пятница, 13 ноября 2020 г.

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА: ВЗГЛЯД ПОДРОСТКА-ЧИТАТЕЛЯ»

 Великая Отечественная война оставила весомый отпечаток в памяти нашего народа и значительно повлияла на дальнейшее развитие истории России.  День Победы стал всенародным праздником, наполненным искренней радостью со слезами на глазах, истинной любовью,  скорбью по погибшим за Отечество, за родных и близких,  за свободу и будущее целой нации.

Какое же представление о Великой Отечественной войне имеют подростки в 21-м веке? В какой форме они лучше воспринимают героическую историю нашей Родины? На что библиотекарю стоит обратить первостепенное внимание в данной области? На эти вопросы помогло ответить анкетирование.

В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. сотрудники Муниципального бюджетного межпоселенческого учреждения культуры Муромцевского муниципального района Омской области «Централизованная библиотечная система» провели маркетинговое исследование, чтобы понять, какой след оставило это трагическое, героическое, но столь отдаленное во времени событие в памяти сегодняшнего молодого поколения.

Цель исследования – выявить у подрастающего поколения отношение к исторической памяти Великой Отечественной войны.

Исследованием было охвачено 25 респондентов в возрасте 10-18 лет, преимущественно учащиеся 5-10 классов. Для большинства опрашиваемых  Великая Отечественная война – это великий подвиг России, который нельзя забывать (46%), а так же история страны, семьи (31%).


По данным анкетирования, выяснилось, что у 96% опрошенных имеются живые либо погибшие участники ВОВ.

 

 

Также 88% респондентов считают, что Россия делает все возможное в моральном и материальном плане для участников и ветеранов ВОВ.

 

 

Большинство опрошенных (76%) интересуются и знакомятся с материалами о ВОВ с целью расширения своего кругозора, домашнего чтения, но есть и те (24%), кто интересуется военным периодом только для выполнения домашних заданий.

Что касается формы информации о Великой Отечественной войне, наиболее понятной и интересной, то можно сказать, что современная молодежь предпочитает смотреть фильмы и телепередачи (33%), посещать тематические мероприятия в школе и библиотеке (24%), слушать  рассказы ветеранов и старших родственников (21%). Книгам и Интернету, в плане получения информации о ВОВ, отводится всего 15% и 6%.

 



Наиболее интересными и востребованными мероприятиями о ВОВ в понимании современных школьников оказались: массовые мероприятия, проводимые в библиотеке (32%), встречи с ветеранами (23 %), митинги и парады (19%), а так же школьные тематические вечера (13%). Наименьшее предпочтение было отдано выставкам (6%), онлайн-конкурсам и викторинам (6%).

 


Для того, чтобы хоть немного понять, как же наш народ смог выстоять, выжить в годы Великой Отечественной войны, достаточно окунуться в книжный мир, наполненный переживаниями, эмоциями самих авторов, особенно тех, кто непосредственно участвовал в войне. Поэтому мы решили узнать, какие книги о ВОВ предпочитает подрастающее поколение. Лидерами оказались книги  Б. Васильева «А зори здесь тихие» (28 %) и  А. Фадеева «Молодая гвардия» (12%). Чуть меньший процент предпочтений набрали книги  В. Катаева «Сын полка» (8%) и  Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (8%). Среди прочих, в анкетировании были указаны следующие произведения о ВОВ:  Ю. Бондарев «Горячий снег» (4%), В. Курочкин «На войне как на войне» (4%), А. Чаковский «Блокада» (4%), Э. Казакевич «Звезда» (4%). К сожалению, по данным исследования оказалось, что весомый процент опрошенных (28%) не читают произведения о Великой Отечественной войне.

 



Наряду с книгами, большое значение в просвещении современного поколения о времени Великой Отечественной войны имеют фильмы - как документальные, так и художественные. Какие же фильмы производят впечатление и оставляют незабываемый след в сердцах подростков? Оказалось, что не только книга «А зори здесь тихие» лидирует в ответах респондентов, но и фильм, снятый  по этой книге реж. Станиславом Ростоцким, так же набрал самый большой процент (16%). Немного меньше набрали фильмы  реж. С. Мокрицкого «Битва за Севастополь» и реж. Ф. Бондарчука «Сталинград». Также в анкете были указаны следующие фильмы о ВОВ: «Брестская крепость» (реж. А. Котт, 4%); «В бой идут одни старики» (реж. Л. Быков, 4%); «Горячий снег»  (реж. Г. Егиазаров, 4%); «Солдатик» (реж. В. Фанасютина, 4%);  «Сволочи» (реж. А. Атанесян, 4%); «На войне как на войне» (реж. В. Трегубович, 4%); «Ржев» (реж. И. Копылов, 4%); «Четвёртая высота» (реж. И. Вознесенский, 4%).  Как оказалось, большинство опрошенных (36%) не смотрят фильмы о ВОВ; возможно, это связано с достаточно тяжелым восприятием военного периода юными умами и сердцами подрастающего поколения, ведь сюжеты военных фильмов драматичные, порой жестокие и кровавые, но это история нашего народа, история, наполненная болью и страданиями, история, которую необходимо знать.



 
 Еще один очень важный вопрос, который нас заинтересовал в исследовании, это мнение подрастающего поколения о том, что же необходимо сделать, чтобы на Земле больше не было войны. Большинство считают, что нужно просто жить в мире и согласии (32%) и не создавать конфликты (20%). Часть респондентов предлагают уничтожить все оружие (8%). Некоторые считают, что нужно развивать в подрастающем поколении чувство толерантности и ценности жизни (4%), изучить ошибки прошлого, чтобы извлечь уроки и строить будущее (4%), научиться договариваться (4%), уважать все национальности (4%). Были и те, кто затруднялся ответить (24%). Радует то, что молодое поколение задумывается о будущем.

 


Результаты исследования показали, что большинство подростков проявляют интерес к теме ВОВ, к истории страны.  Они осознанно отвечают на вопрос о том, что ВОВ в их понимании – это, прежде всего, великий подвиг, о котором нельзя забывать. Для подрастающего поколения страницы Великой войны не потеряли своей значимости.

Многим ребятам знакомы  книги и фильмы, рассказывающие о том страшном времени в истории нашей страны. Но довольно большой процент респондентов не читает художественную литературу и не смотрит и фильмы. Как показало анкетирование, подросткам проще получать информацию из телепередач и тематических мероприятий в школе и библиотеке и не тратить время на чтение. При этом опрошенные давали развернутые ответы на открытый вопрос о том, что же нужно сделать, чтобы не было войны, что  указывает, что тема затронула души и умы детей, далекие от военной поры. Надеемся, что наше исследование заставило задуматься подростков над проблемами, отраженными в поставленных вопросах.

Одной из важнейших задач библиотеки является патриотическое воспитание,  предполагающее формирование у подрастающего поколения этого великого и высокого чувства любви к своей Родине, к ее истории и Великим Победам России. Ответы ребят  указывают на то, что подростки нуждаются в помощи библиотекаря, осуществляющего грамотное руководство чтением по теме ВОВ. Следует поддерживать интерес и углублять знания о Великой Отечественной войне в своей деятельности. Чтобы привлечь внимание юных читателей, необходимо вести постоянную работу в традиционном формате и с использованием новых информационных технологий и с привлечением подростков к активному участию в литературных мероприятиях онлайн и оффлайн.

Ориентируясь на итоги анкетирования, мы постараемся планировать дальнейшую работу по патриотическому воспитанию, руководствуясь современными тенденциями в библиотечной работе с подрастающим поколением.

 

 Анкетирование проведено и обработана сотрудниками отдела библиотечного маркетинга и инноваций МБ им. М. А. Ульянова Н. В. Цымух и Л. В. Марковой

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: