Михаил Александрович Ульянов – народный артист СССР, актер театра и кино. Популярность этого актера велика. Его знают по спектаклям театра им. Евг. Вахтангова, по фильмам, телепередачам, выступлениям на радио. Наша библиотека носит имя этого великого артиста, мастера искусства.
26 марта - особенный день для муромчан, омичей, и всех тех, кто чтит память Михаила Ульянова. В этот день, накануне Дня театра, ушел из жизни великий человек и артист. Его уход очень многими был воспринят как личная утрата.
Москвичи, омичи и муромчане чтят память о Михаиле Ульянове.
Миша Ульянов с родителями и сестрой Маргаритой |
В своей автобиографической книге «Моя профессия» Михаил Александрович благодарно, трепетно и с восторгом вспоминает своих педагогов, которые «ваяли» его актерскую душу. На страницах книги он признается в любви к тем, кто угадал в нем, юном сибиряке, творческую силу, увидел в нем что-то свое, индивидуальное.
Михаил Ульянов, прежде чем появиться на сцене всемирно известного театра им. Вахтангова, прошел три круга, которые вели его к вершинам прекрасного и мучительного актерского искусства. Первым кругом была драматическая студия, созданная при театре в г. Тара(1942 – 1944). Вторым – студия при Омском драматическом театре(1944 – 1946). Третьим – училище им. Б. Щукина при Театре им. Евгения Вахтангова(1946 – 1950).
Но обо всем по порядку.
Дом в Бергамаке, где родился Ульянов |
Дом Ульяновых в Таре |
Зимой сугробы поднимались выше заборов, и не было ничего лучше утром, идя в школу, прицепиться к розвальням едущего за сеном обоза…А после школы – на лыжи и по горкам, которых много у реки Аркарки. И опять игра в колдуны, в казаки-разбойники. С лихими погонями с горы на гору, с отчаянными спусками.
А летом, отмахиваясь от комаров, сидишь на этой же Аркарке с самодельной удочкой, упрямо надеясь поймать на уху. Иногда мы еще уходили на болота ловить гольянов – маленькую вкусную рыбку. А выделялись годы (вот такой была весна сорок первого), когда мы с моим другом Васей Халтуриным буквально заваливали дом рыбой – так ее было много».
Миша Ульянов рос обыкновенным сибирским мальчишкой, и, как он сам считает, почти случайно стал актером. Ведь семья Ульяновых вовсе не была театральной, никто в семье не увлекался театром. И в городе Таре не было профессионального театра.
Сельский клуб в Таре, где в годы эвакуации работал театр под руководством Е. П. Просветова |
Театр появился в Таре благодаря военному времени. В 1942 году в город была эвакуирована труппа украинских артистов. Специального здания театра в городке не было, и театр обосновался в здании клуба с маленькой сценой, крошечным залом и двумя голландскими печами по краям рампы. Актеров в театральной труппе было мало, и для постановки спектаклей заезжие артисты привлекали сельскую молодежь. Руководитель театра, замечательный режиссер, прирожденный педагог Евгений Павлович Просветов организовал при театре студию, в которую однажды пришел Миша Ульянов, совершенно случайно. Он шел из школы со своей одноклассницей, которая направлялась на занятия в эту студию, и предложила Ульянову зайти посмотреть, чем они там занимаются. Скрывая свое любопытство, Ульянов зашел в театр, сел в углу зала и наблюдал, как на сцене небольшая группа ребят занималась этюдами: ловили несуществующей удочкой несуществующую рыбу, изображали, что колют дрова. Все это они делали под чутким руководством Евгения Павловича Просветова. Он и стал для Михаила Ульянова первым человеком, заронившим в душу интерес к театру, первым педагогом по актерскому мастерству.
В книге «Работаю актером» Михаил Ульянов писал: «Счастлив человек, какой бы он ни был профессии, если в начале его пути стоит учитель, который…влюбляет в дело, которому ты учишься, показывает такие неизведанные дали, что ты замираешь в восхищении. Взяв за руку, он ведет тебя по неизвестным топким дорогам…Вот таким человеком для меня был Евгений Павлович Просветов».
Михаил Ульянов, который с детства много и почти запоем читал, с удовольствием стал посещать театральную студию, где была возможность узнать много нового и проявить себя.
Впервые юный Ульянов вышел на сцену в спектакле «Цыгане» в роли одного из цыган у костра. Слов у него в этом эпизоде не было, он просто сидел и изображал цыгана, но был очень горд и счастлив. «И хотя у меня еще не было бесповоротного решения стать актером, запах сцены мне понравился».
Михаил Ульянов 2 года ходил в театральную студию, и однажды руководитель студии Просветов посоветовал ему продолжить актерскую учебу в Омской театральной студии». Когда в семье встал вопрос об отъезде Михаила в Омск для поступления в театральную студию, мама сказала ему: «Миша, если ты так решил, то я тебе мешать не буду».
С рекомендательным письмом Евгения Павловича Просветова и мешком картошки в августе 1944 года Михаил Ульянов на перекладных отправился в Омск – учиться театральному ремеслу...«И вот я стою у старинного, бело-зеленого здания Омского театра. Перед вратами своего будущего. Душа от страха упала куда-то глубоко-глубоко. На мой робкий стук выглянул дежурный и спросил: чего мне надо? Я объяснил, что хочу поступить в театральную студию. Дежурный сказал, куда надо обратиться, и отправил меня к другой двери».
Небольшого росточка, ничего особенного собой не представляющий, Миша Ульянов понимал, что ему нечего рассчитывать на поступление в студию при таком солидном театре. Но вступительные экзамены Михаил сдал успешно, и в студию его приняли. Так начался новый этап жадного постижения театра, его законов уже не со стороны, а в самой гуще театральных событий.
Л. Самборская |
Илловайский был влюблен в театр, как юноша, и передавал эту любовь своим ученикам. Он завораживал их о замечательных людях, которых встречал на своем пути, о театре. После занятий учащиеся провожали Илловайского домой, и просили еще и еще рассказать о Москве, об известных актерах. Эти рассказы тревожили и вдохновляли, вселяли веру в себя.
В Омском драматическом театре наверху был репетиционный зал, в нем учащиеся студии слушали лекции, готовили отрывки из произведений литературы, репетировали этюды, спорили и проводили время с утра и до конца спектакля. С первых же дней учебы студийцев занимали в спектаклях, в небольших ролях, и это была полезная практика.
Первой ролью Михаила Ульянова в Омском театре была роль Шмаги, которую он сыграл неудачно и по-настоящему плакал из-за этого, а Лина Семеновна Самборская неудержимо хохотала. Ульянов подумал: «Это конец. Надо уходить из театра». Чуть позже Самборская пригласила его к себе и сказала: «Если ты станешь актером, тебя ждут бессонные ночи, мучительные раздумья, незаслуженные обиды, справедливые упреки…Работай и работай – только в этом спасение от обид и неудач».
После этого разговора в своем дневнике Михаил Ульянов записал: «Работай, Миша, работай, сколько хватит сил, энергии и умения. Какое это трудное, очень трудное и благородное дело – театр».
Обучение в Омской студии проходило в тяжелые военные годы. Студийцы выступали в госпиталях, с тревогой ждали писем от отцов и братьев, тянули как можно дольше свой хлеб, выдаваемый по карточкам, словом, жили той тяжелой жизнью, которой жили тогда все.
В начале 1945 года М. Ульянов чуть не попал на фронт. Его отозвали в Тару, в военкомат, и после некоторых формальностей отправили в Омск, в школу летчиков-истребителей. Из двухсот человек, прибывших в школу, отобрали 50 человек, в том числе и Ульянова. Но потом вдруг распустили, объявив, что курсанты не достигли призывного возраста, т.е. им еще не было 18-ти лет. Видимо, Михаилу Александровичу на роду было написано стать актером. Судьба сложилась так, что он не стал летчиком, а мог бы стать, если бы родился на год-два раньше.
Следующий шаг в жизни Михаила Ульянова был волевой и осознанный. В 1946 году, когда, после Великой Победы, жизнь входила в мирное русло, Ульянов, заручившись поддержкой отца, отправился в Москву, чтобы поступить в какую-нибудь из театральных студий столицы. К этому времени он уже твердо решил стать актером.
Когда М. Ульянов попал в столицу, ему было 18 лет. Выйдя из вагона поезда, он увидел то, что не мог себе представить. Завершился рабочий день. Курский вокзал. Невероятная толчея. Он совершенно растерялся. И после долгих мучений все-таки нашел адрес дома и квартиру в сокольниках, где ему нужно было остановиться. Он был так подавлен увиденным в Москве, что сел на диван и сразу же уснул.
Молодой артист Ульянов пытался поступить в театральное училище им. Щепкина, в театральную студию при МХАТе (Московский художественный академический театр), и все безуспешно. Расстроенный, брел Михаил по Арбату и неожиданно столкнулся с товарищем, который приехал из Омска. Он и посоветовал Ульянову попробовать поступить в Театральное училище им. Б. Щукина при Театре им. Вахтангова.
Михаил сдал документы в это училище, и приемная комиссия направила его сразу на второй тур. Он очень этому удивился. Как вспоминал потом М. Ульянов, «видимо, тут сыграло роль то, что я приехал из Омска, куда в годы войны был эвакуирован Театр им. Вахтангова, и вахтанговцы были благодарны этому городу и его людям».
В теплый августовский день 1946 года Миша Ульянов пришел на улицу Вахтангова сдавать экзамены в театральное училище. В тот день он и не подозревал, что эта улица станет для него судьбой, дорогой в театр и в большую творческую жизнь.
Михаил Александрович вспоминал об этом дне: «Это было вечером. Мы, сдающие экзамены в этот день, сидели в садике перед училищем и ждали своей очереди. Вокруг было много ребят в военной форме – это был первый послевоенный набор. Все волновались, переговаривались. Вдруг гул стих: к училищу подходил Рубен Николаевич Симонов. Небольшого роста, красивый , артистичный. Белоснежная рубашка, светлые брюки…Он скрылся за дверью училища. Вскоре вызвали меня. С внутренним трепетом я предстал перед комиссией, которая должна была решить мою судьбу».
Театральное училище им. Щукина |
Первого сентября весь курс набора 1946 года собрался в училище – 40 с лишним человек, причем парней было гораздо больше, чем девушек.
Курс разбили на две группы. Михаил Ульянов попал в группу, которой руководили Леонид Моисеевич Шихматов и Вера Константиновна Львова – супружеская пара. Они были настоящие интеллигенты. Педагоги они были разные. Вера Константиновна в своей преподавательской деятельности всегда следовала определенным правилам. А Шихматов правил не придерживался, он мог менять задачу и ее решение. В своей книге «Приворотное зелье» М. Ульянов так пишет об этих преподавателях: «Шихматов и Львова давали нам много не только как педагоги, они воспитывали нас в самом прямом значении этого слова. Нам не читали нотаций. Если мы делали что-то не так – тактично поправляли».
Л. М. Шихматов |
В. К. Львова |
В. Москвин |
Р. Н. Симонов |
Студенты щукинского училища учились театральному мастерству не только у актеров Театра им. Вахтангова. Они посещали другие московские театры, смотрели спектакли, а потом горячо их обсуждали, пытались подражать известным актерам, имитировали их голоса, манеру, походку. И верили, что когда-нибудь сыграют также, а может, и лучше.
Ульянов в роли Кирова |
После долгих и трудоемких репетиций состоялся дебют(первый выход на сцену) М. Ульянова в роли Сергея Мироновича Кирова. Этот день навсегда запомнился Ульянову. Спектакль прошел хорошо. И хотя в этом была заслуга не только М. Ульянова, поздравляли именно его. Поздравляли старые и молодые актеры, студенты училища, дарили подарки. Ликовали все!
Когда учеба в театральном училище подошла к концу, выпускников собрали в актовом зале, и Б. Е. Захава, директор училища, вручил выпускникам дипломы и произнес напутственные слова. Михаилу Ульянову повезло: его и еще троих выпускников пригласили на работу в Театр им. Вахтангова.
Когда в августе 1946 года Миша Ульянов впервые пришел на улицу Вахтангова поступать в театральное училище, он и не думал, что эта улица станет его судьбой, его дорогой в Театр им. Вахтангова, дорогой в большую творческую жизнь.
«Получив диплом об окончании Театрального училища им. Щукина, я прошел сто метров и открыл дверь театра, который с того момента стал для меня родным домом»,- вспоминал Ульянов позже.
М. А. Ульянов в кабинете художественного руководителя театра им. Вахтангова |
Однажды избрав для себя прекрасную и опасную профессию актера, он остался верен ей до конца жизни.
Это несомненно, Наталья Васильевна, о Михаиле Ульянове Вы знаете всё! А Вам лично не приходилось с ним встречаться?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Увы, нет, лично не пришлось...Открытие нового здания библиотекисостоялось, на котором он присутствовал, состоялось в 2002 году в апреле, а я пришла в нее работать в августе. Но 1,5 года работала в зале Ульянова. Прониклась. С тех пор - неравнодушна
Удалить