Юбилей библиотеки

понедельник, 14 ноября 2016 г.

«К здоровью наперегонки» (методические рекомендации)

                                                                                «Здоровье – это еще не всё, 
                                                                                  но всё  ничто без здоровья»
                                                                                                                                            Сократ

В современных социально-экономических условиях остро встает проблема формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей. В условиях быстро меняющегося общества происходят изменения социальных функций библиотеки. Она выступает не только как информационный центр и досуговое учреждение – активно расширяется социально-педагогическое содержание её работы.
Здоровье – не подарок, врученный при рождении раз и навсегда. Его можно укрепить, а можно разрушить. Формирование здорового образа жизни – общекультурная и социальная задача, стоящая перед обществом.
Участие библиотеки в решение этой задачи – подтверждение её  просветительской и педагогической функции. Работа ведется в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями. Наиболее приемлемые формы работы – беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья, часы размышлений и др. Планируются выпуски издательской продукции: памятки, тематические рекомендательные списки литературы и др.
Библиотека в первую очередь как центры информации должны участвовать в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения. 


Пропаганда здорового образа жизни  является  эффективной в том случае, если  она ведется постоянно.  Формы её разнообразны: викторины,  конкурсы,  вечера вопросов и ответов,  игры.
В очень интересной и увлекательной форме можно организовать тренинги по формированию навыков здорового образа жизни. Тренинги способствуют выработке умения отстаивать свою жизненную позицию, учит преодолевать трудности. Среди них:
·        «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
·        «Поверь в себя – найди свой путь»
·        «Во имя жизни»
·        «Мое здоровье – основа моей жизни»
·         «Будь в курсе. Правила уверенного отказа»
·         «Наркотики – трагедия и боль»
 По формированию здорового образа жизни можно использовать наглядную форму работы – книжные выставки:
·        «На краю пропасти»
·        «Остановись и подумай!»
·        «Вредным привычкам – бой!»
·        «В здоровом теле – здоровый дух»
·        «Жизнь стоит того, чтобы жить!»
·        «Выбери жизнь»
·        «Здоровье дороже богатства»
·        «Здоровье – это здорово!»
Помимо книг и периодических изданий можно представить тесты про здоровый образ жизни и его профилактика, энциклопедии, рекламную продукцию (буклеты, листовки) направленные на пропаганду здорового образа жизни. Среди них:
·        «Горькие плоды  сладкой жизни»
·        «Как не стать жертвой наркомании»
·        «Скажи жизни «Да»!
·        «страна здоровья, силы, красоты»
·        «Право на жизнь»
·        «Знать, чтобы жить»
Также наиболее активно можно организовать беседы, игры занимательного характера:
·        «Беда по имени наркотик»
·        «Здоровый образ жизни: альтернативы нет»
·        «100 советов на здоровье»
·        «Игра – здоровью верная сестра»
·        «Когда человек себе враг»
 В целях профилактики асоциальных явлений провести различные акции: Среди них:
·        «День без дыма»
·         «Молодежь - за здоровый образ жизни»
·         «Молодежь — за ЗОЖ»
·         «Нет наркотикам!»
·        «Вместе с папиросой сгорает и курящий ее»
·         «Подростки против наркотиков»
 Реализовать программы: «Азбука здоровья», «Слагаемые здоровья», «Наше здоровье — в наших руках», «Здоровая молодежь – здоровая Россия».
Также  можно организовать  выставки плакатов под названием «Горькие плоды сладкой жизни», «Экология и мы», «Я за ЗОЖ!», «ЗОЖ — это лучший выбор для вас!». Можно постоянно организовать встречи с ведущими специалистами  по правовому, антинаркотическому, нравственному воспитанию подростков и молодежи.
В этом плане следует провести:
— лекции: «Здоровье — знак благополучия», «Что значит быть эмоционально здоровым?», «Курение и алкоголизм — это беда»;
— организовать беседы на тему: «Здоровый образ жизни», «Мифы и правда о наркотиках», «Экология и здоровье», «Твори добро во имя жизни», «Жизнь у вас одна!», «Убеждают в пользе ЗОЖ»;
— уроки нравственности: «Благоразумие и глупость», «Наркотик губит талант», «Посеешь привычку — пожнёшь характер», «Что спасёт нас?»;
— тематические дискотеки: «Суд над табаком», «Быть здоровым — это модно», «ЗОЖ — лучше, чем сигареты», «Чтобы не очутиться в кошмаре», «Всё в наших руках», «Правильный выбор — жизнь без наркотиков» и многие другие.
Библиотека принимает участие в формировании у подростков чувства ответственности за своё будущее. Побудить их к размышлению можно через Дни информации, например такие как:
·        «Что читать, чтобы не попасть в дурное общество»
·        «День без дыма»
·        «Ступени здоровья»
 Высокий результат по пропаганде здорового образа жизни  можно получить через проведение  конференций:
·         «Стратегия формирования здорового образа жизни молодого поколения»
·        «Формула будущего: «Молодежь + здоровье»
В рамках конференций можно организовать мастер – классы, круглые столы, творческие проекты:
·        «Молодежь против наркотиков»
·        «Жизнь без вредных привычек»
·        «Знать, чтобы не ошибиться»
·        «Жизнь прекрасна, не губите её»
Пропаганда здорового образа жизни проводится в виде приобщения к физической культуре. Для учащихся младших классов можно организовать «Веселые переменки», «веселые старты», конкурс на лучшую физзарядку, экскурсии на природу, прогулки в парк с игровой программой.
Для учащихся старших классов провести  спортивные праздники, игры:
·        «Путешествие на поезде здоровья»
·        «Зимние забавы», «Ура, каникулы!»
·         «Мама, папа, я — здоровая семья»
·         «Рыцарский турнир».
В библиотеке можно организовать «Уголки здоровья»: «Советы доктора Градусника», «Неболейки», где дети получают знания валеологического характера. Работа в уголках  помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. 
В «уголках здоровья»  следует оформить  материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
Пропаганда здорового образа жизни в библиотечной  работе, должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями. Важно, чтобы подрастающее поколение  поняло, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это – занятие спортом, увлечение музыкой и т. д

Сценарий тренинга «Пропаганда здорового образа жизни»
Цель:  Познакомить с понятиями здоровье и ЗОЖ, способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
1) Дать представление о понятии здоровье в широком смысле слова: физическом,           социальном, психическом аспектах.
 2) Способствовать формированию потребности здорового образа жизни.
 3) Создать благоприятную эмоциональную обстановку.

Ход тренинга:
1.           Приветствие.
-              Ребята, когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся. Мы тоже хотим с вами поздороваться, но сделаем это несколько необычно. Поприветствуем друг друга на разных языках. Какие слова-приветствия вы знаете? (дети называют слова).
-              А теперь мы будем ходить и здороваться с теми, с кем встретимся.
-              Как вы себя чувствуете?
2.           Вводное слово. Объявление темы и задач.
3.           Знакомство с группой : энергизатор «Знакомство с мячом».
4.           Выработка правил групповой работы.
-              На сегодняшнем занятии мы будем много работать в группах. Чтобы работа была эффективной, нужно придерживаться определенных правил. Эти правила должны соблюдать все члены группы. (Деление на группы «Яблоко – банан – груша»). Каждая группа вырабатывает свои правила и представляет их.
5.           Упражнение «Ассоциации». (Разделить детей на пары).
-              Ребята, вы должны записать по одной ассоциации на одном листочке на каждое слово, которое я произнесу.
1 слово: Здоровье.
2 слово: Здоровье.
6.           Каждая пара зачитывает свои слова-ассоциации, которые записываются на лист бумаги.
-              И так, здоровье для вас – это…
(перечислить слова-ассоциации, записанные на листе бумаги).
-              А более подробно о здоровье вы узнаете из нашего рассказа.
7.           Мини -  лекция.

И так, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. ВОЗ дает следующее определение: «Здоровье -  это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).
Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов и сначала рассмотрим физическое здоровье.
Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста. Человек должен иметь хорошую физическую подготовку: а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?

Социальное здоровье связано с тем, как мы воспринимаем себя как личность, как мы общаемся, в какой среде мы живем? Т. к. большую часть времени вы проводите в школе, то на ваше социальное здоровье влияет школьная среда: это освещение, температурный режим помещения, влажность, наличие шума, школьная мебель, которая должна соответствовать вашему росту. Каждый ученик должен знать свой рост, в соответствии со своим ростом садиться за парту с определенной цветной маркировкой. Правильно сидеть за партой, с прямой спиной, глаза должны быть на расстоянии 15 – 20 см от тетради. Во время учебных занятий делать физкультминутки. Особо важное значение имеют занятия физической культурой и для формирования активного здоровья необходимо дополнительно заниматься в спортивных кружках и секциях, каждое утро делать зарядку. В домашних условиях также важны бытовые условия, т.е. квартира, в которой вы проживаете должна быть теплой, светлой, уютной.

Немаловажно каково экологическое окружение вокруг вашего дома или школы.

Т.е. в каком районе вы проживаете вблизи от промышленных предприятий, автомагистралей, аэропорта, в деревне или городе. Безусловно, в сельской местности, где есть лес, поля, реки, отсутствуют промышленные предприятия – экологические условия более благоприятны.

Большое значение имеют одежда, которую мы носим. Она должна быть, прежде всего, удобной, из натуральных тканей, не стесняющей. Так узкие, обтягивающие брюки отрицательно сказываются на развитии половых органов, при тесной одежде нарушается их кровообращение, что приводит к застойным, воспалительным заболеваниям и результатом всего может быть бесплодие.

 Большое значение для формирования здоровья имеет соблюдение режима дня, чередование умственного труда и физического отдыха, прогулки на свежем воздухе, просмотр телевизора не более 2 часов в день, частое проветривание комнаты, приобретение навыков самообслуживания, т.е. вы должны самостоятельно заправлять постель, мыть посуду, убирать комнату, постирать свои вещи, трудиться на садовом участке, оказывать помощь родителям по домашнему  хозяйству. Также основой хорошего здоровья  является отсутствие вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, токсикомания и т.д.

 И конечно, основой нашего здоровья является еще правильное питание. Мы должны употреблять в пищу как можно больше овощей и фруктов, мясных, рыбных, молочных продуктов.

 И наконец, рассмотрим третий аспект здоровья – это психическое или эмоциональное здоровье.
Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение ( хорошее, веселое либо грустное, плохое ), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, сочувствия, сопереживания, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль.
 И в зависимости от того какие у них преобладают чувства,  таким будет наше эмоциональное здоровье. Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы ).
 Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать друг другу, не создавать конфликтные ситуации.
 Важно нормально чувствовать себя при наличии многих чувств, понимая при этом, что какие то из них вполне приемлемы, а другие – нет.
 Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу  ЗОЖ.

8.           Упражнение со словами ассоциациями.
– Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального  благополучия. Вы узнали что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.
          У вас есть листочки со словами – ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, свои листочки к тому вагону, какое здоровье по вашему мнению обозначает это слово ( на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон- социальное здоровье, 2 вагон- психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье ).
-              А самое главное вы узнали от чего зависит наше здоровье. Наше здоровье зависит только от  нас. И поэтому девиз нашего занятия « мое здоровье – в моих руках». Давайте произнесем девиз все вместе.
9.           Энергизатор « А я не тормоз !».
Все дети садятся на стульчики по кругу. Ведущий без стульчика. Он встает в круг и объясняет правила игры:
« по команде ведущего должны поменяться местами только те, кого имел в виду ведущий. Кого не касается определение ведущего, остаются на местах. Кто остался без места, встает в круг и произносит « а я не тормоз!». Все дети ему в ответ « а мы заметили» и т.д.
10.        Работа в группах.
Составление портрета здорового человека.
Команда делится на 2 группы по принципу « футбол – волейбол».
Задание 1 группы: изобразить здорового человека и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.
Задание 2 группы: изобразить нездорового человека и объяснить, почему именно так должен выглядеть нездоровый человек.
11.        Защита работы.
-              Как вы думаете, какой человек ( здоровый или нездоровый) чувствует себя комфортно? От чего это зависит?
-              Т.о., человек, ведущий ЗОЖ чувствует себя гораздо лучше.
12.        Энергизатор « броуновское движение».
( деление на 2 группы).
13.        Работа в группах : программа вечеринки людей, ведущих ЗОЖ.
Задание 1 группы: составить программу дня рождения на природе.
Задание 2 группы: составить программу дня рождения дома.
14.        Защита программ.
-              Вы составили очень интересные программы. Свое свободное время можно очень интересно провести. Можно поиграть в подвижные игры, сходить в поход, провести различные конкурсы, викторины.
15.        Итоговое индивидуальное анкетирование.
« Оценка ЗОЖ, формирование индивидуального здорового жизненного стиля».
- Здоровье человека зависит от множества факторов, большую половину из них составляют элементы индивидуального жизненного стиля.
  Оцените по 5-бальной системе.
1.   Достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке?
2.   Правильно ли вы питаетесь?
3.   Замечаете ли у себя какие-нибудь неполезные ( вредные ) для здоровья привычки?
4.   Умеете ли вы уменьшить проявление болезни?
Полученную сумму баллов разделите на 4. какая получилась средняя оценка?
Сделайте, пожалуйста, для себя вывод, на что вам надо обратить внимание, чтобы быть здоровым и воплотите это в жизнь, чтобы вести ЗОЖ.
16.        Рефлексия.
-              Что нового узнали для себя?
-              Давайте повторим девиз занятия « Мое здоровье – в моих руках!».
17.        Прощание.
- Наше занятие подходит к концу. Нам хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни и вы будете вести ЗОЖ.
18.        Упражнение.
Произносится фраза « Я люблю тебя и весь мир!», которая сопровождается жестами.
« Я»- правой рукой показываем себя;
« люблю»- правая рука прикладывается к сердцу;
« тебя»- разводим обе руки;
« и весь мир»- руками описываем большой круг и шлем воздушный поцелуй.
Повторяем 3 раза.


Источники:

·                    http://rovbiblioteka.narod.ru/pdf/mrzoj.pdf
·                    http://gov.cap.ru/home/74/organ/shkol/sos2/1/trening.doc

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Похожие посты

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Очередной рубеж

16.01.2017 г. 55 постоянных читателей и 400 000 просмотров.
25.02. 2017 - 63 постоянных читателя, 500 000 просмотров.
19.04.2017 - 67 постоянных читателей, 613 000 просмотров.
Друзья, спасибо, что вы есть!