понедельник, 15 января 2018 г.

Владимир Высоцкий. "Я, конечно, вернусь..."


25 января - 80-летие со дня рождения актера, поэта, автора-исполнителя песен Владимира Семеновича Высоцкого





Годовщина, годовщина…
Встреча - горькая причина.
Наступила тишина.
Помяни его, страна.
Годовщина, годовщина…
Не свеча и не лучина,
Не лампадный фитилек -
В пепелище уголек.


Годовщина, годовщина,
И тоска неистощима,
И несется над землей
Хриплый голос твой живой.
Годовщина, годовщина…
Встреча – горькая причина,
Наступила тишина,
Помяни его, страна



    Владимир Высоцкий. Это имя уже при жизни стало легендой. Он не имел званий. Не состоял ни в Союзе писателей, ни в Союзе композиторов. Он — поэт, актёр, бард — стал самым народным. Всенародным.
       Почти 40 лет Высоцкого нет с нами, но в памяти людей живут его роли, его стихи, его песни. И сегодня вместе со всей страной мы вспоминаем имя талантливого человека, актера, поэта и   музыканта.

25 января 1938 года в семье военного офицера Семена Владимировича Высоцкого и Нины Максимовны Высоцкой родился мальчик.

Из воспоминаний Нины Максимовны: «Имя моему ребенку задолго до его рождения обсуждалось и выбиралось моими подругами, товарищами мужа, соседями. Девочку мне хотелось назвать Алисой. И никаких возражений я не принимала, а мальчика... мы называли имена по алфавиту. Александр, Анд­рей, Борис, Василий, Владимир и т.д. Однажды, уезжая в командировку, муж попросил меня: «Назови сына Владимиром в честь моего отца и твоего брата — моего товарища». А когда ро­дился мальчик 25 января, отмечались ленинские дни, и появился еще один повод назвать ре­бенка Владимиром».

Первые годы своего детства Володя жил с матерью - Ниной Максимовной. Мать очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу водила сына в театр, видимо, это и сказалось на увлечении актерским мастерством. Ведь с детских лет Владимир декламировал стихи, участвовал в постановках, сам организовывал смотры, концерты. Затем война, развод родителей и воспитание Володи в новой семье отца, где его очень любили и баловали.

Из воспоминаний отца Владимира Высоцкого Семена Владимировича: «
Отличался ли Володя от других детей? Нет, разве что более непоседлив, бес­страшен был. Рос Володя мальчиком добрым, честным, учился легко, хотя неровно, много проказничал. Мог раздарить игрушки, взорвать найденную в лесу гранату. Страшно любил живой мир, собак, хотя у нас, их дома не было. Сам научился плавать. Хорошо понимал по-немецки, позднее говорил по – французки. Но любимое его занятие – чтение. Книг в нашем доме всегда было много.
Среди сверстников выделялся феноменальной,                                               «железной» памятью. Однажды за час выучил поэму Пушкина. Писать стихи начал с девятого класса, но мне их не читал, стеснялся. Уже в детстве в его характере ярко проявилась доброта. Мы купили ему вело­сипед. Он покатался немного и вдруг подарил его соседскому мальчику, объяснив: ты у. меня живой, а у него нет папы». Что тут было сказать. Эта черта сохранилась в сыне на всю жизнь, уже, будучи взрослым, разъезжая по стране или бывая за границей, он привозил мас­су подарков родным и друзьям. А если подарков не хватало, отдавал то, что было куплено себе. Любил радовать людей, делать им приятное. И в то же время не терпел несправедли­вость, равнодушие людское».
 
Высоцкий с одноклассниками

После окончания школы встал вопрос: где учиться дальше? И Володя довольно решительно заявил: «Хочу в театральный». Но мама, отец и дедушка были категорически против. Особенно отговаривал его от театральной карьеры дедушка, а он обладал даром убеждать и убедил... поступить в механический вуз.

В какой механический вуз идти, я не знал,- вспоминает Высоцкий, - потому решил выбрать самый красивый пригласительный билет на день открытых дверей, которые вузы тогда рассылали по школам. Самым красивым оказался пригласительный билет инженерно-строительного института им. Куйбышева. Я пошел туда. Через полгода я понял: инженером я быть не хочу и не буду. Это не мое. Я поступаю в театральный.

Это было время одержимого ученичества. До глубокой ночи Володя пропадал в кружке. Много репетировал, вместе со всеми готовил декорации и шил костюмы.




- Ты, мама, не волнуйся, - говорил Володя, - я знаю, что пройдет время, и я буду на сцене, а ты будешь сидеть в зале и тебе захочется шепнуть рядом сидящему незнакомому человеку: «Это мой сын...». Я стану актером, хорошим актером, и тебе стыдно за меня не будет.

Высоцкий сдержал свое слово. Он стал актером. Многогранным актером. Актером с большой буквы. Дело было в уникальном единстве профессионального и человеческого. Именно человеческое в этом актере было так сильно, что не поддавалось шлифовке, почти неизбежной в театре. Он и менялся и взрослел не как все. Он совершенствовался как актер и не уступал себе как человек. Он был прост и буквален, поэтому и люди любили его особен­ной любовью. Он был своим...





За свою короткую жизнь Высоцкий сыграл в таких известных спектаклях, как «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Послушайте!», «Пугачев», «Вишневый сад», «Преступление и наказание» и др. Но самой значительной ролью Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском “Гамлете”. 
     

Этот спектакль, в котором Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы и Ленинграда, Минска и Тбилиси, городов Болгарии, Венгрии, Югославии, Франции, Польши. Эта роль была сыграна им 217 раз. В 1976 г. спектакль “Гамлет” получил I премию на Белградском интернациональном фестивале. В 1977 г. во Франции ему была присуждена высшая премия французской критики как лучшему иностранному спектаклю.
Из интервью с Владимиром Высоцким: "Гамлет - любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываюсь каждый раз на пределе. Иногда, кажется, нет, это в последний раз, больше не выдержу, но вечером вновь выхожу на сцену».



Параллельно с работой в театре были и киноработы. По натуре будучи человеком свободолюбивым, пытливым, дерзким, Высоцкий испытывал своих персонажей на прочность. В кино Владимир Семенович сыграл 26 ролей. 



Каждая из них за­служивает особого внимания, но одной из самых популярных и последних ролей стала роль капитана Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». О такой роли мог мечтать каждый артист, но когда начались съемки, Высоцкий подошел к режиссеру Станиславу Говорухину и сказал: «Пойми, мне так мало осталось, сними меня с этой роли, я не могу тратить целый год лишь на одну роль».

Высоцкий уже знал, что тяжело болен, что жить ему осталось не так много, и хотел провести остаток своих дней в заграничных путешествиях. Но Говорухину каким-то чудом удалось убедить его и Марину Влади в необходимости этой работы. Режиссер оказался прав: фильм полу­чился прекрасным.



Высоцкий всегда дорожил своими ролями, любил роли, которые по своему накалу, по своим возможностям приближаются к тому, что он сам сочиняет, т.е. к его творчеству. Он говорил:«Если на две чаши весов бросить мою работу: на одну театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую только стихи и работу над песнями, то я уверяю вас, последнее перевесит».

Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным стихотворным творчеством Владимира Высоцкого есть, если можно так сказать, «свой собственный Высоцкий», есть произведения, кото­рые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то родные, близкие, убедитель­ные.
Высоцкий очень любил поэзию, а в молодости просто обожал Маяковского. Он был для него какой-то свой, то нежный, то темпераментный, но всегда - очень человечный.


Стихи Высоцкого вошли в жизнь без спроса, без утверждения в инстанциях и раз­решения сверху. Их переписывали и хранили в самом надежном месте — в людской памяти. К нам пришла его серьезная и беспощадная лирика.

Литературный архив Владимира Семеновича после его смерти явился подлинным открытием даже для тех, кто хорошо был знаком с его творчеством. Это серьезные опыты в прозе, поэма для детей, киносценарий. Но настоящей сенсацией стали около 250 ранее никому не известных поэтических произведений. При жизни Высоцкий увидел напечатанным только одно свое стихотворение, и то не полностью, а в искаженном виде.
Он говорил: «А все равно меня будут печатать, хоть после смерти, но будут».

Неизвестно, как бы развивалась его литературная судьба, но, к счастью, тогда поя­вились магнитофоны, и Высоцкий зазвучал.
«Песни Высоцкого… Чем объяснить их феноменальную, неслыханную славу? Их все слушали, их все пели для себя, но никто не мог исполнить. Это удивительно, но никто по - настоящему не пел и не споет его песни. Нужен его темперамент, нужен этот сложный, странный, надорванный, казалось, уже погибающий голос, которым он пел столько лет, ни разу его не сорвав. И только он мог на таком смертельном пределе вложить всего себя в песню» - говорил   М. А.  Ульянов о творчестве Высоцкого.

Песни стали для него вторым языком. Сначала он исполнял песни в дружеских ком­паниях, на студенческих капустниках, а затем на больших вечерах и концертах. Его песни проникали в душу человека. Друзья говорили: «С его песнями можно пойти куда угодно: на разведку, в тундру, в космос, в горы и даже к черту на рога».




«Мои песни - судьбы людей. Смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных, - говорил актер.  - Я влезаю в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принци­пы. Демонстрирую их способ мыслить и манеру говорить».



Высоцкий начал петь свои песни со сцены в 1965 г. Сначала это были выступления с группой его товарищей - актеров театра на Таганке (Борисом Хмельницким, Вениамином Смеховым, Валерием Золотухиным). А 18 января 1967 г. по приглашению клуба песни “Восток” в Ленинграде состоялось его первое официальное выступление. С этого года его стали все чаще приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы. Популярность его росла. Он мог выступать в большом клубном зале и на стадионе, в цеху и на летном поле, на теплоходе и в лагере альпинистов, в таежном поселке золотоискателей. Особенно любил, по его словам, петь перед летчиками и моряками, много выступал в воинских частях, перед студентами.



 В песнях Высоцкого звучал голос народа. Его часто принимали за солдата, прошедшего Великую Отечественную войну. Ему было 7 лет, когда она закончилась, но военная тема звучит в его песнях с необыкновенной силой.  Марина Влади по этому поводу говорила ему: «На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьезны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи, вместе взятые. Родившись в тридцать восьмом году, ты в войне не участвовал, но прожил ее в своих песнях».


 Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер, она вызвана к жизни мечтой о рождении нового человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и новых свершений. Высоцкий вообще к людям предъявлял высокие требования. Он мерил человека  вечными мерками—соотношением в его душе добра и зла. Он осуждал безразличных людей, в мире Высоцкого действовали раз и навсегда определенные ценности:

И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель—всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна. И свобода одна—
И всегда на нее уповаем,
Время эти понятья не стерло,
Нужно только понять верхний пласт. 
                                                    («Баллада о времени»)
Для всех Высоцкий стал своим, и писали ему письма как своему, и он ответил всем сразу:

- Спасибо вам, мои корреспонденты,
все те, кому ответить я не смог
- рабочие, узбеки и студенты -
все, кто писал мне письма,
- Дай вам Бог!
Дай Бог вам жизни две
И друга одного и света в голове,
 и доброго всего
 Найдя стократно вытертые ленты
 Вы хрип мой разбирали по слогам.
Так дай же Бог, мои корреспонденты
 И сил в руках, да и удачи вам.

Но вместе со всенародной популярностью, Высоцкий вызвал недоверие офици­альных кругов. Творчество певца официально не признавалось. Поэтому не случайно в творчестве Высоцкого появилась песня «Охота на волков».

Высоцкий пишет письмо в ЦК КПСС. «Почему я поставлен в положение, при котором мое граждански ответственное творчество поставлено в род самодеятельности. Я отвечаю за свое творчество перед страной, которая слушает мои песни несмотря на то, что их не пропагандируют ни радио, ни телеви­дение, ни концертные организации. Я хочу только одного: быть поэтом и артистом для наро­да, который я люблю. Для людей, чью боль и радость я, кажется, в состоянии выразить».

Эту радость и боль Владимир Семенович выражал не только в своих стихах, песнях, ролях, но и в повседневных отношениях с людьми. «Знаешь, мама, я прикинул, у меня никак не меньше тысячи друзей, с которыми у меня братские открытые отношения. Людям, должно быть, хорошо со мной».
В друзьях он ценил надежность и душевное богатство. В дружбе был требователен и даже щепетилен. В круг своих друзей допускал далеко не каждого приятеля. А если вдруг кто-то предавал эту дружбу и товарищество, отворачивался, не выясняя отношений.



              Он помогал всем, кто просил помочь. Одному пробивал машину, другому квартиру, третьему - сценарий, четвертому вез из-за границы необходимые медикаменты. После спек­такля у него на Малой Грузинской всегда полно народу. Тут можно было встретить кого угодно: писателя, актера, музыканта, таксиста, академика, знаменитого иностранного актера и слесаря. К нему тянулись люди, и он не мог без них. Он должен был знать обо всем, что происходит в жизни.
          Если бы откликнулись все, кому он помог с квартирой, с больницей, с работой, с деньгами, с лекарствами, все те, за кого он ежедневно и постоянно хлопотал. Если рассказать все случаи, когда и где безотказно действовало его имя, его лицо, его краткая внушительная просьба или данный в благотворительность концерт, если перечислить двери всех учрежде­ний, которые он открывал упорно, открывал решительно, входил не ради себя, а ради других, входил, чтобы выйти не униженным, а во что бы то ни стало победителем - это была бы свое­образная приключенческая повесть о доброте в нашем мире и возможностях одного доброго и сильного человека.


А еще в жизни Высоцкого была любовь. Большая любовь, которая ворвалась в его жизнь как весенний ветер.



Из воспоминаний Марины Влади: «Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый мо­лодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло серые глаза на миг привлекают мое внимание. Возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает. Потом целует ее, садится напро­тив и больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня. Мы смотрим друг на друга как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это ты. Ты совершенно не похож на реву­щего великана из спектакля, но в твоем взгляде чувствуется столько силы, что я заново пере­живаю все то, что испытала в театре. Ты не ешь, не пьешь, ты смотришь на меня. «Наконец-то я встретил Вас». Эти первые произнесенные тобой слова смущают меня, а потом мне одной всю ночь ты поешь песни под гитару».


Это была красивая, длившаяся много лет духовная и физическая связь двух беско­нечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешеный темп. Отчасти ей это удалось. Во всяком случае, она продлила ему жизнь. За два дня до смерти он написал в от­крытке, которую не успел послать: «Я жив 12 лет тобой».

Мне меньше полувека, сорок с лишним,
Я жив 12 лет тобой и Господом храним.
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним.
Мне есть, чем оправдаться перед ним.

Кажется, все было в жизни Высоцкого: любовь, работа, друзья. Можно было бы и умерить жизненный темп, но он его постоянно увеличивал и все чаще задавал себе вопрос: «Сколько лет? Месяцев, недель, дней, часов творчества мне осталось?» А оставалось мало, и это предчувствие конца вырвалось в хватающее за сердце «Чуть помедленнее, кони»



23 июня. Наш последний разговор:
-Ты еще хочешь видеть меня?
У меня билет и виза на 29.
-Приезжай, ты же знаешь, что я тебя жду.
-Спасибо, любимая.

Как часто раньше я слышала эти слова. Теперь, вот уже очень давно ты не шепчешь их мне. Я верю им, сейчас я вновь чувствую тебя близким и доверчивым. 2 дня я нахожусь во власти радости. Готовлю целую встречу с тобой, думаю, как ободрить тебя, как развлечь. Привожу в порядок дом, делаю запасы, покупаю цветы, прихорашиваю себя. В 4 часа утра 25 июля просыпаюсь в поту, зажигаю свет, поднимаюсь и долго смотрю на красный след на мо­ей подушке. Я раздавила огромного комара. Как в каком-то беспамятстве, пустыми глазами я гляжу на это цветное пятно, проходит мгновение, и вдруг я слышу, как звонит телефон, и уже знаю, что услышу не твой голос... Володя умер. Вот и все. Всего два слова. Коротких, про­изнесенных запинающимся, незнакомым голосом.


Поклониться Высоцкому пришли не только артисты, друзья и родственники. Незнакомые люди, которые любили его песни, стихи, пришли отдать дань памяти своему кумиру - тысячи людей, людское море, растянувшееся на километры. Внезапно над толпой поднялся голос Высоцкого - сотни людей взяли с собой магнитофоны с записями своих любимых песен.

Сделать Высоцкий хотел еще много: попробовать себя в прозе, заняться режиссурой, на­писать пьесу. 25 июля 1980 года в квартире на Малой Грузинской старинные часы из карель­ской березы замерли на 10 минутах пятого. Именно в это время остановилось сердце В. Высоцкого. Он не имел звание народного, но был настоящим народным певцом. И по сей день приходят люди к его могиле на Ваганьковском кладбище.


Жил артист, жил поэт,
Жил певец среди нас.
Он играл, он писал,
Он нам пел, он угас.
Он угас как свеча на ветру.


Ныне, когда поэта нет среди нас, начинаешь понимать, что это был сплошной обнаженный нерв. Что жизнь его была самосжиганием, которое, понятно, не может происходить долго. Увы, тот, кто говорит, и сгорает быстрее. Бесспорно, Высоцкий ушел рано. Больше всего он боялся, что уйдет и не допоет свои песни. Допел и сказал все, что должен сказать человек, чтобы иметь право уйти, оправдать свое появление на «белый свет».


Корабли постоят - и ложатся на курс, -
 Но они возвращаются сквозь непогоды...
 Не пройдет и полгода - и я появлюсь, -
 Чтобы снова уйти на полгода.

 Возвращаются все - кроме лучших друзей,
 Кроме самых любимых и преданных женщин.
 Возвращаются все - кроме тех, кто нужней, -
 Я не верю судьбе, а себе - еще меньше.

 Но мне хочется верить, что это не так,
 Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
 Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в делах -
 Я, конечно, спою - не пройдет и полгода.

 Сценарий составлен зав.отделом искусств М. П. Поповой

8 комментариев:

  1. Светлая память Владимиру Высоцкому, великому поэту, актеру, певцу!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Солидарна, Ирина Михайловна !Мне кажется, в Высоцкого можно много раз окунаться, погружаться, как в бездну, и каждый раз открывать для себя его нового.

      Удалить
  2. Наталья Васильевна, здравствуйте! Спасибо Вам за пост о Высоцком! Знаем, помним, любим! Сейчас готовимся к участию в городской акции, где школьники будут читать стихи Высоцкого, а в школах пройдут уроки. Наверно, в Вашей библиотеке тоже пройдут мероприятия?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! У нас будут, конечно, мероприятия о Высоцком. А в феврале - литературно-музыкальный вечер с участием самодеятельных гитаристов. Спасибо за отзыв!

      Удалить
  3. Наталья Васильевна,огромное спасибо за пост и память о Высоцком! Наверное,мало среди нас тех, кто не был бы знаком с творчеством этого удивительного человека! Люблю его песни, в них какой-то неповторимый смысл! А мы в нашей школе решили в этот день по школьному радио включать на переменках песни в его исполнении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. здравствуйте, Светлана! Был готовый материал - вот и разместила. Интересно было бы и самой поглубже вникнуть в тему, но - много другой работы. Год начался, и уже - гонка мероприятий...

      Удалить
  4. очень трепетное отношение у меня к этому талантливому человеку. Мне удалось его увидеть на сцене, даже смогла побывать в его гримерной. Театр - вся его жизнь.Была на могиле Высоцкого и до установки памятника, и после. Всегда живые цветы, всегда поклонники его таланта, всегда читают стихи

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, какой это счастье - прикоснуться к ЛЕГЕНДЕ. Представляю, как это было...дух захватывало, наверное?

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: