понедельник, 19 февраля 2018 г.

"Военный Бог, храни своих солдат". Сталинградская мадонна Курта Ройбера



Под Сталинградом среди ужаса немого,
в землянке, русской карты оборот
в Рождественскую ночь сорок второго...
когда, казалось, рухнет небосвод…
иконой Богоматери явился!
И пусть не поменяв событий ход,
Мадонны лик за страждущих вступился!

Дорогие читатели!
Сегодня расскажу вам еще об одной малоизвестной странице Сталинградской битвы, связанной с христианской верой.
Изображение Богородицы – творение немецкого военного врача Курта Ройбера, рожденное в канун католического Рождества в сталинградском «котле» - чудом сохранилось и теперь почитается как икона Дева Мария Примирения.  
В Волгограде, в алтарной части католической церкви св. Николая, под распятием установлен резной образ «Сталинградской» Божией Матери – копия с рисунка Курта Ройбера. После войны эта икона стала известным всему миру символом покаяния, прощения и примирения, победы человеческого в человеке.


Здесь шли бои куда страшнее ада.
Весь город был пожарами объят,
В руинах и окопах Сталинграда
Стояли насмерть маршал и солдат.



От взрывов бомб, дрожа, земля гудела,
Над городом завесой стлался дым.
На водной глади Волги нефть горела,
Вздымаясь кверху заревом седым.

У Сталинградской битвы, казалось бы, хорошо нам знакомой, есть неизвестное лицо.
Сталинградский «котел» – не только сражения, потери и победы, это еще и «варево» эмоций, поиска смысла жизни и смерти. Письма  окруженных немцев, которые так и не дошли до их семей - это отчаянные строки о любви, о жизни и смерти, о Боге: «Иногда я молюсь, иногда думаю о своей судьбе. При этом все представляется мне бессмысленным и бесцельным. Когда и как придет избавление? … мучительные мысли о доме, тоска по родине стали уже болезнью. Как может все это вынести человек? Или все эти страдания – наказание Божие?»
Малоизвестно и то, что в музеи до сих пор приносят найденные немецкие обручальные кольца, что соскользнули с исхудавших пальцев и потерялись в глубоком снегу той трагической зимой. «В начале недели я потерял твое обручальное кольцо. Я искал его, но в таком высоком снегу это бесполезно…».
Еще одна правда Сталинграда - судьба Курта Ройбера. Пожалуй, не случись война, он стал бы выдающимся теологом и философом современности, таким, как Альберт Швейцер (с ним у Ройбера были близкие дружеские отношения). Однако… пути Господни неисповедимы, и военный врач Курт Ройбер в январе 1943 года оказался среди тех 90 тысяч солдат, что были взяты в плен под Сталинградом. Он не выжил и не вернулся домой. Место его захоронения неизвестно. Зато сохранилась нарисованная им картина - ее назвали «Madonna von Stalingrad» («Сталинградская Мадонна»).

Они наш дом сутюжили до Волги, 
Весь обратив в пылающий костёр, 
но здесь их душ смердящие осколки 
попали в уготованный котёл.

К декабрю 1942-го положение немецких войск было фатальным. Армия генерала Паулюса уже находилась в окружении и безуспешно пыталась порвать кольцо. Многие понимали, что дело движется к полному разгрому, надежд никаких. Этот месяц выдался снежным - метель мела над степью две недели и замела остовы сгоревших автомашин, танки со снесенными снарядами башнями, окоченевшие трупы обозных лошадей. Снег завалил солдатские могилы с наспех сколоченными крестами, счет которых давно уже шел на многие тысячи.
Еще совсем недавно 16-я танковая дивизия была гордостью вермахта (ее танкисты первыми дошли до Волги!). И вот жалкие ее остатки были вынуждены окопаться на северных подступах к Сталинграду, отрезанные от остальных частей основательно потрепанной боями 6-й армии. Боеприпасов почти уже не осталось, было на исходе и продовольствие. В стылых промерзших землянках не попадал зуб на зуб от холода, а на поверхности рвались снаряды и гуляла Смерть в предвкушении скорой поживы.

А надо, чтобы в каждом слове – Бог…
И надо, что бы в каждой мысли – свет.
Тогда и солнце вовремя взойдёт,
Тогда и злиться – надобности нет…

Приближалось Рождество, а настроение у обитателей землянок-блиндажей, похожих на крысиные норы, было далеко не праздничным, и нервы взвинчены до предела. Солдат Хайнц разглядывает, словно впервые видит, пряжку своего ремня. На ней отчеканено: «Gott mit uns» («С нами Бог»). Он повторяет эти слова снова и снова, как заклинание, потом шепот его переходит в истерическое: «Бог, Бог, что-то я его здесь до сих пор не встретил. В эти края он, видно, не заглядывает...»

В землянке завязывается словесная перепалка:

- «Эй, заткнись! Бога никакого нет, а фюрер вытащит нас отсюда, он слово дал»

 - «Заткнись ты сам! Это твой фюрер загнал нас сюда, и теперь мы навсегда останемся здесь в этих русских снегах, а я хочу домой!»

- «Спокойно, ребята! А Бог уж точно есть! Не может быть, чтобы не было...»

Казалось, ночь не встретит больше дня,
Казалось, скорбь укоренилась прочно.
Ни признака тепла, ни света, ни огня...
Как будто бы на зло, как будто бы нарочно...

Но чем сильнее скорбь, тем ближе к людям Бог,
Один лишь шаг - и мы в Его объятьях.
И если ты в скитаньях изнемог,
Разочарован и в друзьях и в братьях,

Лишь сердце перед Ним свое открой,
По доброй воле, - Он не принуждает.
Он кротко ждет и, слыша голос твой,
В любви все забывает и прощает.

Подвешенный к потолку фонарь «летучая мышь» освещает осунувшиеся, давно небритые лица. А где-то наверху, в ночной темени тоскливо воет ветер и метет метель.
В это время невдалеке рисует, вернее, пытается рисовать человек в очках. У него нет красок, нет карандашей. Кусочек древесного угля то и дело выпадает из озябшей руки. Нет и холста - его роль выполняет случайно найденный обрывок советской географической карты размером 95x115 см. Его не интересуют русские земли – он повернул карту чистой стороной. Бумажное поле – белое, как та бескрайняя, жгучая и зимой, и летом сталинградская степь, в которую занесла его судьба. Рядом, в госпитальном бункере, умирают от голода и ран однополчане.
Что же могло произойти в маленькой холодной землянке от соприкосновения угля и бумаги? И кто этот чудак, надумавший рисовать в холодной землянке, находясь в окружении советских войск?
Богослов, врач, художник, отец троих детей Курт Ройбер, офицер медицинской службы 16-й танковой дивизии, входившей в состав 6-й армии под командованием генерала Фридриха Паулюса.
Он родился в крестьянской семье, изучал богословие, был рукоположен в пасторы и служил в деревенской церквушке в Вихманхаузен. Под влиянием философа, богослова и врача, будущего Нобелевского лауреата  Альберта увлекся медициной и не только получил диплом врача, но и защитил докторскую диссертацию. С этого момента день пастора Курта Ройбера был разделен пополам: утром больница, вечером служба в церкви.
У Ройбера имелись все предпосылки для того, чтобы стать крупным ученым, но в 1939 году его призвали в армию. Работая в госпиталях и санитарных поездах, прошёл Румынию, Болгарию, Грецию. Был ранен. После возвращения из госпиталя, летом 1941 года был отправлен в СССР. За его плечами были операция «Барбаросса», Киевская операция…
Известно, что на оккупированной территории СССР он в качестве врача обслуживал и местных жителей -знакомился с ними, оказывал медицинскую помощь. Свое увлечение рисованием не оставлял, и в России рисовал женщин, стариков, детей.
«Каждое лицо было для него прозрачным...» - скажет потом его жена, до которой дошло более сотни созданных Ройбером портретов жителей России. В письмах жене художник с удивлением сообщал, как горячо молились простые русские жители в превращенном в руины Сталинграде. А он делал свое дело - резал, колол и зашивал во спасение тел человеческих. Еще он оказывал помощь советским военнопленным, лечил гражданских жителей. Одновременно проповедуя Слово Божие - во спасение душ их.
Домой он писал: «Постоянно оказываешься перед славянской душой как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму». «Каждое лицо для него было прозрачным,» – скажет потом его жена, до которой дошло 150 изображений «людей Востока».
К августу 1942 года военврач Ройбер вместе со своей 16-й танковой дивизией оказался в Сталинграде.
И вот накануне Рождества на обратной стороне географической карты возникает рисунок-картина, на которой сидящая женщина (Богородица) прижимает к себе и укрывает своим широким платком младенца Иисуса Христа. Рисующий человек улыбается своим мыслям. Если бы кто-нибудь увидел его в этот момент, то мог бы подумать, что он сошел с ума. Но нет, художник в здравом уме. «Когда я начал рисовать ее, из отдельных линий и штрихов стало складываться единое целое, -  писал Ройбер своей жене. - Она стала выглядеть и как фреска, и как скульптура. На картине мать с ребенком склонили друг ко другу головы, укрытые одним большим полотном ткани. Когда открылась дощатая дверь моего бункера, и мои товарищи вошли внутрь, они остановились как зачарованные, потрясенные и благоговейно молчали, стоя над картиной, висящей на глинобитной стене. Под самой картиной горел огонек на вбитом в стену полене. Все торжество, вся светлая радость Рождества засияли в этой иконе».
 Написанную углем на обратной стороне трофейной советской карты Богоматерь, военврач окружил надписями: «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград 1942».
Слова «Свет, жизнь, любовь» взяты Ройбером из послания Святого апостола и евангелиста Иоанна  Богослова. Они  должны были вселить надежду солдатам. Свет – посреди русской зимы, в которой царят холод и темнота. Жизнь и любовь - в кровопролитной битве, наполненной ненавистью к войне.
Что касается слов «Рождество в котле Крепость Сталинград», то они  значительные и характерные: Сталинград  явился для вермахта неприступной крепостью.

Когда уходят все надежды
И чувствуешь себя в плену,
Ничто не радует как прежде,
Познай же истину одну:

Усталый и побитый жизнью
Ты нужен своему Творцу,
И укрепляйся этой мыслью,
Служи Небесному Отцу.

Господь и Бог – твоя поддержка,
Он Утешитель верный твой,
И в Нем пробудится надежда,
Любовь, и радость, и покой.

Поначалу Ройбер вывесил свое творение в своем блиндаже. О реакции сослуживцев он писал жене: «Когда открылась дверь и вошли мои товарищи, они остановились как вкопанные в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной, под которой горел огонек на вбитом в земляную стену полене. Весь рождественский праздни    к прошел под впечатлением рисунка и слов, обрамляющих его: свет, жизнь, любовь».
Блиндаж, где находилась «Мадонна», стал местом паломничества немецких солдат. А затем врач и священник Ройбер стал обходить с иконой другие промерзшие солдатские блиндажи, чтобы таким образом подбодрить их перед Рождеством. У кого-то по щекам текли слезы, а кто-то тихо молился. И вдруг присутствующих охватило давным-давно забытое светлое чувство. Как в далеком детстве... Но праздничное настроение длилось недолго: совсем рядом разорвались четыре снаряда. Врач Ройбоер немедленно бросился из землянки и обнаружил четырех раненых и одного убитого - четверть часа назад этот солдат стоял рядом с ним и пел «StilIe Nacnt»...
В рождественское утро, увидев рисунок, многие немцы стали молиться, веря, что Богоматерь – знак свыше. Но именно 25 декабря 1942 г., в католическое Рождество кольцо вокруг немцев намертво сомкнулось.
Позднее в своих мемуарах фельдмаршал Манштейн напишет о тех событиях: «Чего не могли сделать тягчайшие бои, жестокий голод и лютые морозы русской степи, то довершил советский плен. Такова была судьба этих солдат». Такова оказалась и судьба офицера вермахта, главного врача больничного бункера Курта Ройбера. Он не дотянул даже до конца войны – умер 20 января 1944 г. в плену для военнопленных под Елабугой. В декабре 1943 года, перед Рождеством, Курт Ройбер  нарисовал для лагерной газеты, еще одну Мадонну, позже названную "Пленённая Мадонна" (Gefangenen-Madonna) или «Елабугская Мадонна».  
Образ Мадонны  резко отличается от её образа  на иконе «Сталинградская  мадонна».   Закутанная в чёрное,  рано постаревшая, в глубоких морщинах, Дева Мария крепко прижимает к себе словно бы светящегося младенца. Вид у Мадонны печальный, в её застывших глазах ужас. По краям рисунка учинена надпись: Licht Liebe Leben Weihnacht 1943 (Свет Любовь Жизнь Рождество 1943).

…Древние римляне говорили: истина – в конце. Так для чего же явилась и в праздник Рождества «Сталинградская Мадонна», если конец немцев был так близок и так безысходен? Для Курта и его творчества, его порыва это был не конец. Его рисунки выжили. Тяжело раненный друг Курта вывез их из России на последнем самолете, которому суждено было вырваться из сталинградского «котла».
Потом картина хранилась в семье Курта Ройбера - как память, а в 1983 году сын врача передал ее в общественное пользование. Сегодня оригинал можно видеть в берлинской мемориальной церкви Кайзера Вильгельма (Kaiser-Wimelm-Gedachtniskirche). Церковь изготовила две копии «Сталинградской Мадонны». Одна из них была передана в английский Ковентри, побратима Города-Героя Сталинграда, где также стоят невосстановленные руины в память о жертвах войны. Вторая копия в 1993 году во время торжеств, посвященных 50-летию Сталинградской битвы, была передана в знак примирения волгоградскому католическому собору  Святого Николая Мирликийского,  восстановленному в 1990-х годах. Волгоградские католики называют икону «Дева Мария Примирения» и широко её почитают. А православные называют икону «Сталинградской Богородицей».

В этом образе и его истории переплетено много противоречий. Странным образом слились воедино Сталин и Богородица, страдающие нацисты и бравые красноармейцы, лютеране, православные, англикане… Может, не случайно волгоградские католики почитают ее, как икону «Девы Марии Примирения»…
Что касается примирения, то вряд ли оно возможно с теми, кто принес на нашу землю смерть и разрушение….Поздновато немцы стали искать спасения у Богородицы.  Вспомнили о Богородице, когда оказались в котле,  а о  Ней надо было помнить  еще до нападения  на СССР.  Икона «Сталинградская мадонна» является и библейским предупреждением: «Взявшие меч — от меча и погибнут».  И это поняли многие немцы. Профессору истории Академии Бундесвера Бернду Вегнеру принадлежат следующие слова: «Сталинград, пожалуй, единственная битва Второй мировой, при упоминании которой и сегодня вздрогнет всякий немец. И реакция будет однозначной: это сражение для нас — символ безумия войны, ее бессмысленности». 
Есть более двух десятков копий Мадонны в разных городах Германии, Австрии, Англии. Многие из тех, кому довелось видеть Сталинградскую Мадонну воочию, уверяют, что от картины этой, которая признана канонической иконой, исходит воистину чудодейственная энергия.


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Вместо послесловия
- Несколько лет назад священник волгоградского католического собора Альфред Манько обратился ко мне с просьбой выполнить копию с рисунка немецкого пастора и врача Курта Ройбера, - рассказывает волгоградский художник Владислав Коваль. - Когда я стал работать с ксерокопией рисунка, меня поразило то, что я увидел. Расфокусировав взгляд, как это делают художники, чтобы обобщить детали и перенести характер рисунка на полотно, я увидел... лицо немца Курта Ройбера. Разумеется, сам Курт этого не делал, но для меня, как основоположника того направления, в котором я работаю, это было лучшим решением темы, которую я собирался писать. На следующий день я проснулся с идеей создать картину, посвященную «Сталинградской Мадонне» Ройбера. 
Немецкие солдаты на моей картине - уже не захватчики, а просто воины, которые, вероятнее всего, останутся в этом окопе навсегда. Но последняя их надежда - вера в Бога, которого они вспоминают в последние минуты своей жизни, а вовсе не в Адольфа Гитлера. Уж он-то здесь абсолютно ни при чем. Немецкие солдаты вызывают жалость, они закутаны в платки, они перестают быть бравыми рыцарями рейха. Ноги Богородицы Курт Ройбер нарисовал обнаженными, постаравшись сказать тем самым, что она точно так же как они, немецкие солдаты в окопе, замерзает и кутает своего младенца, пытаясь спасти его от лютого сталинградского мороза. Она - с ними и среди них, в этом окопе близка и понятна как никогда раньше в их жизни.
 Источники:

8 комментариев:

  1. Спасибо за интереснейший материал. Ранее не знала о таком интересном факте, связанном с иконой «Сталинградская Мадонна»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Я этот материал нашла, еще когда готовила пост для Сталинградской акции -эстафеты "Сталинградская битва: Божия матерь и победа", хотела его вместить все в тот же пост, но это было бы ЧЕРЕЗ ЧУР много по объему. Поэтому публикую позже. Спасибо за отзыв и внимание к блогу! Всего вам доброго!

      Удалить
  2. Наталья Васильевна, здравствуйте! Интересная информация, ничего подобного не слышала. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Вот так и не отпускает меня христианская тематика. Этот пост хотела сделать гораздо раньше - не было времени.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Я ничего об этом не знала. Спасибо за удивительный рассказ о Сталинградской Божией Матери!

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья Васильевна, здравствуйте!
    Спасибо огромное за интереснейший пост! Читала на одном дыхании! Мне очень близка тема православия и войны. Для себя узнала много нового. Искренне Вам благодарна за возвращение к теме Сталинграда. На странице нашей Акции-эстафеты для блогеров "Помни, гордись, передай память о Сталинграде!" разместила ссылочку на Ваш пост, пусть люди читают о потрясающих событиях в истории Сталинградской битвы - https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.ru/p/blog-page_21.html
    Как я рада, Наталья Васильевна, что эта тема Вас не отпускает и благодаря этому мы узнали малоизвестные, но необычайно интересные факты из истории битвы! Спасибо Вам за неравнодушие и профессионализм!!! Удачи, здоровья, счастья, радости и благополучия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Борисовна, благодарю Вас за такой развернутый отзыв! Действительно, работа над этим постом доставила и мне небывалое удовольствие. Нравится мне все-таки писать о серьезных вещах. Спасибо! Всего доброго Вам!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: