL: http://www.prishvinka.ru›kolegi/2013/pravo (дата
обращения: 06.10.2021).
9. Правовое
воспитание школьников : учебное пособие (курс лекций) / сост. З. В. Бочкарева.
– Ставрополь : СКФУ, 2016. – 236 с.
10. Правовое
просвещение молодежи // Самарская областная библиотека для молодежи. – Самара,
2021. – URL:
http://www.soub.ru/pravo
(дата обращения: 06.10.2021).
11. Список
мероприятий центра правового воспитания // Пензенская областная библиотека для
детей и юношества. – Пенза, 2021. – URL: https://dyub.org/node/2249
(дата обращения: 06.10.2021).
12. Чупринова Е. А.
Правовое воспитание в библиотеке. Права или обязанности? / Е. А. Чупринова
// БУК «Областная библиотека для детей и юношества». – Омск, 2021. – URL: http://oubomsk.ru/Posobiya/konsultacii/pravovoe_vospitanie_2018.pdf
(дата обращения: 06.10.2021).
Составитель: Маркова Л.В., зав. отделом библиотечного маркетинга и инноваций
Комментариев нет:
Отправить комментарий