пятница, 12 мая 2017 г.

Елена Кама: "Я для стиха предлог нашла..." (#ЧувствоРодины)


Дорогие друзья, здравствуйте!
 Хотя и завершен проект армавирцев, продолжу публиковать посты с эти тегом, уж очень он мне понравился - #ЧувствоРодины.

Трудно представить какова была бы поэзия, если бы в нее не вложила нотку своей теплоты и душевности женщина.  Женская душа - всегда тайна. В ней водоворот чувств и эмоций.
 Поэт Владимир Макаров так говорил о ней: «Отзывчивая и ранимая женская душа и создана для того, чтобы тоньше и многогранней видеть все радости и горести, терзающие род человеческий с незапамятных времен, и пытается найти луч надежды даже в самых тяжких испытаниях».

И сегодня с помощью стихов талантливейшей поэтессы нашего края мы попытаемся побольше узнать об этой отдаленной и неведомой галактике – женской душе.
Речь идет о  Елене Валентиновне Кама (Чумаковой). Поэзия всегда неразлучна с Еленой Валентиновной. Можно  смело утверждать, что главной темой ее поэзии стала тема любви, любви во всех ее проявлениях: любви к жизни, к близким, к мужчине. Пишет о том, что хорошо знает и любит. Она не сторонний наблюдатель, а заинтересованный участник всего происходящего в жизни. Яркая образность и метафоричность ее стихов не мешают поэтессе быть в них глубоко личностной.


Тема женской души проходит красной нитью через многие стихотворения поэтессы. Выразителем же женского мироощущения в творчестве поэтессы, конечно, является лирическая героиня, которая взрослеет и мудреет вместе с автором.

Вне условий
Я ходить не хочу строем
 и вообще не люблю марши,
 если петь - не хочу хором -
 в звуке общем так много фальши.

 И с печатью на лбу навсегда
 онемею в толпе безликой,
 уважаю могучий великий,
 но другие влекут города.

 Я стоять не хочу цугом,
 череды ожидая своей,
 без дорог я иду лугом,
 подчиняясь призыву кровей.

 Я сидеть не хочу в клетке,
 на объедках барских жиреть,
 если жить -  на лесной ветке -
 пить росу и рассветы смотреть.

 И не поздно ещё, и не рано
 быть собой, и такою, как есть,
 быть понятной тебе и желанной
 вне условий, вне правил, вне мест.


 «Я для стиха предлог нашла,
Неспешный и негромкий.
Я помню дедов дом и дол
В цветении черемух.

Там на погосте всЁ родня,
Отпет всяк честь по чести,
Кресты историю хранят
Лет, почитай за двести.

Зимою кроличья доха,
Ушанка соболями.
Как после лыж вкусна уха
И пироги с грибами!

А летом ситца пестрый луг,
Клубника по угорам,
И первый закадычный друг
Под выцветшим вихором»

Возвращение в деревню

Тесовые ворота,
Крестьянский крепкий двор.
Кудрявая черёмуха
И мальвы стройный хор.
Скрипучие качели,
До боли мне знакомые.
Неужто уцелели?
Как призрак, невесомые.
Когда-то строгий дедушка
Для нас их смастерил,
Он мягкое сиденье
Старательно прибил.
Уж не гремит ухватами
С рассветом у печи
Заботливая бабушка,
И кошка не мурчит,
И мы давно все выросли,
Но манит отчий дом.
Как часто-часто мыслями
Несусь я на угор.
Бегу, бегу, красивая,
С охапкою цветов.
Откройся, дверь счастливая!
Но как тяжёл засов.

Разметались кудри по подушке

Разметались кудри по подушке,
И такие радостные сны -
Мамин голос,
Ход часов с кукушкой,
Всё ещё как будто
Впереди.
Мягкие,
Знакомые ладони
Лишь на миг один
Коснулись лба,
И моя счастливая улыбка
В ожиданье чуда расцвела.

Елена родилась в семье Людмилы и Валентина Гребенщиковых.
Мама, Людмила Игнатьевна, школьная учительница. Дом всегда был полон друзей, учеников, их родителей. Домашние спектакли, детские праздники, чтение вслух... Кто-то готовит уроки, кто-то пришёл навестить свою первую учительницу, кто-то из детей гостит, поскольку родители уехали.
Папа, Валентин Иванович, выходец из купеческой семьи, чудом избежавшей репрессий. Рабочий на металлургическом комбинате, он был большим ценителем книги и просвещения вообще. Удивительный рассказчик, он знал много былин из деревенской жизни, иногда сочинял сам. А как декламировал стихи!
Семья жила в городе, но в воспитании сказалось влияние обеих бабушек. Бабушка по материнской линии - заслуженная учительница РСФСР - была колоритнейшей фигурой. Курила, пользуясь мундштуком, крепкий табак, ходила с блестящей полированной тростью, строгая, статная, всегда в белой блузке с кружевным жабо и длинной чёрной юбке. Татьяна Ивановна несомненно принадлежала к разряду «эмансипэ» и вольнодумцев.
Вторая бабушка - полная противоположность. Марфа Ивановна - работящая хозяйка крепкого крестьянского подворья. Добротный дом со множеством надворных построек напоминал сказочный терем, полный скрытых тайн. Деревянные тротуары, массивные ворота, столярные мастерские деда Ивана Гурьяновича, тенистые кладовые, наполненные мешками ароматной гречки и пшена, сеновалы, скотный двор с кудахтаньем, хрюканьем и мычаньем. Всё было пропитано патриархальной добротностью и «природностью».
Возможно, отсюда многогранность поэта, разносторонность интересов, мечтательность, склонность, порою, к некоторой экстравагантности мышления и тяга к «русской старине».

Однако Елена не ограничивается только лишь народной, фольклорной, песенной традицией – она смело экспериментирует со словом. Ян Пробштейн – поэт, переводчик, литературовед в обращении к читателю пишет: «Поэт – хранитель языка, как очага. Поэта хранит язык, хранимый им. А еще – ангел – хранитель»

Один был Ангел Обычный,
Другой был нечётнокрылый,
А когда-то – несчётнокрылый,
Но роздал мечтатель перья.

И ныне – Несчётнокрылый –
От предубеждений свободен
На столько, на сколько может
Быть Ангел неподотчётен.

Теперь-то я знаю точно –
Вторым крылом, неучтённым,
Вторым крылом, непорочным,
Делился со мною Ангел.

Летел, преломляя пространство
И вывернутость Вселенной,
Доказывая постоянство,
Досказывая неизменность

Привычки на зов являться,
Крыло простирать над бездной…
О, мой, нечётко-сияющий!
О, мой, сияльно-звездый!

Обычный был вечно молод –
Незримо стоял за спиною,
Второй был нечётнокрылый –
Второй сиял сединою.

Более 10 лет поэтесса работает над циклом стихов «Ангел», и Ангел это необычный: он не ограждает поэтессу от неурядиц и бед, не помогает приобретать сокровищ на земле. Он сам и поэт и романтик.

С чем можно сравнить «женскую душу»? Лишь с птицей, парящей в небесах. «Женская душа»,  в подлинном смысле, живет любовью. Чувство, само по себе острое и необычное, оказывается событием и порождает целый ряд событий: первая встреча и первое пробуждение чувства, ожидание свидания и измена, переживание разрыва и смертельная тоска по единственному, долгожданному.

Один и тот же вижу сон
Один и тот же вижу сон,
где я из стаи странных птиц,
прекрасных обликом, свободных духом,
вдали от суетных десниц
высоко в небесах
лебяжьим растворяюсь пухом.
Над гладью вод, под взглядами светил
лечу на твой призывный крик.
Не ведаю, насколько хватит сил
биенья чутких белых крыл -
к тебе мой путь велик.

Пусть утро возвращает по местам,
сжигая призрачный туман птичьих одежд,
ты будь,
ведь ночь опустит пелену в угоду нам,
и, оперяясь, повторю свой путь надежд
к твоим горам.
День ото дня я становлюсь сильней,
лечу быстрей. Пусть ты далёк,
когда-нибудь я уложусь в тот отведенный срок

и  до-ле-чу...

В главе  «Птицы» сборника автора «На стыке миров» отражен главный принцип, главная черта поэзии Елены Кама – ее искренность, искренность женской души. Ее героини любовной лирики всегда разные, они переживают разные чувства: это и счастливая влюбленная, чья радость светится в глазах. Это невозможно скрыть, да и незачем скрывать:


Я так к тебе спешила!

Я так к тебе спешила!
Я так к тебе бежала!
Я книжки уронила,
я деньги потеряла,
я ехала в трамвае -
билет купить забыла,
а клетку с попугаем
и вовсе не закрыла.
Я так к тебе спешила,
что я в одной серёжке,
пальто нарастопашку,
и в сумке моя брошка.
Чтоб сократить дорожку,
по лужам пробегала,
чтоб ты меня заметил,
я шарфиком махала.
К тебе я так спешила.
К тебе я так бежала.
Смеёшься?! Ведь всего-то
на час я опоздала!

Это и томительная, но сладкая жажда жизни и любви, желание начать все сначала:
Я ещё не сгорала.
Я тебя не встречала и не провожала.
Ты в объятьях меня не сжимал,
не смотрел мне в глаза, встреч со мной не искал.
Я тебя не встречала, значит, и не теряла.
В проходящих
сердце тебя не узнавало и не окликало.
Где ты есть? Там? Здесь?
Где тебя судьба носит Столько зим... Столько весен...
За окном уж не лето - холодная осень.
Разгорелась рябина. Приморозит зима -
незваная гостья - пышные гроздья.
Дорога пуста до горизонта.
Неведомо, что за поворотом. Идёшь ли там?
Я ещё не сгорала.
Ждать тебя я почти что устала.

Героини любовной лирики Елены Кама всегда живут в мире любви, но эта любовь не всегда счастливая. Бывает и так, что «любовная лодка» разбивается об измены и равнодушие, ложь, и человеческое непонимание:

Я что-то говорю тебе,
но ты меня, мой друг, не слышишь,
спокойно спишь и ровно дышишь,
и нить оборвалась уже.

А как ещё совсем недавно
бессмертная душа рвалась,
и строк изысканная вязь
под звуки музыки рождалась….

В плену тревог и грустных дум
недолго мне уже томиться -
с осенней стаей растворюсь
я в небе лёгкой, синей птицей.

Рядом с любовной темой в поэзии соседствует пейзажная лирика. Природа для поэтессы не только источник вдохновения, но всегда тайна и какая-то непостижимая сила. Она пишет:


В меня наверно дождь влюбился -
он этим летом зачастил.
Сперва он в гости не просился
и где-то рядом моросил.

Дождь, ожидая в нетерпенье,
сам переделал много дел:
полил лужайку возле дома,
зонты достал, сонет пропел.

Он барабанил неумело
по жёлтой гладкости перил,
набравшись вдохновенья, смело
в окно стучал, по крыше бил.

Мой дождь изрядно волновался,
меня к прохожим ревновал,
то обожал, то обижался,
то с ветром вдруг устроил шквал.

А я спала, не выходила,
и не заметила дождя,
и в доме так уютно было
под колыбельную сверчка.

Мой дождь бесился и винился,
кричал, что ждать уже нет сил.
Он тонкой струйкой просочился
в неплотность деревянных жил.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~













Краснеют осенние листья
с прожилок и к краю листа,
в поддержку им гроздья рябины
у самого неба лица.

От слов твоих щёки зарделись.
От слов твоих жарко.
В притихшей аллее старого парка
мечты разгорелись.

Кленовый букет собираю.
Тут осень хозяйкой так ярко
по лету устроила тризну.
Тебя вспоминаю... сквозь призму

разлуки, ада и рая,
листом полыхая.
Сегодня я не пишу, не читаю.
Тебя вспоминаю...

Ещё – смотрю, как краснеют
осенние листья.

Мастерство поэтессы, умение тонко подметить детали происходящего и сжато выразить свою мысль, позволило Елене Валентиновне создавать удивительные поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Это трехстишья.

***
Мир должен стать добрее –
сказали мне
глаза бродячей кошки.
***
                  Когда шуту
                  надоедает смеяться,
                  он превращается в философа.
***
                 Реку времени
                 ловит будильник.
                 Отпечаток  вечности  на                                      циферблате.


Если трехстишье можно легко  запомнить и передать из уст в уста, то стихи включенные в раздел «Параллели» того же сборника, требуют от читателя,  вдумчивого, анализирующего  прочтения.  Стихи написаны под влиянием современного поэта Константина Кедрова - Челищева, чье метафорическое творчество сосредоточено на внутренних переживаниях, погружениях в глубины подсознания.



Фиалками, маками...
"Цветы растут друг из друга
 и мы с тобой друг для друга"
 К. Кедров-Челищев "Фиалкиада"

 Фиалками, маками, розами
 летними теплыми грозами,
 в радугу кисти макая,
 себе напишу тебя я.

 А лучше, отбросив кисти,
 в солнце макая маки,
 смешать цветы на палитре
 мозаикой яркой,

 и осознать, и воскликнуть
 от радостного испуга:
 К тебе ещё надо привыкнуть,
 но мы с тобой друг для друга!

***
"Требую телодвиженья
Рук и губ себе навстречу
Зеркала без отраженья
Улетайте в бесконечность..."
К. Кедров-Челищев "Требую к себе участья"


Твердокаменность плат
 снежнокованность лат
 крепковерхим ростком стозвонным
 пробиваю пластов мегатонны
 там внутри в глубине
 прорывается вне
 нарывая во мне
 посолонь пульсом кругом
 зреют
 вспышки всплески и дуги
 СНИЗУ ВВЕРХ
 устремляюсь к тебе
 острокрепким ростком непреклонным
 пробивая пластов мегатонны
 СВЕРХУ ВНИЗ
 ко мне
 многоатомных клятв
 многокапельный старт
 первой
 каплей-предтечей
 пади
 первоцветом взойду
 навстречу

Поэтическое чутье и образное видение мира позволило поэтессе шагнуть еще дальше. Ее стихи, в разделе «Сиреневое ожидание», обрушиваются на читателя потоком образного  сознания,  поэтесса, отказывается от глаголов, знаков препинания, ступая на грань – или  порой переступая грань   привычного синтаксиса.  Женское начало проявляется в конкретности, детальности видения мира. Поэтесса близка к тому, что нынче  называют интеллектуальной поэзией. Это — философская лирика с ее неистребимой жаждой идеала, попытками разобраться и в космосе бытия, и микрокосмосе своего "я".

Следы растают на песке
следы растают на песке
их слижут волны и унесут
к далеким берегам других пространств
времён обычаев и мнений
там образ воплотится в спокойно-смуглой таитянке
неведомая птица перо обронит для меня
им волосы украшу
и запястья браслетами диковинных цветов
и гроздьями камней прозрачных грудь
кармина лёгкий холст накину на плечо небрежно
нетронутость бегущих белых гребней
напомнит подсознанью
страны холодной жгучие поляны
прокатится по коже неузнанною судорожной рябью озноба
и раковина - дитя морей зелёных -
протяжный зов свой обратит к тебе




















Публикации Елены Кама (далеко не полный перечень):
·      -  г. «Знамя труда»
·      -  ж. «Христианское слово»
·        -ж. «Город» 4(8), 1997г.
·        -сб. «Край ты мой косачиный», 2003 г.
·       - авторский сб. «На стыке миров», апрель 2012г.
·        -литературно-художественный ежегодник «Побережье» №20, 2012г. Филадельфия, США (Русскоязычный журнал, уникальное явление, издается с 1992 года. В номерах «Побережья печатались рассказы Нины Берберовой, статьи философа Семена Франка, Василий Аксенов, Иосиф Бродский, Сергей Довлатов и др. В среднем объем ежегодника 400 стр. текста и репродукций. На журнал подписаны многие университеты США, Канады, Европы, Москвы: Оксфордский, Торонтовский, Колумбийский, Мюнхенский, Беркли, Бостонский и др.)
·        -В ноябре-декабре 2012г.ж. «Литературный Омск»  вышла проза – повесть «Хайка»


*Трехстишья переведены на болгарский язык, авт. Генка Богданова
(также переведены на болг. язык ст. «Я шла к тебе простоволоса» - авт. Мария Шандуркова и ст. «Белые голубки» - авт. Красимир Георгиев.)

*V Международный конкурс поэтических переводов «Болгарский язык: место и значение в культурном пространстве Европы» (2012г.):
*1 место за переводы стихотворений Красимира Георгиева в номинации «Философия жизни»
*1 место за перевод
ст. «С любовью о России» Генки Богдановой в номинации «Любовь моя, Россия»
*2 место за перевод ст. Марии Шандурковой «Светлый Ангел» в номинации «Православная лирика»

С уверенностью можно   сказать, что поэтесса сумела взять свою высоту и, зная Елену Валентиновну, скажу утвердительно, что она на этом не остановится.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Елена Валентинован на Стихи.ру, Изба-читальня, РБА.ру

Елена Валентиновна на своем рабочем месте - в мемориальном зале М. А. Ульянова
Экскурсия в секторе историко-духовного развития "Истоки"

Елена Валентиновна на презентации сборника стихов поэтов-ветеранов "Долгие версты войны" в областной библиотеке для детей и юношества
Презентация авторского сборника Елены Валентиновны "На стыке миров"
На презентации сборника стихов местных авторов о Муромцевском районе, к 90-летию района, "С милым краем дышу заодно" 




8 комментариев:

  1. Наталья Васильевна, здравствуйте! Зачитываюсь я этими стихами... У меня лежит на тумбочке книга стихов Елены, подаренная Вами. Особенно мне нравятся стихи, связанными с Ангелом - доброе, проникновенное, но и мистическое. Спасибо Вам за книгу и пост! А меня заинтересовало, где она сейчас живёт? Как часто проходят встречи читателей с ней? Какие группы читателей она предпочитает?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, спасибо за отклик!. Стихами Елены Валентиновны и я зачитываюсь! А на ваши вопросы, по ряду причин, отвечу в личном письме

      Удалить
  2. Мне очень понравились стихи, спасибо за знакомство с Еленой Валентиновной и ее творчеством

    ОтветитьУдалить
  3. Анна Борисовна, в тексте поста есть ссылка на сборник автора, можно читать онлайн или скачать!

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья Васильевна, здравствуйте. С большим удовольствием познакомилась со стихотворениями Елены Валентиновны. Спасибо за расширение кругозора!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, а если бы вы познакомились с автором лично, впечатлений у вас было бы гораздо больше. Эта удивительная женщина работала много лет в нашем коллективе, и талантов у нее не счесть!

      Удалить
  5. Жаль, что проект закончился... Обогатился бы необыкновенно стихами поэтессы. Все он прекрасны... Лиричные, образные, до боли родные... А еще мне очень понравилось шуточное стихотворение о девушке, которая спешила на свидание :)
    Наташ, спасибо! Рождает таланты сибирская земля!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириш, спасибо за отзыв! Да, ваш проект очень теплый, родной, душевный, поэтому и продолжаю публикации под этим тегом)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: