Поиск по блогу

воскресенье, 26 января 2020 г.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БИБЛИОТЕК МБМУК «ЦБС» В 2019 ГОДУ



Для того, чтобы получить представление об организации домашнего чтения, определить эффективность традиций семейного чтения как средства развития интереса ребёнка к чтению, определить динамику семейного чтения, в библиотеках МБМУК «ЦБС» было проведено анкетирование «Книга продолжает связь времён. Семейное чтение». В анкетировании приняли участие 44 человека в возрасте от 24 до 62 лет. Вопросы касались как детского чтения самих респондентов, так и детского чтения их нынешних детей/внуков.
«Есть ли у Вас любимая книга детства?» - первый вопрос анкеты многих респондентов заставил задуматься; некоторые не могли вспомнить название или автора любимого произведения, указывали лишь жанр литературы, например, сказки, фантастика или книги о пионерах-героях. 

Некоторые из родителей ответили на этот вопрос с большой ответственностью и назвали такие произведения, как А. Гайдар «Тимур и его команда», Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», И. Токмакова «Сосны шумят», Д. Толкин «Хоббит», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», Ю. Олеша «Три толстяка». И всё же, по количеству ответов лидируют сказки - как народные, так и авторские, и сказочные повести («Золушка», «Красная шапочка», «Питер Пен», «Приключения Буратино», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Незнайки и его друзей», и др.)
Часть родителей и представителей старшего поколения (36%) вспоминают, что в детстве они читали, даже если это было под запретом («чрезмерное чтение»).  Да и взрослые часто читали им, когда они были маленькими (на это указали более половины опрошенных).
К сожалению, не все современные родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению; таким образом формируется духовная близость близких людей. Реалии сегодняшнего дня таковы, что традиция совместных вечеров с книгой уходит в прошлое, и многие прекращают чтение, когда дети уже умеют читать сами. Однако радует, что некоторые опрошенные  читают детям книги до 7-ми лет (40%), реже до 8-ми, и только одному человеку родители читали до совершеннолетия. Те, кому в детстве родители читали вслух, сейчас также не ленятся читать своим детям (53%) и делают это ежедневно.
Большую роль в приобщении к семейному чтению играет домашняя библиотека. Согласно результатам исследования, у 70% опрошенных она, в таких домах любят книги и читают их всей семьёй. У многих домашняя библиотека небольшая и представлена в основном детской литературой, а у 30% респондентов вообще нет книг, и они объясняют это высокой стоимостью книг, немногие – отсутствием «места для книжных полок». Эти респонденты предпочитают ходить в библиотеку и брать там книги бесплатно.
Раньше у каждой читающей семьи были свои любимые книги: их хранили, перечитывали, их герои были примером для подражания. Сейчас на вопрос «Есть ли в Вашей семье книги, которые передаются как фамильные ценности из поколения в поколение?» ответили утвердительно лишь 27% опрошенных. Однако, несмотря ни на что, большинство опрошенных (71%) считают книгу достойным подарком - значит, традиция дарения книг ещё не утеряна. Но многие (20%)  подходят практично к выбору такого подарка и предпочитают подарить не конкретную книгу, а сертификат в книжный магазин. И лишь 3 человека считают покупку книг пустой тратой денег, а один подарил бы книгу в качестве «довеска» к основному подарку.
Часть вопросов анкеты касалась проблем современного детского чтения. 89% родителей признают, что в нашей стране дети стали меньше читать.  Они считают отсутствие интереса у детей к чтению серьёзной проблемой, работать над которой должны родители, педагоги и библиотекари.
К сожалению, среди опрошенных нашлись и такие, кто сам не читает и считает, что ребёнок не обязательно должен любить читать (4%). Они не понимают, что чтение влияет на грамотность, интеллект, эмоциональное развитие и нравственное воспитание ребёнка.

70% респондентов читают дома в свободное время, 9% берут книгу с собой в поездку или на отдых - этим родители и другие старшие члены семьи подают ребёнку собственный пример чтения. Также многие в семье употребляют в своей речи крылатые фразы и цитаты из книг (9%) и рекомендуют детям к просмотру экранизации прочитанных произведений (5%). Но есть и такие родители, у которых нет времени на чтение, и они вообще не читают.

Только 23% опрошенных уверенно ответили, что их ребёнок читает много хороших книг, в том числе современную литературу и периодику. 16% детей читают книги только по школьной программе. Большинство опрошенных взрослых (36%) признаются, что их ребёнок читает редко и им хотелось бы, чтобы он читал больше. 14% опрошенных сказали, что их дети не любят читать вовсе.
Большинство опрошенных 61% сами рекомендуют книги для прочтения своим детям, 16% изредка это делают, 7% вообще не руководят детским чтением, а  16% уверены в том, что лучше всего это сделает библиотекарь.
Некоторые родители просто не знают о книгах, рекомендуемых для совместного чтения детей и родителей (39%). Но радует тот факт, что всё-таки большинство (57%)  знает и читает их со своими детьми. И лишь 2 человека из числа опрошенных редко интересуется книгами для совместного чтения.
В целом, родители уделяют достаточное внимание воспитанию у детей любви к чтению, о чём, безусловно, свидетельствует и совместное посещение библиотеки (48%). И всё же, возможно в силу возраста, 41% детей посещает библиотеку самостоятельно. 11% родителей, бабушек и дедушек предпочитают выбрать книгу без участия самого ребёнка и после прочтения сдают её сами. Это не совсем правильная позиция. Ведь именно в библиотеке можно самому рассмотреть книги, выбрать ту, что больше всего понравилась, пообщаться с библиотекарем. То есть, сам процесс выбора уже принесет удовольствие, а значит, ребенок будет хотеть читать книгу, которую он выбрал самостоятельно.

На вопрос: «В каких библиотечных услугах Вы нуждаетесь?», большинство (27%) отметили, что хотели бы посетить открытые лекции или беседы по воспитанию и привлечению детей к чтению. 16%  с удовольствием пришли бы на семейные праздники, организованные в библиотеке. Другие 16% нуждаются в занятиях по подготовке детей к школе. 14% опрошенных хотели бы получить индивидуальные консультации специалистов и рекомендательные списки литературы.  Пять человек высказались за открытие семейного дискуссионного клуба.  Есть и те, кто всем доволен и в других услугах не нуждается.
        Анализ возрастного и гендерного состава опрошенных показывает, что наиболее активными участниками процесса приобщения детей к чтению являются мамы (57%) и бабушки (34%).
Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать следующие выводы.     Родители остаются важнейшим и главным звеном в приобщении детей к чтению, но это происходит сегодня не в каждой семье, а только в тех семьях, в которых родители считают это важным для своего ребёнка. В целом родители имеют верное представление о значимости семейного чтения.  Большинство родителей контролируют процесс чтения ребенка, прислушиваются к советам библиотекаря. Но со временем они уделяют этому всё меньше внимания, считая, что ребенок уже научился читать и в их помощи не нуждается. Большинство родителей (а также бабушек и дедушек) признают важность чтения книг, но на практике выходит, что этого недостаточно для повышения читательской грамотности детей. Книги детям читаются дома нерегулярно, в основном это делаем мама/бабушка.  У большинства семей дома есть своя библиотека, как правило, небольшая и, преимущественно, укомплектованная детской литературой. Но этого мало; необходимо руководить чтением ребенка, то есть постоянно вызывать у него интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать прочитанное.
        В результате исследования мы убедились в том, что родители не всегда реально представляют себе, каковы методы приобщения детей к книге, и не знакомы с литературой для семейного чтения.  Тем не менее, основная часть опрошенных отметили важность чтения книг, и согласны посещать мероприятия в библиотеке, направленные на повышение читательской грамотности детей.
Большинство родителей осознаёт важность детского чтения, и стремится приобщить к чтению детей, в том числе благодаря посещению библиотеки и совместному выбору интересных книг.
Возрождение традиций семейного чтения – одна из главных задач библиотек на сегодняшний день. Надеемся, что наше исследование заставило задуматься взрослых респондентов над проблемами, отраженными в поставленных вопросах. Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению, необходимо вести постоянную работу с родителями, как консультационно, так и привлекать их к активному участию в литературных мероприятиях.
            Выявление наркотической «заинтересованности» подростков — важный компонент их антинаркотического воспитания. В целях  оценки знаний о проблеме и выяснения отношения молодежи к наркотикам, библиотекарем Камышино-Курской СБФ было проведено анкетирование «Ваше отношение к наркомании», состоящее из 8 вопросов. Исследованием охвачено 18 учащихся 7 -10 классов, посещающих летний трудовой лагерь.
По результатам  опроса выяснилось, что все знают, что такое наркотики, однако сведения о них они получили из разных источников: 28% школьников - из сети Интернет, столько же - от друзей; остальные ответы распределились следующим образом: от преподавателей – 22%, от родителей – 16%. Меньшее количество (6%) набрал ответ «от человека, который употребляет наркотики».
Подавляющее большинство опрошенных (94%) не имеет в кругу своих знакомых лиц, употребляющих наркотики.
Все 100%  учащихся ответили, что сами не пробовали наркотические средства. Ребята считают, что подростки принимают наркотики: за компанию – 66%, из любопытства – 34%. Действительно, доступность «легких» наркотиков и кажущаяся их безвредность вводит в абсолютное заблуждение неокрепшие умы, а желание стать неотъемлемой часть компании и вовсе затмевает здравый рассудок.


    
Кто виноват, что люди начинают принимать наркотики? Самый популярный ответ (56%) - тот, кто сам начинает их принимать. Друзья – ответили 16%,  наркоторговцы – 28%. То есть большинство подростков понимают, что только от их самостоятельного решения будет зависеть дальнейшая жизнь без наркотиков.
95% учащихся считают, что употребление наркотиков ни к чему хорошему не приведёт. 5% опрошенных ответили, что не задумывались над этой проблемой. Это показывает низкую сформированность активной жизненной позиции и, как следствие, пассивное отношение к окружающим.
В результате исследования выяснилось, что подростки достаточно хорошо информированы о наркотиках. Подавляющее большинство негативно относится к наркомании, респонденты реально себе представляют вред, наносимый наркотиками здоровью человека. Но для того, чтобы осведомленность подростков не переросла в желание попробовать наркотики, необходимы просветительские занятия. В деятельность библиотек по профилактике наркомании среди молодёжи нужно продолжать включать такие мероприятия, как уроки – предупреждения, суды над наркоманией, театрализованные представления, дискуссии, тренинги по профилактике наркозависимости, а так же консультации врача – нарколога. Только последовательная и регулярная работа по данному направлению позволит добиться значимых результатов.
        С целью изучения читательских предпочтений пользователей библиотеки в Карбызинской СБФ проведена акция «Читательский листок». На плакате было нарисовано дерево, рядом на столе в коробочках лежали листочки разных цветов, каждый цвет обозначал отдельный жанр литературы. На дерево читатели приклеивали листочек определенного цвета, олицетворяющий тот жанр литературы, которому они отдают предпочтение. Можно было приклеивать по 2-3 листочка, выбирая разные жанры. В акции участвовало 35 человек в возрасте от 8 до 60 лет.

Согласно анализу таблицы, репертуар читательских предпочтений таков: самый высокий приоритет у детективов (22%) и любовных романов (22%), на втором месте - фантастика (15%), на третьем – современная литература (12%). Далее по убыванию - 9% в массиве всей литературы занимает жанр исторического романа, 8 % - боевики, романы о войне, всего 7% - классическая литература и поэзия, на последнем месте – специальная литература (5%).
Проведённая исследовательская акция показала интерес современного читателя к произведениям лёгкого жанра, хотя круг читательских предпочтений различен в зависимости от возраста пользователей. Так, у младших читателей фантастика и детективы не пользуются большой популярностью, старшие же пользователи отдают им предпочтение. Интересы юных читателей разносторонние, но все же преобладает чтение  развлекательное. Поэзия, требующая вдумчивости и неторопливости, уходит вместе с классикой на предпоследние место. Книги, популярные среди пользователей младшей возрастной категории, чаще всего относятся к произведениям школьной программы и спискам книг «на лето Подростки более требовательны к выбору книг и больше прислушиваются к мнению сверстников. Они предпочитают более разнообразную литературу: отечественных и зарубежных классиков, авторов из школьной программы и «нашумевших» модных писателей, следят за литературными новинками.
Основная масса пользователей, будь то молодежь или читатели среднего и пожилого возраста, предпочтение отдают художественной литературе. Специальной литературой по отраслям знаний интересуются всего 5% читателей. Эти 5% используют чтение преимущественно для получения конкретного знания. Но проблема в том, что сельская библиотека не в состоянии полноценно удовлетворить весьма разнообразные потребности данной группы читателей, справочный фонд и литература по отраслям знаний устарели. Библиотекарь учитывает отказы, но основная проблема – финансирование. Поэтому основной источник выполнения запросов данной категории пользователей не книги, а ресурсы Интернета. Основная задача библиотеки – продолжать делать всё возможное для развития читательского вкуса у своих пользователей, оказывать помощь в формировании интереса к книге, чтению, применяя различные формы библиотечной работы по наиболее полному удовлетворению запросов и пробуждению интереса к серьезной современной литературе.

     В вопросах вовлеченности людей старшего поколения в активную социальную жизнь, обеспечения их самообразования и культурного досуга большую роль играют массовые библиотеки. Для специалистов-библиотекарей важно знать, довольны ли пользователи этой возрастной категории уровнем комфорта в библиотеке, качеством библиотечного обслуживания.  С этой целью в ГБФ №30 «История Отечества» в марте – апреле  2019 года провели устный опрос «Библиотека для читателей пожилого возраста». Было опрошено 52 человека.
Большинство читателей (62%) вполне удовлетворены уровнем комфорта в библиотеке. Те же, которые ответили, что их не все устраивает (38%), практически единодушно отметили  «плохое освещение» и отсутствие удобной мебели.
 33% респондентов ответили, что помощь библиотекарей при выборе литературы им не нужна, 27% читателей высказали мнение, что нуждаются в помощи библиотекарей. Большинство же (40 %) читателей предпочитают выбирать литературу самостоятельно, хотя от помощи при этом тоже не отказываются.

В целом читатели пожилого возраста из числа опрошенных высоко оценивают профессиональные качества библиотекарей,  хорошее отношение работников библиотеки к читателям, оперативность обслуживания.
На вопрос:  «Смогли ли Вы удовлетворить свои запросы, используя фонд библиотеки?» 68%  ответили положительно, но всё же 32% респондентов не удовлетворены состоянием фонда. Неудовлетворённые читатели отметили устаревший фонд («всё уже перечитано»), отсутствие свежей периодики, новой литературы по интересам (рукоделие, садоводство, и др.) и медицине.
Отвечая на вопрос «Что, по вашему мнению, необходимо изменить в работе библиотеки?», более половины опрошенных сошлись во мнении, что главное – это «улучшить материально- техническую базу», «решить проблему комплектования книжных фондов и подписки на периодические издания», «обновить фонды», «сделать ремонт». Читатели внесли ещё много интересных предложений: «больше книг с крупным шрифтом», «пересмотреть/изменить летний режим работы», «иметь транспорт в библиотеке», «доставлять книги на дом», «отменить платные услуги». Как видно, есть проблемы, которые в состоянии решать только органы местного самоуправления, но некоторые предложения читателей, которые не требуют материальных затрат, а касаются качества обслуживания, можно взять на вооружение.
Результаты опроса подтверждают, что, несмотря на отдельные отрицательные моменты, в целом, читатели пожилого возраста вполне удовлетворены как уровнем комфорта, который предоставляет библиотека, так и качеством оказания услуг. Ведь именно в библиотеке у пенсионеров есть возможность бесплатно выбрать хорошую книгу для чтения, получить необходимую информацию по различным вопросам, да и просто провести время за приятным общением. Отрицательные моменты связаны с объективными недостатками в состоянии материально-технической базы и недостаточностью финансирования. Отрадно, что подавляющее большинство респондентов отмечают улучшение в работе библиотеки. Несмотря на скудное финансирование комплектования все-таки «больше стало поступать новых книг», «стало уютнее», «появились новые интересные выставки», «стали разнообразнее массовые мероприятия», «есть выход в Интернет», «улучшилось качество обслуживания». В результате проведенного опроса были выявлены проблемы, волнующие пожилых читателей, их интересы, информационные потребности. Предложения заслуживают внимания, многое из того, что предлагают респонденты, несомненно, будет способствовать улучшению деятельности библиотек.

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: