Снижение
интереса к чтению — проблема, которая в последнее время занимает умы не только
тех, кто профессионально занимается вопросами «чтения и не чтения», но и
широкой общественности. Ее характеризуют как общемировую тенденцию.
Такое
положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет
собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения
немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных,
интеллектуальных черт, систем мировоззрения,
традиций, характеризующих
общество. От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят
экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.
Приобщение
к чтению, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование интереса к
мировому литературному наследию является основной задачей библиотек.
Чтобы
в корне переломить намечающиеся кризисные явления, необходимо переосмыслить
организацию библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение
фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. И потому надо
постоянно стремиться быть интересными,
привлекательными для пользователей и многое
менять в библиотеке в соответствии со временем.
Программы
по популяризации книги и чтения
реализуются с привлечением в библиотеки всех категорий населения, но
особое внимание уделяется содействию чтению детей, подростков и молодежи.
Необходимой составляющей современной просветительской деятельности библиотек
сегодня должна стать мотивация детей и молодежи к чтению полезной литературы,
участию в различных конкурсах, творческой самореализации.
Современный
подросток, прежде всего, потребитель компьютерных продуктов, личность,
ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации.
Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и
желательно коротко. Главное для библиотекаря – привлечь внимание, вызвать
эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.
Воспитать
в детях «привычку к библиотеке» – процесс, требующий постепенности. Надо, чтобы
при подготовке к урокам им было «не избежать» библиотеки – и это совместная работа
библиотекарей с педагогами. Эта работа должна начинаться с самого раннего
возраста, с детского сада. А дальше детям обязательно станет в библиотеке
попросту интересно, их будет туда тянуть…
Необходима
серьезная работа, направленная на
создание комфортной среды для интеллектуального общения. Для этого
книжные фонды должны комплектоваться
преимущественно высокохудожественной литературой различных форматов:
книгами, периодикой, электронными изданиями с обязательным привлечением лучших
и проверенных ресурсов Интернета.
Массовые
мероприятия, выставки – самые
эффективные формы привлечения внимания читателей. Зрелищная информация хорошо
воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих
людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж
библиотеки. Приоритет следует отдавать
презентационным, интерактивным формам информационно-просветительского и
культурно-досугового направления, что позволит позиционировать чтение как неотъемлемую
часть жизни современного человека, необходимое для успешной образовательной,
профессиональной и творческой деятельности. Именно эти формы проведения
мероприятий позволят активизировать
читательскую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных
посетителей, сделают чтение и книгу
привлекательной и актуальной в глазах пользователей, особенно молодёжи, зачастую воспринимающей
печатный аналог как устаревший формат.
Никто
уже не сомневается в том, что развитие компьютерных технологий дает возможность
библиотеке быть конкурентоспособной на рынке информационных услуг.
Компьютеризация библиотек позволила применять новые для формы работы –
видеочасы, медиапутешествия,
медиакалейдоскопы, электронные презентации, которые подняли библиотечные
мероприятия на иной качественный уровень.
Сегодня
есть возможность активно использовать новые, нетрадиционные формы
просветительской деятельности. Например:
-
Фестивали
– «Весь мир – библиотека!», «Читающий край»
-
Различные
конкурсы, к примеру, творческих работ «С книгой по жизни»
-
Виртуальная реклама «Читаем с умом»
-
Конкурс
читательских пристрастий «Лидер чтения года», «Твой выбор, читатель!»
-
Креатив-конкурс
«Молодое лицо читающей страны»
-
Фотоконкурс «Фотография с любимой книгой»
-
Акции
– «Как пройти в библиотеку», «С книгой – в будущее», «Подарите книгу детям»,
«Признание в любви любимому писателю», «Вы еще не читаете – тогда мы идем к
вам!», «Запиши в библиотеку друга», «Давайте читать вместе!».
-
Дни
открытых дверей – «Библиотека – это здорово!..», «Библиотека знакомая и
незнакомая», «Для вас открыты наши двери и сердца!», «Да что может быть
прекраснее, чем наша библиотека?!!».
-
Культурно-досуговые
программы – «Воскресенье в библиотеке», «Библионочь», «Библиотечная продленка».
-
Литературные
брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашего детства».
-
Комплексные
формы продвижения книги и чтения – «День читательских удовольствий», «День с
писателем», «День литературного гурмана», «Нескучная классика», «День
читателя».
-
Бенефис
читателя – успешно зарекомендовавшая себя форма.
-
Круглый
стол – сложная форма, обогатившая себя новым содержанием: «Молодежь и книга:
остались ли точки соприкосновения?», «Читающая молодежь – надежда новой
России», «Читать или не читать: в поисках компромисса».
Популярными
формами в последние годы стали Молодежные уличные флешмобы: «Любимая книга»,
«Минута чтения», «Как пройти в библиотеку?», «Открой свою книгу». Преимущество
таких акций – в массовости, быстроте и красочности.
Возможно
продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха:
-
«Литературная
беседка в парке»
-
«Читающий
бульвар»
-
«Книжная
аллея»
-
«Читай-дворик»
Литературные
чтения:
-
«На
ступеньках»
-
«Летний
читальный зал под открытым небом»
-
«С
книжкой на скамейке»
-
«Книга
в дорогу!»
-
«Читаем
без остановки»
-
«Читающий
маршрут»
-
«Литературный
автобус» и др.
Программы
летнего чтения – «Каникулы без книги – лето без солнца».
Яркие
инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому
специалисты библиотек должны в своей работе искать новое, творчески подходить к
проведению мероприятий для подрастающего поколения, проводить поэтические
ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр,
Дни книг-именинников, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели,
литературные салоны и т. д.,
Продвигая
книгу и чтение, библиотекарям необходимо постоянно изучать мнение читателей о
литературе, выявлять их пристрастия и оценки, проводить опросы. Например:
-
блиц-опросы
«Десять книг, которые потрясли Вас», «Какую роль играет чтение в Вашей жизни?»,
«В моей семье читают»
-
телефонные
опросы о читательских пристрастиях
-
блиц-опросы
с видеокамерой «Вы любите читать книги?»
-
анкетирования
«Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и
твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»
-
мониторинг
«Кто Вы, наш читатель?»
Для
того чтобы привлечь молодого пользователя к чтению книг, фонд библиотеки
необходимо регулярно обновлять современной популярной у молодежи литературой.
Молодежь,
как особая социальная группа, требует повышенного внимания общества в целом, а
библиотеки, являясь многофункциональными учреждениями, работу с этой категорией
своих пользователей определяют основополагающей.
В
настоящее время в работе с юношеством главным является свободный доступ к
информации, наиболее полное ее предоставление с учетом их потребностей, и,
прежде всего, в учебном процессе.
Немаловажное
значение в отношениях «библиотека – пользователь» имеет процесс обучения
правилам пользования библиотеками, умение грамотно и самостоятельно
ориентироваться в фондах. Обязательными стали для молодежи «Дни открытых
дверей», и не только в ЦБ. Чем больше юные пользователи будут знать о
библиотеке, о специфике ее деятельности, о структуре и предоставляемых услугах,
тем доверительнее будет их отношение к ней.
В
работе с юношеством библиотекарям необходимо определять для себя главным
возрождение духовности, нравственности и гуманизма, военно-патриотическое
воспитание, пропаганду историко-краеведческих знаний, воспитание активной
жизненной позиции. Также, прежде всего на молодежную аудиторию ориентированы
мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, работа в период избирательных
кампаний.
Роль
библиотеки в продвижении книги, чтения может возрасти при условии нормального
комплектования фонда библиотеки в соответствии с изменяющимися потребностями и
интересами современных читателей, а также за счет расширения функций, не только
как книжных хранилищ, но и как конкурентоспособных информационных центров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий