Для того, чтобы получить
представление об организации домашнего чтения, определить эффективность
традиций семейного чтения как средства развития интереса ребёнка к чтению,
определить динамику семейного чтения, в библиотеках МБМУК «ЦБС» было проведено
анкетирование «Книга продолжает связь
времён. Семейное чтение». В анкетировании приняли участие 44 человека в
возрасте от 24 до 62 лет. Вопросы касались как детского чтения самих
респондентов, так и детского чтения их нынешних детей/внуков.
«Есть ли у Вас любимая
книга детства?» - первый вопрос анкеты многих респондентов заставил задуматься;
некоторые не могли вспомнить название или автора любимого произведения,
указывали лишь жанр литературы, например, сказки, фантастика или книги о
пионерах-героях.
Некоторые из родителей ответили на этот вопрос с большой
ответственностью и назвали такие произведения, как А. Гайдар «Тимур и его
команда», Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», И. Токмакова «Сосны шумят», Д.
Толкин «Хоббит», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», Ю. Олеша «Три толстяка». И всё же, по количеству ответов
лидируют сказки - как народные, так и авторские, и сказочные повести («Золушка»,
«Красная шапочка», «Питер Пен», «Приключения Буратино», «Волшебник Изумрудного
города», «Приключения Незнайки и его друзей», и др.)
Часть родителей и
представителей старшего поколения (36%) вспоминают, что в детстве они читали,
даже если это было под запретом («чрезмерное чтение»). Да и взрослые часто читали им, когда они были
маленькими (на это указали более половины опрошенных).
К сожалению, не все современные
родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к
чтению; таким образом формируется духовная близость близких людей. Реалии
сегодняшнего дня таковы, что традиция совместных вечеров с книгой уходит в
прошлое, и многие прекращают чтение, когда дети уже умеют читать сами. Однако
радует, что некоторые опрошенные читают
детям книги до 7-ми лет (40%), реже до 8-ми, и только одному человеку родители
читали до совершеннолетия. Те, кому в детстве родители читали вслух, сейчас
также не ленятся читать своим детям (53%) и делают это ежедневно.
Большую роль в приобщении к
семейному чтению играет домашняя библиотека. Согласно результатам исследования,
у 70% опрошенных она, в таких домах любят книги и читают их всей семьёй. У
многих домашняя библиотека небольшая и представлена в основном детской
литературой, а у 30% респондентов вообще нет книг, и они объясняют это высокой
стоимостью книг, немногие – отсутствием «места для книжных полок». Эти респонденты
предпочитают ходить в библиотеку и брать там книги бесплатно.
Раньше у каждой
читающей семьи были свои любимые книги: их хранили, перечитывали, их герои были
примером для подражания. Сейчас на вопрос «Есть ли в Вашей семье книги, которые
передаются как фамильные ценности из поколения в поколение?» ответили
утвердительно лишь 27% опрошенных. Однако, несмотря ни на что, большинство
опрошенных (71%) считают книгу достойным подарком - значит, традиция дарения
книг ещё не утеряна. Но многие (20%) подходят практично к выбору такого подарка и предпочитают
подарить не конкретную книгу, а сертификат в книжный магазин. И лишь 3 человека
считают покупку книг пустой тратой денег, а один подарил бы книгу в качестве
«довеска» к основному подарку.
Часть вопросов анкеты
касалась проблем современного детского чтения. 89% родителей признают, что в
нашей стране дети стали меньше читать.
Они считают отсутствие интереса у детей к чтению серьёзной проблемой,
работать над которой должны родители, педагоги и библиотекари.
К сожалению, среди
опрошенных нашлись и такие, кто сам не читает и считает, что ребёнок не
обязательно должен любить читать (4%). Они не понимают, что чтение влияет на
грамотность, интеллект, эмоциональное развитие и нравственное воспитание
ребёнка.
70% респондентов
читают дома в свободное время, 9% берут книгу с собой в поездку или на отдых -
этим родители и другие старшие члены семьи подают ребёнку собственный пример
чтения. Также многие в семье употребляют в своей речи крылатые фразы и цитаты
из книг (9%) и рекомендуют детям к просмотру экранизации прочитанных
произведений (5%). Но есть и такие родители, у которых нет времени на чтение, и
они вообще не читают.
Только 23% опрошенных уверенно
ответили, что их ребёнок читает много хороших книг, в том числе современную
литературу и периодику. 16% детей читают книги только по школьной программе. Большинство
опрошенных взрослых (36%) признаются, что их ребёнок читает редко и им хотелось
бы, чтобы он читал больше. 14% опрошенных сказали, что их дети не любят читать
вовсе.
Большинство
опрошенных 61% сами рекомендуют книги для прочтения своим детям, 16% изредка
это делают, 7% вообще не руководят детским чтением, а 16% уверены в том, что лучше всего это
сделает библиотекарь.
Некоторые родители просто
не знают о книгах, рекомендуемых для совместного чтения детей и родителей
(39%). Но радует тот факт, что всё-таки большинство (57%) знает и читает их со своими детьми. И лишь 2
человека из числа опрошенных редко интересуется книгами для совместного чтения.
В целом, родители
уделяют достаточное внимание воспитанию у детей любви к чтению, о чём,
безусловно, свидетельствует и совместное посещение библиотеки (48%). И всё же,
возможно в силу возраста, 41% детей посещает библиотеку самостоятельно. 11%
родителей, бабушек и дедушек предпочитают выбрать книгу без участия самого
ребёнка и после прочтения сдают её сами. Это не совсем правильная позиция. Ведь
именно в библиотеке можно самому рассмотреть книги, выбрать ту, что больше
всего понравилась, пообщаться с библиотекарем. То есть, сам процесс выбора уже
принесет удовольствие, а значит, ребенок будет хотеть читать книгу, которую он
выбрал самостоятельно.
На вопрос: «В каких
библиотечных услугах Вы нуждаетесь?», большинство (27%) отметили, что хотели бы
посетить открытые лекции или беседы по воспитанию и привлечению детей к чтению.
16% с удовольствием пришли бы на
семейные праздники, организованные в библиотеке. Другие 16% нуждаются в
занятиях по подготовке детей к школе. 14% опрошенных хотели бы получить
индивидуальные консультации специалистов и рекомендательные списки литературы. Пять человек высказались за открытие
семейного дискуссионного клуба. Есть и
те, кто всем доволен и в других услугах не нуждается.
Анализ возрастного и гендерного состава опрошенных
показывает, что наиболее активными участниками процесса приобщения детей к
чтению являются мамы (57%) и бабушки (34%).
Подводя итоги
проведённого исследования, можно сделать следующие выводы. Родители остаются важнейшим и главным
звеном в приобщении детей к чтению, но это происходит сегодня не в каждой
семье, а только в тех семьях, в которых родители считают это важным для своего
ребёнка. В целом родители имеют верное представление о значимости семейного
чтения. Большинство родителей
контролируют процесс чтения ребенка, прислушиваются к советам библиотекаря. Но
со временем они уделяют этому всё меньше внимания, считая, что ребенок уже
научился читать и в их помощи не нуждается. Большинство родителей (а также бабушек
и дедушек) признают важность чтения книг, но на практике выходит, что этого
недостаточно для повышения читательской грамотности детей. Книги детям читаются
дома нерегулярно, в основном это делаем мама/бабушка. У большинства семей дома есть своя библиотека,
как правило, небольшая и, преимущественно, укомплектованная детской
литературой. Но этого мало; необходимо руководить чтением ребенка, то есть
постоянно вызывать у него интерес к книгам, следить за их выбором, помогать
понимать прочитанное.
В результате исследования мы убедились
в том, что родители не всегда реально представляют себе, каковы методы
приобщения детей к книге, и не знакомы с литературой для семейного чтения. Тем не менее, основная часть опрошенных
отметили важность чтения книг, и согласны посещать мероприятия в библиотеке,
направленные на повышение читательской грамотности детей.
Большинство родителей
осознаёт важность детского чтения, и стремится приобщить к чтению детей, в том
числе благодаря посещению библиотеки и совместному выбору интересных книг.
Возрождение традиций
семейного чтения – одна из главных задач библиотек на сегодняшний день.
Надеемся, что наше исследование заставило задуматься взрослых респондентов над
проблемами, отраженными в поставленных вопросах. Чтобы привлечь внимание
родителей к семейному чтению, необходимо вести постоянную работу с родителями,
как консультационно, так и привлекать их к активному участию в литературных
мероприятиях.
Выявление наркотической
«заинтересованности» подростков — важный компонент их антинаркотического
воспитания. В целях оценки знаний о
проблеме и выяснения отношения молодежи к наркотикам, библиотекарем Камышино-Курской СБФ было проведено
анкетирование «Ваше отношение к
наркомании», состоящее из 8 вопросов. Исследованием охвачено 18 учащихся 7
-10 классов, посещающих летний трудовой лагерь.
По результатам опроса выяснилось, что все знают, что такое
наркотики, однако сведения о них они получили из разных источников: 28%
школьников - из сети Интернет, столько же - от друзей; остальные ответы
распределились следующим образом: от преподавателей – 22%, от родителей – 16%. Меньшее
количество (6%) набрал ответ «от человека, который употребляет наркотики».
Подавляющее
большинство опрошенных (94%) не имеет в кругу своих знакомых лиц, употребляющих
наркотики.
Все 100% учащихся ответили, что сами не пробовали
наркотические средства. Ребята считают, что подростки принимают наркотики: за
компанию – 66%, из любопытства – 34%. Действительно, доступность «легких»
наркотиков и кажущаяся их безвредность вводит в абсолютное заблуждение
неокрепшие умы, а желание стать неотъемлемой часть компании и вовсе затмевает
здравый рассудок.
Кто виноват, что люди
начинают принимать наркотики? Самый популярный ответ (56%) - тот, кто сам
начинает их принимать. Друзья – ответили 16%,
наркоторговцы – 28%. То есть большинство подростков понимают, что только
от их самостоятельного решения будет зависеть дальнейшая жизнь без наркотиков.
95% учащихся
считают, что употребление наркотиков ни к чему хорошему не приведёт. 5% опрошенных
ответили, что не задумывались над этой проблемой. Это показывает низкую
сформированность активной жизненной позиции и, как следствие, пассивное
отношение к окружающим.
В результате
исследования выяснилось, что подростки достаточно хорошо информированы о
наркотиках. Подавляющее большинство негативно относится к наркомании,
респонденты реально себе представляют вред, наносимый наркотиками здоровью
человека. Но для того, чтобы осведомленность подростков не переросла в желание
попробовать наркотики, необходимы просветительские занятия. В деятельность библиотек
по профилактике наркомании среди молодёжи нужно продолжать включать такие мероприятия,
как уроки – предупреждения, суды над наркоманией, театрализованные
представления, дискуссии, тренинги по профилактике наркозависимости, а так же
консультации врача – нарколога. Только последовательная и регулярная работа по
данному направлению позволит добиться значимых результатов.
С целью изучения читательских
предпочтений пользователей библиотеки в Карбызинской
СБФ проведена акция «Читательский
листок». На плакате было нарисовано дерево, рядом на столе в коробочках
лежали листочки разных цветов, каждый цвет обозначал отдельный жанр литературы.
На дерево читатели приклеивали листочек определенного цвета, олицетворяющий тот
жанр литературы, которому они отдают предпочтение. Можно было приклеивать по
2-3 листочка, выбирая разные жанры. В акции участвовало 35 человек в возрасте
от 8 до 60 лет.
Согласно анализу таблицы, репертуар
читательских предпочтений таков: самый высокий приоритет у детективов (22%) и
любовных романов (22%), на втором месте - фантастика (15%), на третьем –
современная литература (12%). Далее по убыванию - 9% в массиве всей литературы
занимает жанр исторического романа, 8 % - боевики, романы о войне, всего 7% -
классическая литература и поэзия, на последнем месте – специальная литература
(5%).
Проведённая исследовательская
акция показала интерес современного читателя к произведениям лёгкого жанра,
хотя круг читательских предпочтений различен в зависимости от возраста
пользователей. Так, у младших читателей фантастика и детективы не пользуются
большой популярностью, старшие же пользователи отдают им предпочтение. Интересы
юных читателей разносторонние, но все же преобладает чтение развлекательное. Поэзия, требующая
вдумчивости и неторопливости, уходит вместе с классикой на предпоследние место.
Книги, популярные среди пользователей младшей возрастной категории, чаще всего
относятся к произведениям школьной программы и спискам книг «на лето Подростки
более требовательны к выбору книг и больше прислушиваются к мнению сверстников.
Они предпочитают более разнообразную литературу: отечественных и зарубежных
классиков, авторов из школьной программы и «нашумевших» модных писателей,
следят за литературными новинками.
Основная масса
пользователей, будь то молодежь или читатели среднего и пожилого возраста,
предпочтение отдают художественной литературе. Специальной литературой по
отраслям знаний интересуются всего 5% читателей. Эти 5% используют чтение
преимущественно для получения конкретного знания. Но проблема в том, что сельская
библиотека не в состоянии полноценно удовлетворить весьма разнообразные
потребности данной группы читателей, справочный фонд и литература по отраслям
знаний устарели. Библиотекарь учитывает отказы, но основная проблема –
финансирование. Поэтому основной источник выполнения запросов данной категории
пользователей не книги, а ресурсы Интернета. Основная задача библиотеки –
продолжать делать всё возможное для развития читательского вкуса у своих
пользователей, оказывать помощь в формировании интереса к книге, чтению,
применяя различные формы библиотечной работы по наиболее полному удовлетворению
запросов и пробуждению интереса к серьезной современной литературе.
В вопросах вовлеченности людей старшего
поколения в активную социальную жизнь, обеспечения их самообразования и
культурного досуга большую роль играют массовые библиотеки. Для
специалистов-библиотекарей важно знать, довольны ли пользователи этой
возрастной категории уровнем комфорта в библиотеке, качеством библиотечного
обслуживания. С этой целью в ГБФ №30 «История Отечества» в марте –
апреле 2019 года провели устный опрос «Библиотека для читателей
пожилого возраста». Было опрошено 52 человека.
Большинство
читателей (62%) вполне удовлетворены уровнем комфорта в библиотеке. Те же,
которые ответили, что их не все устраивает (38%), практически единодушно
отметили «плохое освещение» и отсутствие
удобной мебели.
33% респондентов ответили, что помощь
библиотекарей при выборе литературы им не нужна, 27% читателей высказали
мнение, что нуждаются в помощи библиотекарей. Большинство же (40 %) читателей
предпочитают выбирать литературу самостоятельно, хотя от помощи при этом тоже
не отказываются.
В целом читатели пожилого
возраста из числа опрошенных высоко оценивают профессиональные качества
библиотекарей, хорошее отношение
работников библиотеки к читателям, оперативность обслуживания.
На вопрос: «Смогли ли Вы удовлетворить свои запросы,
используя фонд библиотеки?» 68% ответили
положительно, но всё же 32% респондентов не удовлетворены состоянием фонда. Неудовлетворённые
читатели отметили устаревший фонд («всё уже перечитано»), отсутствие свежей
периодики, новой литературы по интересам (рукоделие, садоводство, и др.) и
медицине.
Отвечая на вопрос
«Что, по вашему мнению, необходимо изменить в работе библиотеки?», более
половины опрошенных сошлись во мнении, что главное – это «улучшить материально-
техническую базу», «решить проблему комплектования книжных фондов и подписки на
периодические издания», «обновить фонды», «сделать ремонт». Читатели внесли ещё
много интересных предложений: «больше книг с крупным шрифтом», «пересмотреть/изменить
летний режим работы», «иметь транспорт в библиотеке», «доставлять книги на дом»,
«отменить платные услуги». Как видно, есть проблемы, которые в состоянии решать
только органы местного самоуправления, но некоторые предложения читателей,
которые не требуют материальных затрат, а касаются качества обслуживания, можно
взять на вооружение.
Результаты опроса
подтверждают, что, несмотря на отдельные отрицательные моменты, в целом,
читатели пожилого возраста вполне удовлетворены как уровнем комфорта, который
предоставляет библиотека, так и качеством оказания услуг. Ведь именно в
библиотеке у пенсионеров есть возможность бесплатно выбрать хорошую книгу для
чтения, получить необходимую информацию по различным вопросам, да и просто
провести время за приятным общением. Отрицательные моменты связаны с
объективными недостатками в состоянии материально-технической базы и
недостаточностью финансирования. Отрадно, что подавляющее большинство
респондентов отмечают улучшение в работе библиотеки. Несмотря на скудное
финансирование комплектования все-таки «больше стало поступать новых книг»,
«стало уютнее», «появились новые интересные выставки», «стали разнообразнее
массовые мероприятия», «есть выход в Интернет», «улучшилось качество
обслуживания». В результате проведенного опроса были выявлены проблемы,
волнующие пожилых читателей, их интересы, информационные потребности.
Предложения заслуживают внимания, многое из того, что предлагают респонденты,
несомненно, будет способствовать улучшению деятельности библиотек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий