Юбилей библиотеки

понедельник, 21 марта 2016 г.

Михаил Ульянов. Путь в артисты


Михаил Александрович Ульянов – народный артист СССР, актер театра и кино. Популярность этого актера велика. Его знают по спектаклям театра им. Евг. Вахтангова, по фильмам, телепередачам, выступлениям на радио. Наша библиотека носит имя этого великого артиста, мастера искусства.
26 марта - особенный день для муромчан, омичей, и всех тех, кто чтит память Михаила Ульянова. В этот день, накануне Дня театра, ушел из жизни великий человек и артист. Его уход очень многими был воспринят как личная утрата.

Москвичи, омичи и муромчане чтят память о Михаиле Ульянове.






Миша Ульянов с родителями
 и сестрой Маргаритой
Прежде чем стать великим актером, Михаил Ульянов прошел долгий и непростой путь ученичества. Давайте вспомним, где, когда и у кого учился Михаил Ульянов актерскому мастерству.

В своей автобиографической книге «Моя профессия» Михаил Александрович благодарно, трепетно и с восторгом вспоминает своих педагогов, которые «ваяли» его актерскую душу. На страницах книги он признается в любви к тем, кто угадал в нем, юном сибиряке, творческую силу, увидел в нем что-то свое, индивидуальное.

Михаил Ульянов, прежде чем появиться на сцене всемирно известного театра им. Вахтангова, прошел три круга, которые вели его к вершинам прекрасного и мучительного актерского искусства. Первым кругом была драматическая студия, созданная при театре в г. Тара(1942 – 1944). Вторым – студия при Омском драматическом театре(1944 – 1946). Третьим – училище им. Б. Щукина при Театре им. Евгения Вахтангова(1946 – 1950).

Но обо всем по порядку.

Дом в Бергамаке, где родился Ульянов
Михаил Александрович Ульянов – мой земляк. Он родился в селе Бергамак Муромцевского района 20 ноября 1927 года. Родители его – простые люди из сибирской глубинки. Отец Александр Андреевич жил в селе Бергамак, а мама Елизавета Михайловна – в Курнево. Мама была домохозяйкой, растила детей – Мишу и Маргариту, занималась домашними хозяйством. Отец занимал руководящие посты, и его часто переводили по работе, поэтому Ульяновым приходилось переезжать с места на место. Когда Мише было два с небольшим годика, Ульяновы переехали из Бергамака в Екатериновку Тарского района, а еще через 5 лет – в город Тару, где прошли детство и юность великого актера.

Дом Ульяновых в Таре
Михаил Александрович так вспоминал о своем детстве: «В глубине Западной Сибири, на крутом берегу Иртыша стоит небольшой деревянный городок Тара…В городке было много церквей, белых, с зелеными куполами. И когда мы, следопыты малые, уходили далеко в луговую сторону, к Иртышу, то издалека на высоком берегу видели очень красивый город с белыми, как головы сахара, церквями…
         Зимой сугробы поднимались выше заборов, и не было ничего лучше утром, идя в школу, прицепиться к розвальням едущего за сеном обоза…А после школы – на лыжи и по горкам, которых много у реки Аркарки. И опять игра в колдуны, в казаки-разбойники. С лихими погонями с горы на гору, с отчаянными спусками.
       А летом, отмахиваясь от комаров, сидишь на этой же Аркарке с самодельной удочкой, упрямо надеясь поймать на уху. Иногда мы еще уходили на болота ловить гольянов – маленькую вкусную рыбку. А выделялись годы (вот такой была весна сорок первого), когда мы с моим другом Васей Халтуриным буквально заваливали дом рыбой – так ее было много».



Миша Ульянов рос обыкновенным сибирским мальчишкой, и, как он сам считает, почти случайно стал актером. Ведь семья Ульяновых вовсе не была театральной, никто в семье не увлекался театром. И в городе Таре не было профессионального театра.

Сельский клуб в Таре, где в годы эвакуации
работал театр под руководством Е. П. Просветова

Театр появился в Таре благодаря военному времени. В 1942 году в город была эвакуирована труппа украинских артистов. Специального здания театра в городке не было, и театр обосновался в здании клуба с маленькой сценой, крошечным залом и двумя голландскими печами по краям рампы. Актеров в театральной труппе было мало, и для постановки спектаклей заезжие артисты привлекали сельскую молодежь. Руководитель театра, замечательный режиссер, прирожденный педагог Евгений Павлович Просветов организовал при театре студию, в которую однажды пришел Миша Ульянов, совершенно случайно. Он шел из школы со своей одноклассницей, которая направлялась на занятия в эту студию, и предложила Ульянову зайти посмотреть, чем они там занимаются. Скрывая свое любопытство, Ульянов зашел в театр, сел в углу зала и наблюдал, как на сцене небольшая группа ребят занималась этюдами: ловили несуществующей удочкой несуществующую рыбу, изображали, что колют дрова. Все это они делали под чутким руководством Евгения Павловича Просветова. Он и стал для Михаила Ульянова первым человеком, заронившим в душу интерес к театру, первым педагогом по актерскому мастерству.

В книге «Работаю актером» Михаил Ульянов писал: «Счастлив человек, какой бы он ни был профессии, если в начале его пути стоит учитель, который…влюбляет в дело, которому ты учишься, показывает такие неизведанные дали, что ты замираешь в восхищении. Взяв за руку, он ведет тебя по неизвестным топким дорогам…Вот таким человеком для меня был Евгений Павлович Просветов».

Михаил Ульянов, который с детства много и почти запоем читал, с удовольствием стал посещать театральную студию, где была возможность узнать много нового и проявить себя.
       Впервые юный Ульянов вышел на сцену в спектакле «Цыгане» в роли одного из цыган у костра. Слов у него в этом эпизоде не было, он просто сидел и изображал цыгана, но был очень горд и счастлив. «И хотя у меня еще не было бесповоротного решения стать актером, запах сцены мне понравился».

Михаил Ульянов 2 года ходил в театральную студию, и однажды руководитель студии Просветов посоветовал ему продолжить актерскую учебу в Омской театральной студии». Когда в семье встал вопрос об отъезде Михаила в Омск для поступления в театральную студию, мама сказала ему: «Миша, если ты так решил, то я тебе мешать не буду».

С рекомендательным письмом Евгения Павловича Просветова и мешком картошки в августе 1944 года Михаил Ульянов на перекладных отправился в Омск – учиться театральному ремеслу...«И вот я стою у старинного, бело-зеленого здания Омского театра. Перед вратами своего будущего. Душа от страха упала куда-то глубоко-глубоко. На мой робкий стук выглянул дежурный и спросил: чего мне надо? Я объяснил, что хочу поступить в театральную студию. Дежурный сказал, куда надо обратиться, и отправил меня к другой двери».

Небольшого росточка, ничего особенного собой не представляющий, Миша Ульянов понимал, что ему нечего рассчитывать на поступление в студию при таком солидном театре. Но вступительные экзамены Михаил сдал успешно, и в студию его приняли. Так начался новый этап жадного постижения театра, его законов уже не со стороны, а в самой гуще театральных событий.

Л. Самборская
В те годы в Омском театре работала интереснейшая актриса и незаурядный человек Лина Семеновна Самборская. Она была и умелым художественным руководителем театра, и она же набирала студию. Лина Семеновна пригласила для студийцев лучших педагогов города Омска. А самые опытные театральные актеры преподавали актерское мастерство, художественное слово. Для индивидуальных занятий все учащиеся были поделены на две группы; Михаил Ульянов попал в группу, которой руководил актер Михаил Михайлович Илловайский

Илловайский был влюблен в театр, как юноша, и передавал эту любовь своим ученикам. Он завораживал их о замечательных людях, которых встречал на своем пути, о театре. После занятий учащиеся провожали Илловайского домой, и просили еще и еще рассказать о Москве, об известных актерах. Эти рассказы тревожили и вдохновляли, вселяли веру в себя.

В Омском драматическом театре наверху был репетиционный зал, в нем учащиеся студии слушали лекции, готовили отрывки из произведений литературы, репетировали этюды, спорили и проводили время с утра и до конца спектакля. С первых же дней учебы студийцев занимали в спектаклях, в небольших ролях, и это была полезная практика.

Первой ролью Михаила Ульянова в Омском театре была роль Шмаги, которую он сыграл неудачно и по-настоящему плакал из-за этого, а Лина Семеновна Самборская неудержимо хохотала. Ульянов подумал: «Это конец. Надо уходить из театра». Чуть позже Самборская пригласила его к себе и сказала: «Если ты станешь актером, тебя ждут бессонные ночи, мучительные раздумья, незаслуженные обиды, справедливые упреки…Работай и работай – только в этом спасение от обид и неудач».

После этого разговора в своем дневнике Михаил Ульянов записал: «Работай, Миша, работай, сколько хватит сил, энергии и умения. Какое это трудное, очень трудное и благородное дело – театр».

Обучение в Омской студии проходило в тяжелые военные годы. Студийцы выступали в госпиталях, с тревогой ждали писем от отцов и братьев, тянули как можно дольше свой хлеб, выдаваемый по карточкам, словом, жили той тяжелой жизнью, которой жили тогда все. 

В начале 1945 года М. Ульянов чуть не попал на фронт. Его отозвали в Тару, в военкомат, и после некоторых формальностей отправили в Омск, в школу летчиков-истребителей. Из двухсот человек, прибывших в школу, отобрали 50 человек, в том числе и Ульянова. Но потом вдруг распустили, объявив, что курсанты не достигли призывного возраста, т.е. им еще не было 18-ти лет. Видимо, Михаилу Александровичу на роду было написано стать актером. Судьба сложилась так, что он не стал летчиком, а мог бы стать, если бы родился на год-два раньше.

Следующий шаг в жизни Михаила Ульянова был волевой и осознанный. В 1946 году, когда, после Великой Победы, жизнь входила в мирное русло, Ульянов, заручившись поддержкой отца, отправился в Москву, чтобы поступить в какую-нибудь из театральных студий столицы. К этому времени он уже твердо решил стать актером. 

            Когда М. Ульянов попал в столицу, ему было 18 лет. Выйдя из вагона поезда, он увидел то, что не мог себе представить. Завершился рабочий день. Курский вокзал. Невероятная толчея. Он совершенно растерялся. И после долгих мучений все-таки нашел адрес дома и квартиру в сокольниках, где ему нужно было остановиться. Он был так подавлен увиденным в Москве, что сел на диван и сразу же уснул.
         Молодой артист Ульянов пытался поступить в театральное училище им. Щепкина, в театральную студию при МХАТе (Московский художественный академический театр), и все безуспешно. Расстроенный, брел Михаил по Арбату и неожиданно столкнулся с товарищем, который приехал из Омска. Он и посоветовал Ульянову попробовать поступить в Театральное училище им. Б. Щукина при Театре им. Вахтангова. 

Михаил сдал документы в это училище, и приемная комиссия направила его сразу на второй тур. Он очень этому удивился. Как вспоминал потом М. Ульянов, «видимо, тут сыграло роль то, что я приехал из Омска, куда в годы войны был эвакуирован Театр им. Вахтангова, и вахтанговцы были благодарны этому городу и его людям».

В теплый августовский день 1946 года Миша Ульянов пришел на улицу Вахтангова сдавать экзамены в театральное училище. В тот день он и не подозревал, что эта улица станет для него судьбой, дорогой в театр и в большую творческую жизнь.

Михаил Александрович вспоминал об этом дне: «Это было вечером. Мы, сдающие экзамены в этот день, сидели в садике перед училищем и ждали своей очереди. Вокруг было много ребят в военной форме – это был первый послевоенный набор. Все волновались, переговаривались. Вдруг гул стих: к училищу подходил Рубен Николаевич Симонов. Небольшого роста, красивый , артистичный. Белоснежная рубашка, светлые брюки…Он скрылся за дверью училища. Вскоре вызвали меня. С внутренним трепетом я предстал перед комиссией, которая должна была решить мою судьбу».

Театральное училище им. Щукина
    Михаила Ульянова приняли в Театральное училище им. Щукина, и началась его студенческая жизнь, новый виток в постижении театра.
      Первого сентября весь курс набора 1946 года собрался в училище – 40 с лишним человек, причем парней было гораздо больше, чем девушек.

Курс разбили на две группы. Михаил Ульянов попал в группу, которой руководили Леонид Моисеевич Шихматов и Вера Константиновна Львова – супружеская пара. Они были настоящие интеллигенты. Педагоги они были разные. Вера Константиновна в своей преподавательской деятельности всегда следовала определенным правилам. А Шихматов правил не придерживался, он мог менять задачу и ее решение. В своей книге «Приворотное зелье» М. Ульянов так пишет об этих преподавателях: «Шихматов и Львова давали нам много не только как педагоги, они воспитывали нас в самом прямом значении этого слова. Нам не читали нотаций. Если мы делали что-то не так – тактично поправляли».
Л. М. Шихматов



В. К. Львова
В. Москвин
В тяжелое военное время студенты иногда занимались дома у этих педагогов, и Шихматов и Львова всегда кормили студентов супом, хотя сами были люди не богатые.

Р. Н. Симонов
    Еще одним педагогом М. Ульянова в училище им. Щукина был Владимир Иванович Москвин. Он мог найти подход к любому студенту и открыть талант в каждом. Владимир Иванович не любил много говорить, он предпочитал показывать то, чему хотел научить. Однажды на репетиции спектакля Владимир Иванович долго наблюдал, как играет Михаил Ульянов, а потом не выдержал и сказал: «Да что ты жмешься, как девица! Ты же в дозоре! Вот как надо!» И он лег на не совсем чистый пол, и показал, как надо ползти. Он не пожалел ни себя, ни своего хорошего костюма для того, чтобы показать, как нужно играть роль.

     Студенты щукинского училища учились театральному мастерству не только у актеров Театра им. Вахтангова. Они посещали другие московские театры, смотрели спектакли, а потом горячо их обсуждали, пытались подражать известным актерам, имитировали их голоса, манеру, походку. И верили, что когда-нибудь сыграют также, а может, и лучше.

Ульянов в роли Кирова
Когда М. Ульянов учился на последнем курсе, его однажды вызвал к себе художественный руководитель театра им.Вахтангова Рубен Николаевич Симонов и предложил сыграть роль видного партийного деятеля Кирова в спектакле «Крепость на Волге». Ульянов был смущен и очень взволнован, ведь это первая роль, которую ему предложили, и роль - главная и такая ответственная. Поразмыслив немного, М. Ульянов согласился.

После долгих и трудоемких репетиций состоялся дебют(первый выход на сцену) М. Ульянова в роли Сергея Мироновича Кирова. Этот день навсегда запомнился Ульянову. Спектакль прошел хорошо. И хотя в этом была заслуга не только М. Ульянова, поздравляли именно его. Поздравляли старые и молодые актеры, студенты училища, дарили подарки. Ликовали все!

Когда учеба в театральном училище подошла к концу, выпускников собрали в актовом зале, и Б. Е. Захава, директор училища, вручил выпускникам дипломы и произнес напутственные слова. Михаилу Ульянову повезло: его и еще троих выпускников пригласили на работу в Театр им. Вахтангова. 

Когда в августе 1946 года Миша Ульянов впервые пришел на улицу Вахтангова поступать в театральное училище, он и не думал, что эта улица станет его судьбой, его дорогой в Театр им. Вахтангова, дорогой в большую творческую жизнь.

«Получив диплом об окончании Театрального училища им. Щукина, я прошел сто метров и открыл дверь театра, который с того момента стал для меня родным домом»,- вспоминал Ульянов позже.

М. А. Ульянов в кабинете художественного руководителя
 театра им. Вахтангова
В 1950 году М. Ульянов начал свой первый сезон в Театре им. Вахтангова, где проработал более 50-ти лет. За свою творческую жизнь он сыграл множество ролей в театре и в кино. Его партнерами по спектаклям и фильмам были такие известные актеры, как Кирилл Лавров, Юлия Борисова, Вячеслав Тихонов, Галина Волчек, Юрий Яковлев, Нона Мордюкова и многие другие. В 1987 году Михаил Ульянов был назначен художественным руководителем Театра им. Вахтангова.


Однажды избрав для себя прекрасную и опасную профессию актера, он остался верен ей до конца жизни. 

2 комментария:

  1. Это несомненно, Наталья Васильевна, о Михаиле Ульянове Вы знаете всё! А Вам лично не приходилось с ним встречаться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Увы, нет, лично не пришлось...Открытие нового здания библиотекисостоялось, на котором он присутствовал, состоялось в 2002 году в апреле, а я пришла в нее работать в августе. Но 1,5 года работала в зале Ульянова. Прониклась. С тех пор - неравнодушна

      Удалить

Похожие посты

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Очередной рубеж

16.01.2017 г. 55 постоянных читателей и 400 000 просмотров.
25.02. 2017 - 63 постоянных читателя, 500 000 просмотров.
19.04.2017 - 67 постоянных читателей, 613 000 просмотров.
Друзья, спасибо, что вы есть!