понедельник, 18 января 2016 г.

Кинокнижное притяжение



2016 год объявлен Президентом Российской Федерации 
ГОДОМ РОССИЙСКОГО КИНО

Можно ли не любить кино? В наше время, когда колоссальная, по своим масштабам, кино-индустрия обладает такими техническими возможностями, которых достаточно для воплощения любого художественного замысла, кажется, что такой вопрос просто неуместен. Кино прочно вошло в нашу повседневную жизнь.



В современной художественной культуре кино – единственное из всех искусств, развитие которого от самого его зарождения прошло на глазах ныне живущего поколения. За сто лет существования кинематограф совершенствовался, менялся, преобразовывался в новые экранные варианты. За небольшой период времени, каковым является один век в истории развития искусства, кино проделало колоссальный путь от немого кино до фильмов, создаваемых с помощью компьютеров, экспериментальных опытов виртуальной реальности, спецэффектов. Сегодня уже нет сомнений в том, что кино, сюжетные фильмы не только являются искусством, но и формируют мнения, вкусы, язык, одежду, поведение и даже внешний облик публики.
С развитием языка кино, эволюцией жанров, появлением киноавангарда и «интеллектуального» кино, становлением ведущих национальных кинематографий и увеличением количества фильмов, признанных настоящими шедеврами, споры про статус кино в системе культуры перестали быть актуальными. Каждый визуальный язык выполняет ряд исходных функций в системе культуры: информационную, пропагандистскую, развлекательную и компенсаторную. Кинематограф, являясь системой
со сложной структурой, реализует все функции средств массовой коммуникации – информационную, воспитательную, поведенческую, развлекательную. Контакт фильма и публики строится не на основе передачи и усвоения информации, а на основе сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир.


Указом Президента Российской Федерации от 07.10.2015 г. № 503 2016 год объявлен в России Годом российского кино. Проект призван привлечь внимание общества к российскому кинематографу.

Этапы проекта довольно содержательны и призваны повысить уровень кинематографа как в России, так и на международном уровне. Властями для года кино в России 2016 был разработан план мероприятий:

-              Увеличение числа фильмов, выпускаемых российским кинематографом. Планируется повысить число российских фильмов в прокате на 20%. Данное картельное соглашение обязывает кинотеатры отдавать 20% сеансов отечественному кино в будущем году. Министр культуры РФ Владимир Мединский подчеркивает, что при исполнении всех обязательств польза будет как для кинематографического сообщества, так и для отечественной системы кинопроката.

-              Модернизация киностудий.

-              Продвижение киноискусства в регионы. Кинотеатры в малых городах будут дотироваться Фондом кино с целью модернизации. Кинотеатры, в свою очередь, будут обязаны в течение трех лет пускать в прокат российские фильмы количеством не менее половины от общего числа показываемых фильмов.

-              Принятие протекционистских мер по защите отечественного кинематографа.

Федор Бондарчук, являющийся председателем совета директоров киностудии «Ленфильм», отметил несомненную пользу принятого правительством решения....
Проведение в Российской Федерации Года российского кино вслед за Годом литературы является (цитата) «продолжением целенаправленной государственной политики по популяризации, повышению качества и общественного значения кинематографа» .

Уже работает официальный сайт Года российского кино. К Году кино-2016 Министерство культуры представило официальную эмблему Года. На эмблеме изображены отрывной билет с соответствующей надписью и три прямоугольника с цветами флага Российской Федерации. Официальная символика призвана отразить все звенья киноиндустрии - продакшн (кинопленка), дистрибуция (экраны) и зрители (билет). По словам чиновников, логотип отражает преемственность поколений кинематографистов, старых и новых технологий.

В то же время три окна в мир кино, открывающиеся слева, - это экраны. Образ также не случаен, ведь основной проект Года кино - развитие сети кинотеатров в малых городах России. Благодаря этой программе миллионы граждан страны получат доступ к новому кино, обещают в Минкультуры. Кроме того, красный и синий окошки могут интерпретироваться как 3D-очки, это образ инноваций в кинематографе, которые ведомство также поддерживает.

Как могут построить свою работу библиотеки в Год кино? Конечно, на сопоставлении кино и книги, взяв во внимание юбилеи книг – экранизаций, юбилеи авторов экранизированных произведений, юбилеи известных актеров, имеющих принадлежность к определенной местности (краеведческий компонент).

Наши коллеги (головное учреждение по работе с детьми - Омская областная библиотека для детей и юношества) составили и разместили у себя на сайте календарь «Кино и книга»–2016, которым хочу поделиться с вами. В календаре отмечены юбилейные даты писателей, чьи произведения экранизированы, юбилейные даты экранизированных книг, юбилейные даты знаменитых экранизаций. Всё – относительно литературы для детей и юношества.





Также наши коллеги из Омской областной библиотеки для детей и юношества составили дайджест Интернет - материалов "Кино и книга":




Экранизация произведений художественной литературы как способ продвижения чтения

В современном мире, люди живут в быстром темпе,  и не всегда находится время для чтения. С проблемой не читающего социума столкнулись все страны мира. Разработано множество педагогических, психологических, библиотечных, медийных и др. методов продвижения чтения. Среди медийных методов наиболее действенным является экранизация художественных произведений.
Экранизация - постановка кинофильма по мотивам иного произведения искусства (чаще всего, по литературному произведению). Литературные произведения являются основой экранных образов кино с первых дней его существования.
 На протяжении почти всей истории кино и вплоть до настоящего времени среди искусствоведов и, в частности, киноведов широко распространенной была точка зрения, что экранизация есть своеобразный «перевод» с языка литературы на язык кино.

Основываясь на истории кино, можно выявить три вида экранизации:

1. Прямая экранизация (буквальное переложение) - экранизация, повторяющая книгу, дающая зрителю возможность еще раз, только уже в формате кино соприкоснуться с первоисточником. Примерами такой экранизации могут служить кинофильмы «Гарри Поттер» Криса Коламбуса, «Собачье сердце», многие европейские сериалы, снятые по классике (экранизации Ч. Диккенса, В. Шекспира, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), в которых скрупулезно, серия за серией, передается книга во всей ее красе, иной раз совершенно буквально, до всех диалогов и закадровых текстов.
Экранизации такого вида почти всегда являются добротными фильмами, которые приятно посмотреть. Иногда прямая экранизация создает шедевр. Так, например, фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» стал чем-то большим, чем аккуратное, уютное и непритязательное переложение известного текста на экран.

2. Экранизация по мотивам. Ее цель - показать знакомое произведение в новом ракурсе. Часто подобная форма используется, когда книгу физически нельзя перенести на киноэкран буквально из-за несоответствия объемов, политической интерпретации, или когда действие в книге замкнуто на внутренних переживаниях героя, которые трудно показать без преобразования в диалоги и события. Экранизация этого типа не строго соответствует первоисточнику, но передает главное, добавляя что-то новое. Таких экранизаций в истории кино подавляющее большинство. В качестве примера можно привести «Питера Пэна» Пи Джея Хогана (в котором сказка Дж. Барри осовременнилась и обрела новый контекст, став интересной нынешним детям и подросткам) и большинство советских экранизаций детских книг: от «Мэри Поппинс, до свиданья!» до «Красной шапочки», которые часто являлись достойным переложением книги на киноязык.

3. Общая киноадаптация ставит целью создание на материале книги нового, самобытного кинопроизведения, которое взаимосвязано с первоисточником и дополняет его. Удачные примеры - фильмы Тарковского («Солярис» и «Сталкер»), «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика. Это кино, в котором делается шаг вперед по сравнению с обычными экранизациями. Оно не просто переносит первоисточник на экран, но совершает открытия в сфере кинокультуры и киноязыка.


Любая экранизация, даже самая отдаленная от первоисточника, использует идеи, материал, сюжеты, образы, атмосферу произведения. То есть берет ресурсы исходного текста и распоряжается ими. И потому справедливо, что именно по степени реализации этих ресурсов мы будем оценивать результат. Перефразируя А. Сент-Экзюпери, можно констатировать: «...экранизирующий в ответственности за то, что экранизирует».

На фоне «кризиса чтения», экранизация становится действующим способом поддержки и продвижения чтения. Премьера фильма «Обитаемый остров», снятого по одноименному роману братьев Стругацких, вызвала заметное увеличение спроса на книгу.
Далеко не все молодые люди любят читать - сейчас достаточно самых разнообразных занятий, увлечений - интернет, компьютерные игры, спорт, однако показать экранизацию действительно важного и поучительного литературного произведения - значит донести идею автора не в текстовой, а в  визуальной форме. Ведь смотреть фильмы, так или иначе, любят все.
В последние годы публичные библиотеки все чаще позиционируют себя как «третье место». После дома, школы или работы библиотека должна рассматриваться как развлекательный, досуговый центр для всей семьи. Практика работы в библиотеке показывает, что как только в кинопрокате или по телевидению прошла экранизация того или иного произведения, в значительной степени увеличивался интерес и соответственно спрос пользовательской аудитории библиотеки к литературному источнику.
Таким образом, литература и кино - разные виды искусства, у каждого из них свои средства передачи чувств, эмоций. Но при их правильном объединении, мы имеем прекрасные экранизации. Книга и кино в этом случае дополняют друг друга, представляют собой единое целое.
В экранизации используются специальные средства передачи, и очень часто фильм представляет под другой точкой зрение знакомое произведение, обуславливая его повторное прочтение.


Коллеги-библиотекари среди главных памятных кинематографических дат 2016 года называют:

8 января – День детского кино. Был учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда в связи со 100-летием первого показа кино для детей.
Детское кино объединяет художественные, хроникально-документальные и мультипликационные фильмы - рисованные и кукольные, рассчитанные на зрителей детского и юношеского возраста.

Ставропольская краевая детская библиотека им. Екимцева предлагает возможные мероприятия:
- кинопраздники «Детское кино - кино для детей», «Да здравствует кино!»
- книжные выставки: «Туда и обратно: от фильма к книге - от книги к фильму», «Детская книга в кадре», «С книжных страниц - на большой экран»
- открытие клубов, кинолекториев «Калейдоскоп кино», «Невероятные киношные открытия», «К + К» (Кино+ Книга») и др.

Эта же библиотека приводит неполный перечень книг-юбиляров в кино»:
¾              95 лет Грин А. С. (н. ф. Гриневский)      «Алые        паруса»     (1921)
¾              90 лет Белых Г. Г., Пантелеев Л.(н. и. Алексей Иванович Еремеев)         «Республика Шкид» (1926)
¾              80 лет Катаев В. П.      «Белеет парус одинокий» (1936)
¾              80 лет Толстой А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936) 70 лет Полевой Б. Н. «Повесть    о       настоящем человеке»  (1946)
¾              70 лет Фадеев А. А.     «Молодая гвардия» (1946)
¾              45 лет Троепольский Г. Н.   «Белый Бим Черное ухо» (1971)
¾              170 лет Дюма А. «Граф Монте-Кристо» (1846)
¾              150 лет Рид Т. М.        «Всадник без головы» (1866)
¾              140 лет Твен Марк      «Приключения Тома Сойера» (1876)
¾              135 лет Коллоди К.     «История Пиноккио» (1881)
¾              125 лет Дойл А. К.      «Приключения Шерлока Холмса» (1891)
¾              90 лет Милн А. А.       «Винни Пух» (1926)
¾              65 лет Родари Дж.       «Приключения Чиполлино» (1951)
и др.

Наши коллеги (головное учреждение по работе с детьми - Омская областная библиотека для детей и юношества) составили и разместили у себя на сайте календарь «Кино и книга»–2016. В календаре отмечены юбилейные даты писателей, чьи произведения экранизированы, юбилейные даты экранизированных книг, юбилейные даты знаменитых экранизаций. Всё – относительно литературы для детей и юношества.

6 апреля – международный День мультфильмов
Возможные мероприятия:
-              «Книга дружит с мультфильмом»: библиотечная программа для читателей мл. школьного возраста в рамках клубов по интересам
-              « Мульти - Пульти»: воскресный видеолекторий для дошкольников и читателей младшего школьного возраста вместе с родителями
-              «Смотрели мамы, смотрели папы... Посмотрим мы»: мультяшный выходной в библиотеке
-              «Чудесный мир У. Диснея»: познавательный мультичас и др.

27 августа - День российского кино. Отмечается согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 01.10.1980 года «О праздничных и памятных днях».
Первый Указ об установлении данного праздника вышел 1 октября 1980 года. Этот новый праздник решено было назвать «День советского кино». А указ о его переименовании в «День кино» вышел 1 ноября 1988 года. Оба эти указа утратили свою силу 31 мая 2006 года, когда праздник и был назван «День российского кино».

Возможные мероприятия:
¾              «Летние КИНОприклюЧТЕНИЯ»: летняя программа в библиотеке
¾              «Сюрпри-и-из!»: «Ералашный» фейерверк
¾              «Билет в кино»: развлекательно-познавательная программа
¾              «Кино и книга»: викторина
¾              «С песней по жизни: угадай мелодию из фильма»: (викторина)
¾              «Легенды нашего кинематографа»: выставки-знакомства с актёрами советского и российского кино: (рубрика «Киноцитатник», где собраны наиболее известные фразы героев из любимых российских фильмов с указанием названий фильмов).

28 октября - Международный день анимации. Был учрежден по инициативе французского отделения Международной ассоциации анимационного кино (The International Animated Film Association, ASIFA) в 2002 году в честь 110-летия публичного представления первой анимационной технологии.

28 декабря - Международный день кино. Отмечается в память первого показа широкой публике короткометражного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» в 1895 году в Париже.

КИНО-календарь знаменательных и памятных дат на 2016 год представлен на сайте ЦБС г.Волгодонска:
  
          ЯНВАРЬ

Ожидается премьера мультипликационного фильма «Иван Царевич и Серый Волк 3», мьюзикла «Голоса большой страны»
1       - 75 лет со дня рождения Сергея Каюмовича Шакурова (1941), актера
8       - День детского кино. Этот праздник был учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда в связи со столетием первого показа кино для детей.
13     - 85 лет со дня рождения Аркадия Александровича Вайнера (1931-2005), писателя, кинодраматурга (сценарист фильмов «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мой друг Иван Лапшин» и др.)
          
ФЕВРАЛЬ

Ожидается премьера фильма «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее»
3       - 75  лет со дня рождения Эдуарда Яковлевича Володарского (1941-2012), кинодраматурга (сценарист фильмов «Место встречи изменить нельзя», «Визит к Минотавру» и др.)
          
МАРТ

6       - Международный день детского телевидения и радиовещания (1994) (первое воскресенье)
8       - 75 лет со дня рождения Андрея Александровича Миронова (1941-1987), артиста.
         - 110 лет со дня рождения Александра Артуровича Роу (1906-1973), режиссера (есть разночтения в дате)
10     - 90 лет со дня рождения Александра Сергеевича Зацепина (1926), композитора, автора музыки к популярным фильмам «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.
13     - 65 лет со дня рождения Ирины Ивановны Алферовой (1951), актрисы театра и кино.
25     - День работника культуры (Указ Президента РФ № 1111 от 27.08.2007 года)
         - Международный день спортивного кино
29     - 80 лет со дня рождения Станислава Сергеевича Говорухина (1936), режиссера.
          
АПРЕЛЬ

Ожидается премьера фильма «Экипаж».
16     - 75 лет со дня рождения Сергея Петровича Никоненко (1941), режиссера, актера.
          
МАЙ

23     - 95 лет со дня рождения Григория Наумовича Чухрая (1921-2001), кинорежиссера.
25     - 75 лет со дня рождения Олега Ивановича Даля (1941-1981), актера.
          
ИЮНЬ

3       - 110 лет со дня рождения Сергея Апполинариевича Герасимова (1906-1985), режиссера.
5       - 75 лет со дня рождения Барбары Брыльской (1941), актрисы.
10     - 80 лет назад организована киностудия «Союзмультфильм» (1936)
15     - 80 лет со дня рождения Михаила Михайловича Державина (1936), актера
21     - 75 лет со дня рождения Валерия Сергеевича Золотухина (1941-2013), рос. актера.
          
ИЮЛЬ

17     - 75 лет со дня рождения Сергея Анатольевича Иванова (1941-1999), детского писателя, сценарист мультфильмов «Бюро находок», «Маловато будет», «Падал прошлогодний снег».
20     - 75 лет со дня рождения Людмилы Алексеевны Чурсиной (1941), актрисы.
31     - 95 лет со дня рождения Любови Сергеевны Соколовой (1921-2001), актрисы.
         - 110 лет со дня рождения Веры Петровны Марецкой (1906-1978), актрисы.
          
АВГУСТ

 3      - 70 лет со дня рождения Николая Петровича Бурляева (1946), актера.
27     - День российского кино (Указ Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 01.10.1980 года «О праздничных и памятных днях»)
         - 120 лет со дня рождения Фаины Григорьевны Раневской (1896-1984), рос. актрисы.
          
СЕНТЯБРЬ

 2      - 90 лет со дня рождения Евгения Павловича Леонова (1926-1994), рос. актера.
21     - 100 лет со дня рождения Зиновия Ефимовича Гердта (1916-1996), актера.
29     - 80 лет со дня рождения Аллы Сергеевны Демидовой (1936), актрисы.
          
ОКТЯБРЬ

Ожидаются премьеры фильмов «Ледокол», «Матильда» и «Время первых», мультипликационного фильма «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
8       - 105 лет со дня рождения Марка Наумовича Бернеса (1911-1969), певца, киноактера.
         - 85 лет со дня рождения Юлиана Семеновича Семенова (1931-1993), рос. писателя, кинодраматурга (сценарист фильмов Майор «Вихрь» (1967), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Петровка, 38» (1980) и др.).
         - 80 лет со дня рождения Леонида Вячеславовича Куравлева (1936), рос. актера.
9       - 90 лет со дня рождения Евгения Александровича Евстигнеева (1926-1992), актера.
24     - 105 лет со дня рождения Аркадия Исааковича Райкина (1911-1987), артиста.
25     - 90 лет со дня рождения Галины Павловны Вишневской (1926), рос. певицы, актрисы (гл. роль в фильме «Александра»).
28     - Международный день анимации (2002)
          
НОЯБРЬ

7       -  115 лет со дня рождения Рины (Екатерины) Васильевны Зеленой (1901-1991), рос. актрисы.
17     - 115 лет со дня рождения Ивана Александровича Пырьева (1901-1968), кинорежиссера.
19     -  95 лет со дня рождения Эмиля Вениаминовича Брагинского (1921-1998), писателя, кинодраматурга (сценарист фильмов «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман» и др.
          
ДЕКАБРЬ

Ожидается премьера фильма «Викинг»
12     - 75 лет со дня рождения Виталия Мефодиевича Соломина (1941-2002), актера.
18     - 95 лет со дня рождения Юрия Владимировича Никулина (1921-1997), артиста.
23     - 85 лет со дня рождения Льва Константиновича Дурова (1931-2015), рос. актера
24     - 70 лет со дня рождения Леонида Алексеевича Филатова (1946-2003), актера, драматурга.
28     - Международный день кино (В память первого показа широкой публике короткометражного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» в 1895 году в Париже)

Примечание. Данный календарь в блоге Людмилы Лоневской "ПростоБиблиоблог" представлен с некоторыми дополнениями.


Вопросы к викторине для любителей кино
1.«Какую скульптуру с 1947 года регулярно показывали в отечественном кино?»
(«Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной – эмблема киностудии «Мосфильм»)
2.«Какой фильм открывал первый Московский кинофестиваль?» («Чапаев» братьев Васильевых).
3.«Какая кинокартина стала самой дорогой лентой в истории советского кино – ее бюджет составил около 25 млн. долларов?» («Война и мир» С. Бондарчука)
4. «Какая пьеса Островского была дважды экранизирована в советское время?» («Бесприданница». Фильм «Бесприданница» Я. Протазанова (1937) и «Жестокий романс» Э. Рязанова (1984).
5.«Знаменитая троица Моргунов, Вицин, Никулин снялась в четырех фильмах Леонида Гайдая и лишь в одном фильме Э. Рязанова. В каком же?» («Дайте жалобную книгу»).
6.«По произведению какого американского писателя создан фильм «Сердца трех»?»
(Джека Лондона).
7.«Какому российскому иконописцу посвящен один из фильмов Андрея Тарковского?»
(Андрею Рублеву «Андрей Рублев»).
8.«В каком фильме Станислава Ростоцкого прозвучала фраза: «Счастье –это когда тебя понимают?» («Доживем до понедельника»).
9.«Как называется советский фильм по роману Дюма «Граф Монте-Кристо»?»(«Узник замка Иф»).
10.«В каком городе ищут клад герои фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»?» (В Ленинграде).
11.«По роману каких писателей снят телесериал «Место встречи изменить нельзя»?»
(Братьев Вайнеров «Эра милосердия»).
11.«Имя какого киногероя из знаменитой кинокомедии носит открывшийся в июле 2002 года в Москве Музей угонов автомобилей?» (Юрия Деточкина –угонщика автомобилей из кинокомедии «Берегись автомобиля»).
12.«Какую пьесу Шекспира ставили герои фильма «Берегись автомобиля»?» («Гамлет»).
13 « Как зовут героя Мягкова в фильме «Служебный роман»?» (Анатолий Ефремович Новосельцев).
14.«Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет…Одно сплошное телевидение», –уверял в 1958 году телеоператор Рачков –персонаж этого фильма, снятого в 1980 году. Как называется этот фильм?» («Москва слезам не верит»).
15.«Героем какого многосерийного фильма был полковник советской разведки Исаев?»
(«Семнадцать мгновений весны»).
16.«В каком фильме киноактер С. Бондарчук дебютировал в качестве режиссера?»
(«Судьба человека»).
17.«В каком своем фильме в 1975 году Леонид Гайдай объединил три новеллы М. Зощенко «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадебное происшествие»?» («Не может быть!»).
18.«Какую американскую премию в 1981 году получил фильм Меньшова «Москва слезам не верит»?» («Оскар-91» за лучший иноязычный мир).
19.«Какой русской кинозвезде начала прошлого века Валентин Юдашкин посвятил коллекцию одежды «Немое кино»?» (Вере Холодной).
20.«В каком фильме В. Меньшова И. Смоктуновский сыграл самого себя?» («Москва слезам не верит»).
21.«Какого великого русского композитора сыграл в кино Иннокентий Смоктуновский?»
(П. И. Чайковского. Фильм «Чайковский»,1969 г., премия Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне).
22.«Имя какой народной артистки СССР носит премия за лучшую женскую роль на кинофестивале «Балтийская жемчужина»?» (Вии Артмане).

Названия мероприятий:
  • Видео – викторина «Волшебный мир детского кино»
  • Познавательная беседа «Кино, как форма  продвижения  классики»(к 180 – летию  со дня рождения повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка», 185 – летию со дня издания  комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Видео – час «Что за прелесть эти сказки» (к 110 – летию со дня рождения  кинорежиссера А. Роу)
  • Кинолекторий «С книжных страниц – на большой экран»
  •  Викторина «Любимая книга на экране»
  • Познавательная беседа «Кино – в волшебный мир окно»
  •  Познавательная беседа «Живет такой парень» (к 80 – летию со дня рождения  российского актера Л.Куравлева)
  • Литературно – музыкальная композиция «Книги Шукшина в фильмах  - лучшая память о нём»
  • Литературно – познавательная  программа «Звездные книги о  звездных судьбах» (о судьбах актеров российского кино
  •  Познавательная беседа «Семь самых экранизированных произведений  русской литературы»
  • Литературно – познавательная беседа «Мир Достоевского на большом экране» (к 195 – летию со дня  рождения писателя Ф.М. Достоевского)
  •  Познавательная программа «Искусство  праздничное, взволнованное…»(к 115 – летию  со дня рождения кинорежиссера, народного артиста СССР И. Пырьева)
  •  Рандеву с любимым актером «Удостоен чести быть народным» к 105-летию Н.А. Крючкова, советского киноактера
  •  День одного актера  «Блистательный Андрей Миронов» к 75-летию со дня рождения:
*выставка — портрет «Жизнь —  великое благо!»
*видеоролик «Самый блистательный Фигаро»
*мультимедиа презентация с элементами  викторины «Андрей Миронов: известный и неизвестный»
  • Музыкальная мульткиновикторина по произведениям детских писателей «Песни, зовущие в детство»
  • Киновикторина «Любимые песни из кинофильмов» ко  Дню музыки
  • Вечер — портрет «Удивительная Фаина  Раневская» и пр. 
Вопросы к круглому столу:
  • «Как кино влияет на нашу жизнь?»; 
  • «Какие фильмы нам нужны?»; 
  • «В каком кино нуждается современный зритель?»; 
  • «Какие фильмы имеют нулевую ценность?»; 
  • «Что должно лежать в основе исторического кино?»; 
  • «Должен ли быть на кино государственный заказ?»; 
  • «Нужно ли экранизировать классическую литературу?», 
  • «Мыльные сериалы»: плюсы и минусы» (точка зрения зрителя).
Интересное как по форме, так и по содержанию получится мероприятие, если соединить кино и музыку. Киновечера «Любимые песни из кинофильмов», «Музыка кино на волне нашей памяти» можно провести в виде видео-викторины, используя музыкальные нарезки из кино (сейчас это вполне возможно). Вечера в библиотеке: «Кино, которое любишь», «Ностальгия по старому, доброму кино»; «Свидание со звездами зарубежного кино», «Музыка в кино»и т.д. Серия вечеров-портретов «Рандеву с любимыми актерами». Выставки: «Книга в кадре», «Роман в кадре». «Экранизированные произведения», «Этот удивительный киномир».Электронная презентация «История, запечатленная в кадре». Кинотека: киносреды «Экранизированная классика», киновторники «Отечественная история в киноленте», кинопятницы «Свидание с музыкальными фильмами», «Оперетта на экране», киносубботы «Старое, доброе кино», «Шедевры мирового кино».

В социальной сети работников образования nsportal.ru нашлось несколько сценариев на кинотему:



Сценарий
познавательной программы с элементами театрализации
«Волшебный мир кино»

Цель: организация творческого познавательного досуга детей, посещающих лагерь «Родник», средствами игровой деятельности.  
Задачи:
- создать условия для раскрытия творческих способностей детей;
- создать благоприятную атмосферу, способствующей сплочению детского
  коллектива;
- способствовать приобретению навыков актёрского мастерства;
- развивать воображение, фантазию,  умение работать в микрогруппе, и
в тоже время проявлять себя.
Место и время проведения: 18 июня 2014г., 12.00, актовый зал ЦРТДиЮ.

Ход мероприятия
I часть
Звучит музыкальная заставка «Фильм, фильм, фильм»
ВЕД.: - Добрый день, друзья! Сегодня я предлагаю вам окунуться в волшебный мир под названием «Кино»!
Кино – одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Однако ежедневно миллионы зрителей заполняют залы кинотеатров или наслаждаются искусством у экранов своих телевизоров.
Немного истории…
В рождественские дни, а точнее, 28 декабря 1895 года у входа в «Гран кафе», что на бульваре Капуцинов в Париже, появилась афиша, приглашавшая посетить представление «Кинематографа Люмьер».
Люмьер - фамилия изобретателей кино, братьев Луи Жана и Огюста. Слово «lumiere» по-французски означает «свет».  
Именно так началась история развития кино, которому всего-то чуть больше века.
В России первая постановка игрового фильма принадлежит Александру Дранкову. Картина, премьера которой прошла в С. – Петербурге, называлась
«Понизовая вольница» («Стенька Разин и княжна»).  
В годы Великой Отечественной войны многие кинематографисты (от фр. слова «синема» - «кино») уехали с камерами на фронт. Благодаря их подвигу сохранилась документальная кинолетопись войны, которая постоянно используется в кино и на телевидении - 20 серийный фильм «Великая Отечественная».
- А какие фильмы о ВОВ вы знаете? Ответы детей
(«В бой идут одни старики», «Мы из будущего», «Туман», «Диверсант», «Звезда», «Сталинград», сериал «1941, 1042, 1943» и др.)

- В создании кино заняты люди различных профессий. Назовите, какие вы знаете. Ответы детей
Актёр и актриса — исполняют в фильме роли характерных действующих лиц. Некоторые из них — известные звёзды.
Бутафор — производит имитацию в готовых декорациях всех видов поверхностей: штукатурки, кирпичной кладки, мраморных колонн, мороза на окнах и т. п
Гримёр — изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Гримирует: старением, типом кожи, ранениями.
Декоратор — специалист с опытом оформления интерьеров помещений. Находит соответствующие предметы и размещает их внутри декорации таким образом, чтобы сцена выглядела естественно.
Звукорежиссёр — Курирует все этапы звукопроизводства. Формирует концепцию звука. Создаёт художественные звуковые образы. Руководит всем департаментом.
Режиссёр-постановщик — ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочной площадке. Руководит работой актёров и всех остальных участников съемочной группы (оператора, звукорежиссёра, художника-постановщика и др.).
Костюмер — отслеживает все, вплоть до положения пятен грязи на одежде. Имеет дубль костюма.
Музыкальный редактор — Знает, как можно, с помощью музыки, музыкальных звуковых эффектов, создать определенную атмосферу и настроение сюжета фильма, создаёт единство музыки и изображения.
Реквизитор — осуществляет расстановку мебели и реквизита — ковров, ламп, драпировок, картин, книг в съёмочных декорациях.
Технолог декораций — вычерчивает планы и составляет спецификации по материалам для строительства декораций на основе словесного описания или эскизов.
Хореограф — осуществляет постановку танцев.
Художник-гримёр — отвечает за соответствием грима всех персонажей художественному содержанию картины. Следит за выполнением гримёрами намеченных типажей. Изготовление накладных париков, усов под соответствующий образ. Решает все вопросы, связанные с цветом глаз, старением, типом кожи, ранениями.
Художник по костюмам — подготовка костюмов к съёмкам. Знание исторической достоверности костюма, моды, знаков различия и т. п.

Одна из основных профессий в искусстве кино – Какая, ребята? – правильно, – кинорежиссёр -  руководящий участник процесса создания фильма, отвечающий за художественную и сценическую составляющие картины.
- А знаете ли вы, ребята, имена наших, советских и российских, кинорежиссёров? Назовите их. Ответы детей
Александр Роу  - один из немногих отечественных режиссёров, посвятивших свою творческую жизнь созданию фильмов-сказок: «По щучьему веленью», «Кащей бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и.. медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» и др.
Леонид Гайдай – «Бриллиантовая рука», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница или новые приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.
Эльдар Рязанов  - «Карнавальная ночь», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы или с лёгким паром!», «Служебный роман» и др.
Никита Михалков – «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» и др.

- Каждый из нас смотрел такие фильмы, какие помнит всю жизнь, потому что они оказали большое впечатление, заинтересовали. Какие, например? Ответы детей
- Какие современные российские фильмы вы знаете? Ответы детей
(«Адмиралъ», «Сталинград», «Дневной и Ночной дозор», «Вий» и др.)
Конкурс «Угадай фильм»
Ведущий предлагает отгадать название тех фильмов, отрывки которых будут демонстрироваться на экране («Астерикс и Обеликс», «Аватар», «Терминатор», «Джентльмены удачи», «Сумерки», «Маска», «Властелин колец», «Хроники Нарнии», «Брат», «Гарри Поттер», «Операция Ы и другие приключения Шурика»).

- Ребята, а вы сами хотели бы стать героями какого-то фильма? Какого?  (жанр или название) Ответы детей

II часть
ВЕД.: - Сегодня вам представится возможность испытать себя в роли актёров. 
В нашем зале состоится премьера 4 фильмов, играть в которых предстоит вам самим. Итак, мы снимаем кино!
Идёт формирование команд (3 - 4). Жетоны разного цвета
Команды — это киностудии. 
  
ВЕД.: - Итак, команды сформированы, и скоро мы сможем оценить работу 4-х киностудий. Но любая киностудия имеет название.  Придумайте его и напишите на табличке  (3 мин.)  («Мир кино», «Ленфильм», «имени М. Горького», «Мосфильм», компания «Амедиа», компания «Централ Партнершип», студия «ТРИТЭ»Никиты Михалкова и др.)
- Узнаем, фильмы каких киностудий сегодня готовятся к показу (озвучивание названий).
Уважаемые киностудии! Фильмы, которые вы сегодня представите нашему вниманию, будут сняты в разных жанрах и на разную тему (выбирают жребием или по желанию: 1) фильм о войне: 2) индийский фильм; 3) школьный детектив; 4) семейный фильм; 5) театр-экспромт «Сказка» (для младших детей).

ВЕД.: - Итак, с жанрами мы определились. Актёрский состав отобран. Пора приниматься за съёмки! Сейчас вы расходитесь по кабинетам, чтобы подготовиться: распределить роли в фильме, выучить слова. А я жду вас вновь в актовом зале через 20-25 минут.
Дети расходятся по кабинетам, где им помогают воспитатели.
==========================================================
Когда подготовка окончена, все собираются в актовом зале.
Звучит музыка.
ВЕД.: - Внимание, внимание! В нашем кинотеатре премьера!

III часть
Показ фильмов:

1) фильм о войне
2) индийский фильм
3) школьный детектив
4) семейный фильм
5) театр-экспромт «Сказка» (для младших детей).

IV часть
После того, как подготовленные фильмы показаны, проходит вручение национальной кинематографической премии «Ника».
Вручение премии «Ника»
Перед началом показа звучат фанфары
Начинается церемония вручения награды – «Ники» по разным номинациям.
«Ники» изготавливаются из бумаги, наклеиваются на стаканчики.
После вручения премии «Ника» начинается закладка Аллеи Звезд.

Основатель и художественный руководитель премии - Юлий Гусман.
Кинопремия «Ника» -  статуэтка крылатой древнегреческой богини Ники (автор - скульптор Сергей Микульский)*.
Ника – в древнегреческой мифологии  - богиня победы.
*Статуэтка, созданная скульптором Сергеем Микульским, не сразу стала «Никой». Пробовали различные варианты названия, в шутку предлагали окрестить её «Крылья Советов», но остановились на имени героини легендарного фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» — Ника. «Бронзовая фигурка грациозной девушки с крыльями за спиной стала таким же символом победы, как и древнегреческая богиня Ника». Статуэтки «Ники» делаются вручную из бронзы, а затем покрываются позолотой.

- за лучшую актерскую работу - женскую и мужскую роль  
- за лучший сценарий фильма;  
- за лучшую режиссерскую работу (конкурс кинорежиссеров);
- за лучшие спецэффекты;
- за лучшее озвучивание роли.
«Аллея звезд»
(обои, маркеры или фломастеры)
На большом листе обоев обводится контур ладони каждого из участников и подписывается. Затем делается финальный снимок вокруг этого листа.

 Использованные ресурсы:
http://info-rm.com/2008/08/27/volshebnyjj-mir-kino.html/ - Волшебный мир кино.
http://www.razumniki.ru/scenarii_gollivud.html - Сценарий «Съёмки фильма в Голливуде».
http://ru.wikipedia.org/  - по запросам: «»Кинопрофессии», «Кинорежиссёр», «Кинематограф России», «Ника» (кинопремия).


«Фильм о войне» - 3 чел.
Стоит солдаткурит, смотрит по сторонам, не делает ни чего. К нему подходит майор и специально подкашливает. Солдат оборачивается на кашель и видит майора. Солдат выкидывает сигарету, поправляет шапку и встает смирно.
Солдат: Здравия желаю, товарищ майор.
Майор: Что же вы товарищ солдат устав нарушаете?
Солдат: Виноват, товарищ майор. Больше такого не повториться.
Майор: Еще бы такое повторилось. Конечно, не повториться. Фамилия, и какая рота?
Солдат: Иванов, седьмая рота, товарищ майор.
Майор: Иванов, седьмая рота. А, это рота товарища Капитана?
Солдат: Так точно, товарища капитана.
Майор: Значит, передайте своему капитану, что я е…(кашляет), что я его, ж…(опять кашляет), я его бу…(опять кашляет), ждать (кашляет).

Майор закашлялся так, что согнулся и схватился рукой за горло. Тут к ним подходит товарищ Капитан.

Капитан: Рядовой, что стоим, смотрим, надо же помочь товарищу майору.
Солдат: Так, а что надо сделать?
Капитан: Что, что, похлопать надо!

Солдат неуверенно начинает хлопать в ладоши, при этом смотрит то на майора, то на капитана. И по мере того как солдат все увереннее и громче хлопает в ладоши майору становится все лучше и лучше, кашель начинает отступать. Видя это чудо, солдат начинает еще активнее хлопать в ладоши и даже немножко приплясывать. И скоро у майора проходит приступ кашля. Он выпрямляется, поправляет шапку и смотрит на капитана, потом на солдата.

Майор: Спасибо (таким благодарственным, но в тоже время неуверенным голосом).
Солдат: Служу России!
Майор: Хорошо солдат, иди, служи дальше.
Солдат: Есть!

Разворачивается и уходит.
Майор: Да, хороший у тебя солдат Капитан.
Капитан смотрит на майора чуть испуганными, но в тоже время гордыми за своего бойца глазами.
Капитан: Так точно, товарищ Майор, хороший. Главное приказы исполняет постоянно.
Майор: Да, приказы на войне надо исполнять, какие бы глупые они не были!

«Индийский фильм» - 5 чел.+ 1 (вор)

Звучит индийская му­зыка  
Голос: 1-я серия.
На сцену выходят двое в индийских одеждах (чал­ма может быть просто накрученным полотен­цем; ткани, обернутые вокруг фигуры, изобража­ют сари).
Сын (юноша около 20 лет): Доброе утро, мамочка.
Мать: Доброе утро, сынок, поешь, ты проголодался за ночь.
Сын (ест, вдруг вскакивает и громко спрашивает): Мама, а кем был мой отец? Ты не рассказывала мне о нем!
Мать: Он был благородным человеком и помогал бедным!
Сын: Так мы были богаты?
Мать: Отец погиб в море, когда ты был малюткой. Мы плыли на корабле, и попали в шторм. Все, кроме нас с то­бой, погибли, а наш дом в Калькутте сгорел. Мы стали нищими.
Сын (сверкая глазами): Мама, я буду богатым, и ты снова станешь счастливой.
Все уходят.
Голос: 2-я серия — прошло 10 лет.
Девушка (бежит за парнем и кричит): Вор, отдай су­мочку!
Сын (его зовут Шаши) отнимает у вора сумку, ис­пользуя элементы карате; вор лежит бездыханный.
Девушка (Дэвика): Как я благодарна вам! В сумочке та­лисман моей покойной матушки. 
«Танец и песня». Герои танцуют пародийный ин­дийский танец под музыку. 
Голос (примерный перевод): «Не знаю, увижу ли тебя снова, но сердце мое полно любви к тебе».
Голос: Прошло 5 лет.
Герои перестают танцевать, их лица полны тревоги.
Шаши: Как долго я ждал тебя! Д
Дэвика: Ты знаешь, отец против нашей любви, ты беден.
Шаши: Но никто не разлучит нас! 
Входит отец. На нем накинута белая простыня. 
Отец: О, преступная дочь! Что делаешь рядом с безрод­ным оборванцем? (Ударяет его по щеке.) 
Шаши: Не смейте трогать ее! 
Отец: Я разделаюсь с тобой, оборванец!                  
Драка. Отец заваливает Шаши и начинает душить его.  В этот момент появляется мать Шаши. Она с кинжалом.
Мать: О, сын, я спасу тебя! Это кинжал твоего отца! 
Ударяет отца в спину. Простыня падает. На рубаш­ке сзади — красное пятно от краски, имитирующее кровь. Он поворачивается спиной к зрителям.  Отец: Хема, это ты? Я нашел тебя!  (Обнимает). 
Мать: Сынок, это твой отец.
Отец: Я умираю. (Падает.) Но я счастлив! 
Отец берет руку Дэвики и Шаши и соединяет их. 
Отец: Будьте вместе, дети мои!
Сын: Отец, мы не можем пожениться, ведь если ты наш отец, значит, мы брат и сестра.
Отец (привставая): О, нет! Однажды кто-то подки­нул мне на крыльцо маленького ребенка. Им была ты, Дэвика!
Сын: О, Дэвика, какое счастье!
Дэвика: Отец, не умирай в эту счастливую минуту!
Мать: Я спасу его! У меня есть бальзам священных гор. 
Натирает им рану отца. Отец начинает медленно «оживать», улыбается. 
Отец: - О, я чувствую, как живительная сила вливается в меня! 
Музыка. Танцуют две пары. 
Голос: Примерное содержание песни: «Вечная любовь в сердце моем, сердце поет о тебе, любимая».  
Конец.
  
«Школьный детектив» - 4 чел. + автор

Автор:
эта история случилась где-то в одном из тихих уголков нашей школы, где два ученика решили открыть школьное детективное агентство «Пятёрочка».
Ученик: К Вам можно?
Детектив 2: Включает музыку из кинофильма на мобильном. (На бейджике надпись "Вася aka Ватсон")
(музыка затихает)
Детектив 1: Нужно. (На бейджике надпись "Женя aka Холмс")
Детектив 2: У Вас, очевидно, что-то случилось?
Детектив 1: Вам нужно проследить за хот-догом, пока идёт урок?
Ученик: Нет
Детектив 2: Узнать вопросы завтрашней контрольной?
Ученик: Нет… у меня украли портфель, я пришел на первый урок, а его нет…
Детектив 1: (задумчиво чешет затылок) Знаете Ватсон, это запутанное дело.
Детектив 2: В нашей школе завелись похитители портфелей?
Детектив 1: У Вас было что-то ценное в портфеле?
Ученик: Только книжки.
Детектив 2: А может он куда-то закатился?
Ученик: Я всю школу обыскал…, а на следующем уроке у нас контрольная, мне тетрадки нужны.
Детектив 1: (достаёт увеличительное стекло и начинает искать) Что ж поищем…
Детектив 2: поищем… 
Входит Мама ученика.
Мама ученика: Ах, вот Вы где… а я портфель принесла, ты (обращается к ученику) его дома забыл… 
Мама и Ученик уходят.
Ученик: Ура, портфель нашёлся…
Детектив 1: Преступление раскрыто. Надеюсь, его мама поймет и простит…
Детектив 2: Холмс, а как Вы догадались, что именно наш потерпевший преступник?
Детектив 1: Элементарно Ватсон…
Детектив 2: Ну, кто следующий, а то перемена заканчивается…

 «Семейный фильм» - 4 чел.

В комнате стоят: стол, накрытый скатертью, диван (кушетка), телевизор и тумбочка. На тумбочке ваза с цветами, журнал, сухая тряпочка, графин с водой и пустой стакан.
Мебель расставлена так, чтобы можно было бегать вокруг стола.   
За столом на стульчиках сидят брат и сестра - Вова и Таня и смотрят телевизор. На спинке Таниного стульчика висит кофточка.

Вова:  Фу..надоело телек смотреть. Давай лучше поиграем.
Таня: А во что?
Вова: Может, в шахматы?
Таня:
Да ну, надели твои шахматы. (думает)А давай поиграем в мужа и жену.
Вова: А как мы будем играть?
Таня: Очень просто. Ты будешь делать всё, что я тебя попрошу.

Таня встает со стула, подходит к тумбочке, берет журнал, проходит к дивану, ложится и делает вид, что смотрит модный журнал. В комнате тишина. Вова смотрит на сестру и ждет ее команду.

Таня: Принеси мне воды.

Вова встает, подходит к тумбочке, наливает стакан воды и молча подает ей.
Таня небрежно откладывает журнал, приподнимается, берет у Вовы стакан, пьет и возвращает обратно.

Таня: Включи свет. Мне не видно читать.

Вова ставит стакан на тумбочку, подходит к выключателю и включает свет.
Таня вновь ложится на диван, поправляет волосы, поеживается и делает вид, что ей холодно.

Таня: Подай мне кофточку. Что-то прохладно стало.
Вова: Не дам я тебе кофточку. Сама встань и возьми. Ты уже большая.

Таня вскакивает с дивана.

Таня: Так нечестно. Ты обещал делать всё, что я тебя попрошу.

Входит папа и, улыбаясь, обращается к Тане.

Папа: Ты, почему командуешь братом?
Таня: А потому, что я жена и мне всё можно.

Папа делает грозный вид и, переваливаясь с ноги на ногу, как медведь, идет к Тане.

Папа: Вот мы  тебя сейчас отшлёпаем! Разве можно командовать мужчинами!

Таня с писком убегает от папы. Вова тоже бросается за ней. Они пытаются поймать её. В комнате начинается переполох. Герои бегают вокруг стола, и радостно визжат и пищат. По пути Таня нечаянно опрокидывает стульчик и стягивает скатерть со стола. Потом бежит к выходу и на пороге сталкивается с мамой. Прячется за ее спину.  
Мама: Что за шум?
Таня: Они хотят меня отшлепать!
Мама ставит руки на бедра, делает серьезное лицо.
Мама: Двое на одного? Так нечестно! Вот мы вам сейчас покажем!

Теперь папа убегает, а за ним гоняться мама и Таня. Все бегают вокруг стола и Вовы, который стоит, как столб. Папа на бегу выкрикивает «Ой! Ай!», мама - «Сейчас мы тебя поймаем!», Таня – «Лови его! Лови!». Мама догоняет папу у дивана, и они падают на него. Таня прыгает сверху. Затем прибегает Вова и тоже прыгает на папу. Получается куча - мала!
Папа:  Хватит! Хватит! Вы меня задавите!
Мама: Проказники мои. Как я вас люблю!
Все обнимаются.
  

«Сказка» - 13 чел. + занавес
Открывается занавес.
Жили были король и королева. И родилась у них прекрасная дочь, принцесса. Они качали ее на руках, растили, и выросла она прелестной девушкой.
Как-то раз пошла принцесса в лес, вышла на поляну, где растет огромный вековой дуб с раскидистыми ветвями. Обняла принцесса дуб и пригорюнилась – все подружки уж замужем, а она – нет.
Тут прилетела ворона, села на ветку дуба и начала каркать. Каркала-каркала и накаркала.
Налетел свежий ветерок, загремел раскатистый гром. Пошел дождик. Принцесса укрылась от дождя под дубом, чтобы не намокнуть.
Рядом образовалась большая лужа. Тут откуда не возьмись как выскачут, как выпрыгнут две лягушки – они из лужи попить хотели.
А тут принцесса, подскочила, испугалась и упала прямо в лужу! Ведь лягушек она боялась с детства.
Лежит в луже, барахтается, выбраться не может, кричит, зовет на помощь, а лягушки смеются над ней, прыгают.
Но вдруг на помощь ей пришел прекрасный принц – а точнее, прискакал на вороном коне! Спрыгнул принц с коня, подхватил принцессу взял ее на руки, заскочил на коня и повез ее домой. Они сразу полюбили друг друга и решили пожениться.
Приехали домой, их встретили король и королева, и принц попросил у короля и королевы руки принцессы. Те с радостью согласились и благословили их.
Занавес закрывается. Вот и сказочке конец!


.................................................................................................................................................................
Сценарий музыкально-развлекательного мероприятия
 «Волшебный мир кино»

      Занавес открывается.  На сцене установлен экран, на котором через проектор идут кадры из  фильмов, песни из которых будут звучать со сцены.
      Выходит Царек (актер маленького роста, сильно жестикулирующий, с писклявым голосом, недовольным видом). За ним бежит нянька (женщина крупного телосложения, с навязчивым  участием).
Нянька: - Что ты царь батюшка не весел? Что ты голову повесил?
Царек: - Скучно жить мне стало. Никого не надо повесить? На кол посадить? Что там Антипка скоморох? Не слышно, что - то его давно?
Нянька: - Так ты царь – батюшка приказал его извести  намедни!!!
Царь: - Ба……Скучно. Что ж делать то?
За сценой раздаются крики: Едут, едут, фильму везут!
Выбегает холоп (актер, одетый в крестьянский наряд).
Холоп: - Не вели казнить, вели слово молвить! Привезли нам чудо заморское, фильмы называются. Про все там есть царь-батюшка и про походы великие, про дружбу ну и конечно про любовь чувство бессмертное!
Царек: - О любовь, любовь это мучительное чувство. Помню, сватался я к княжне из соседнего государства, так она даже гонца с ответом не прислала. (печальным голосом спрашивает) Есть у вас что про это?
Холоп: - Конечно, есть Царь – батюшка.
Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром» «Мне нравится что вы больны не мной». (сл.,муз. М.Цветаева, М.Таривердиев)
Звучит песня из кинофильма «Карнавал» «Позвони мне позвони». (сл.М.Дунаевский)
Звучит песня из кинофильма «31 июня» «Всегда быть рядом не могут люди». (муз. А.Зацепин)
Царь: - (обращаясь к няньке) Да, Марфуша, идут года, пролетела жизнь как мгновение.
Нянька: -  (обращаясь к царю) И про это душа моя песня есть.
Звучит песня из кинофильма «17 мгновений весны» «Мгновение». (сл., Р.Рожденственский, муз. М.Таривердиев)
Царек: - (обращаясь к няньке) Марфуша, а я точно скомороха извел своего? (нянька разводя руками кивает головой). (царь вздыхая) А как танцевал паразит…… Танцев хочется.
Холоп: - Так есть танцы!!!!
Вальс под музыку из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Нянька: - (обращаясь к холопу) Правда, говорят, что в заморских странах несколько жен иметь можно?
Холоп: - Правда, матушка. Да смотрите сами!
Звучит песня из кинофильма «Кавказская пленница» «Если б я был султан» (сл.,муз Л.Дербенев, А.Зацепин)
Царек: - Кстати, а что там с нашими границами, воевода службу справно несет? (обращаясь к няньке)
Нянька: - Справно милок, мы же за ним, как за каменной стенной.
Звучит песня из кинофильма «Белое солнце пустыни» «Ваше благородие». (сл.,муз Б.Окуджава, И.Шварц)
Звучит песня из кинофильма «Гардемарины вперед» «Не вешать нос Гардемарины»
Царек: - Эх, молодцы мои хлопцы! Живут с азартом, могут все  на кон поставить, бодры духом!!! Давай, что нибудь про жизнь!
Звучит песня из кинофильма «Вокзал для двоих» «Живем мы, что - то без азарта» (сл. Э.Рязанов)
Царек: - Все в вашем кино про нашу жизнь. Где правда, где выдумка, главное, что за душу берет, и жить будет вечно!  
ЭЭЭХХХХ - Была, не была! Заводи! Звучит песня  в исполнении царька из кинофильма «Василий Иванович меняет профессию» « Вдруг как в сказке» (муз.А.Зацепин) Выходят все участники представления танцуют танец. Поклон. Занавес закрывается.
 .........................................................................................................................................
В мире кино.
Познавательно-развлекательная игра.

Цель:  развивать творческие способности воспитанников. 
Задачи:
  • формирование эстетического вкуса, через художественные образы, сценическое искусство.
  • воспитание патриотизма, уважения к известным людям своего края.
  • развитие навыков публичного выступления и ораторского искусства.
  • формирование интереса к истории возникновения кинематографа.
  • ознакомление с кинематографом  ЯНАО.          

Оборудование: проектор, ноутбук, стулья, изображения катушки киноленты на ниточках, перчатки, трико, рубашки, конфеты, листы  тетрадные, листы альбомные, файл, лейкопластырь, кнопки, костюмы для героев, записи песен из мультфильмов.
Целевая аудитория: 5-6 класс
Ход мероприятия:
Ведущий:  Ничто на свете не может сравниться с тем  удовольствием, которое доставляет нам просмотр фильма, особенно с любимыми актерами. Уже более  ста  лет минули, с  того дня, как были куплены первые билеты на первый киносеанс, и сегодня мы с уверенностью можем сказать, что кино, действительно, стало дня нас «самым важным искусством», но много ли мы о нем знаем?
Сегодня нам с вами предоставляется такая возможность – выяснить, что мы знаем о кино, и, может быть, узнать, что-то новое. Мы с вами погрузимся в мир кино.
·         Слайд 1
Ведущий:  Итак, кто знает,  когда зародился современный кинематограф и кто явился его основателем?
·         Слайд 2
Сопровождение слайда:  История кинематографа небольшая, и известна даже точная дата его рождения - это 28 декабря 1895 года. Братья Люмьер считаются основателями современного кинематографа. Они заказывают в мастерских, свой "синематограф". Аппарат далеко превосходил все ранее созданные, что  обеспечило им повсеместно триумфальный прием. Тогда в "Большом кафе" на бульваре Капуцинов в Париже состоялся публичный показ "кинематографа братьев Люмьер.  Два известных и наиболее популярных фильма братьев  Люмьер - "Прибытие поезда" и "Политый поливальщик". В "Прибытии поезда" паровоз, появляясь из глубины экрана, устремлялся на зрителей, заставляя их вскакивать с мест из боязни быть раздавленными. Вскоре паровоз занимает почти весь экран, стремительно надвигаясь на зрителей. Секрет успеха «Политого поливальщика» заложен в сценарии. Сюжет несложен: маленький мальчик ставит ногу на резиновый рукав, чем вызывает тревогу у поливальщика, и направляет ему в лицо струю воды в момент,  когда тот осматривает шланг. Вот краткая история рождения кинематографа.
Ведущий:  А знаете ли вы?
Слайд 3
Что фамилия Люмьер - в переводе с французского означает «свет».
Ведущий:  Хотели бы вы сами стать участниками фильма? Тогда вперед!
Ведущий:  Кино - искусство визуальное. Мастерство кинематографистов во многом заключается в умении выстроить кадр, видении картины в целом. А кто же является самым главным на съемочной площадке.
Дети отвечают: режиссер.
Ведущий:
Давай те же выберем из вас, режиссера нашего фильма.
1.                      Конкурс режиссеров.
2.      Слайд  4
Отбор участников из зала.
            Вопросы для будущих режиссеров.
·         Слайд 7
Перед вами кадр из фильма. Скажите, как герои этого фильма называли кольцо?
Варианты ответов:
Моя радость
Моя гадость
Моя прелесть.

В какой школе учился герой этого фильма?
Варианты ответов:
Оксфорд
Хогвардс
Панаевская школа

Какое прозвище было у героя этого фильма?
Варианты ответов:
Галка
Воробей
Сокол
Правильно ответившие ребята  выходят на сцену.
Ведущий:
Итак, как вы знаете, режиссеры снимают различные фильмы - комедии, трагедии, мюзиклы и т.д., и, конечно же, каждый режиссер без своего режиссерского кресла, просто не сможет работать. Поэтому, вам нужно получить это режиссерское кресло.
Конкурс «Лишний стул»
Под музыку ребята идут вокруг стульев. По окончанию музыки они должны занять стул. После круга, один стул убирается. Победителю присваивается должность режиссера.
Ведущий:
А кто же снимает все действие на киноленту?
Дети отвечают: кинооператор.

Ведущий:
Давайте же выберем кинооператора нашего фильма.
·         Слайд 6
Конкурс кинооператоров
Ведущий:
А знаете ли вы?
·         Слайд 7
 Что первые «мультфильмы» придумали древние греки. Они мчались на колеснице вдоль стены с изображениями.
Ведущий:
Итак, ответивший на вопросы, может получить возможность снимать наш фильм.
Вопросы для кинооператоров.
Ведущий:
·         Слайд  8
Как вы знаете, Шрек был «крупным землевладельцем». А какими именно земляными угодьями он владел?
Варианты ответов:
Тундра
Болото
Пустыня

Перед вами кадры из фильма Уолта Диснея «Король Лев». А как называется львиная семья?
Варианты ответов:
Стадо
Прайд
Стая

Как звали главную героиню этого мультфильма?
Варианты ответов:
Тайд
Ариэль
Миф
Правильно ответившие дети выходят на сцену.
Ведущий:
Оператор  должен, прежде всего, уметь очень быстро крутить киноленту. Вот и задание для операторов, как можно быстрее скрутить ленту на катушку. Но без помощи рук.
Конкурс «Катушка»
На ниточках одинаковой длины привязаны изображения катушки киноленты. Нужно. Взяв конец нити в рот, как можно быстрее поднять катушку. Собирая нить губами. Победитель получает звание кинооператора.
Ведущий:
Вот  мы уже нашли режиссера и оператора, а кто отвечает за звук, при съемках фильма?
Дети отвечают: звукорежиссер
Ведущий:
Приступаем к отбору звукорежиссера.
Конкурс звукорежиссеров.
·         Слайд 9.
Ведущий:
А знаете ли вы?
·         Слайд 10 
Что в театрах древности все женские роли исполнялись мужчинами.
Ведущий:
Вы должны угадать, из какого фильма или мультфильма прозвучала представленная музыка.
Звучат музыка и песни  из известных мультфильмов.
Правильно ответившие дети выходят на сцену.
Ведущий:
Если человек хочет исполнить какую-либо мелодию, у него есть два способа сделать это. Первый – сыграть на музыкальном инструменте, второй – пропеть. На самом деле способов исполнения мелодий гораздо больше. Правда, большинство из этих способов несколько необычны. Звукооператор должен уметь производить любой звук, даже если нет под рукой никакого музыкального инструмента, за исключением собственных рук.
Задание для звукорежиссеров:
Проиграть  песню  « В лесу родилась елочка», прощелкав пальцем на оттопыренной губе.
Ведущий:
Ну, вы все так замечательно исполнили песню, как заправский оркестр. Я предлагаю все это трио принять в нашу команду.
Всем участникам присваивается звание звукорежиссеров.
Ведущий:
Теперь скажите, а кто же одевает всех артистов?  Кто придумывает им костюмы и образы?
Дети отвечают: костюмер.
·         Слайд 11
Конкурс костюмеров.
Ведущий:
А знаете ли вы?  Что слово грим, в переводе с французского означает - «забавный старикан»
·         Слайд 12
Ведущий:
Вам будут представлены герои мультфильмов, вы должны назвать их самую знаменитую фразу.
·         Слайд 13 (Кот Леопольд, Волк, Карлсон)
Правильно ответившие дети выходят на сцену.
Ведущий:
Но, костюмер должен уметь красиво и быстро одеть не только актера, но и себя.
Задание для костюмера.
Ведущий:
Одеть предоставленный  вам реквизит, как можно быстрее. Но не забывайте, что вы живете на севере, где полгода царит зима и  лютые северные морозы. Вы одеваетесь в  мороз, поэтому на руках у вас варежки.
Победитель получает звание костюмера.
Ведущий:
 И конечно же, самыми главными действующими лицами, без которых нельзя снять ни один фильм, это – актеры. Игра актера – это действие в предполагаемых обстоятельствах, причем эти обстоятельства могут быть самыми неожиданными. Иногда персонажи заставляют актера обладать такими навыками, которые в обыденной жизни ему, может быть, и не потребуются. Проведем и мы кастинг – выбор  актеров.
·         Слайд 14
Ведущий: А знаете ли вы?
·         Слайд 15
                 Международный день кино празднуется  27 августа.
Ведущий:
Ребята, назовите мне имена и фамилии известных актеров.
Ответы детей: Джекки Чан, Пэрис Хилтон и т.д.
Выбираются первые   трое участников.
Ведущий:
Актеры должны уметь исполнять различные трюки, преодолевать различные препятствия.
Полоса препятствий для актеров: Надеть и застегнуть на три пуговицы рубашку, развернуть конфету и съесть ее, сложит листок бумаги вчетверо и положить его в конверт. Все это проделать с учетом того, что у героя, которого вам предстоит сыграть, нет правой руки и все действия он может выполнять только левой.
Все участники принимаются в группу.
Вот мы и набрали  съемочную группу. Они получили задание и отправляются готовиться к съемкам фильма.
Задание для съемочной группы: Сыграть фильм «Ковер – самолет»
Действующие лица: ДЕД, БАБА, КОНЬ, БЫК, КОЗА, ВНУЧОК, АЛЕНКА, КОВЕР-САМОЛЕТ
Жили – были ДЕД да БАБА. ДЕД, в прошлом боевой офицер,  по утрам делал зарядку, которая заканчивалась приступом радикулита. Тогда на помощь приходила БАБА, и, не смотря на то, что была подслеповата, коленкой разгибала ему спину, укладывала на лавку, и делала массаж.  У деда были любимцы – КОНЬ ЧЕРНЫШ и  БЫК ДЕЦЛ. ДЕД  каждый день тер их щеткой. КОНЬ фыркал от удовольствия, громко ржал и бил правым копытом, а БЫК мотал головой, крутил хвостом и мычал на всю деревню. У бабы тоже была любимица КОЗА Нюрка. Она подмигивала всем левым глазом и норовила боднуть незаметно  КОНЯ или ДЕДА. А еще у БАБЫ с ДЕДОМ был ВНУЧОК, веселый мальчуган. Не смотря на свои кривые ноги и горб,  у него была невеста-красавица АЛЕНКА. Шаг у АЛЕНКИ всегда был плавный. Ее длинные ресницы медленно поднимались и опускались вниз. Даже постоянная привычка ковырять в носу ее не портила. Наскучило ей жить в деревне. Достал ВНУЧОК с полки КОВЕР-САМОЛЕТ, выбил их него пыль, помыл ключевой водой. Потом посадил на него  ДЕДА, БАБУ, КОНЯ, БЫКА, КОЗУ, АЛЕНКУ, сел сам, и полетели они навстречу приключениям.
Ведущий:
·         Слайд 16
А знаете ли вы, что и в нашем регионе снимают фильмы.
В городе Салехард ждый год проходит «Обдорская киноярмарка»  - «На крыльях северного ветра» Здесь киностудии ЯНАО и режиссеры представляют свои фильмы.Представляют свои работы студии «Илебц», «Ханавэй» и «Мынико».
 Студией «Мынико» создан первый полнометражный мультипликационный фильм «Как Нянчедо Мынику учил человека летать».
·          Слайд 17
Фильмы известного ямальского режиссера Михаила Окотэтто «Приручение оленят»  получил приз зрительских симпатий. Кроме того Михаилом Окотэтто сняты фильмы о жизни ненецкого народа, быте: «Месяц отела оленей», «Рыбалка на омуля».
Студия «Илебц» разрабатывает 12 серийный проект «Ненецкий календарь»
Студией «Ханавэй» представила «Удивительной путешествие в тундру», в фильме – человек хочет найти счастье и находит его на крайнем севере, в Ямальской тундре.
Таким образом, Ямальский кинематограф развивается и готовит для нас с вами новые фильмы.
Ведущий:
Пока мы с вами знакомились с киностудиями Ямала, наша съемочная группа приготовила для вас фильм.
Ребята показывают сценку «Ковер-самолет»
Ведущий:
Вам был представлен фильм-премьера года. Начиная с сегодняшнего дня, он выходит в мировой прокат.
Понравилось вам кино? Если да, то давайте забросаем актеров шарами и утопим их в море аплодисментов.
Режиссеру фильма вручается «Золотая пальмовая ветвь» и всем участникам грамоты.
Мы побывали сегодня в  удивительном мире кино. Узнали кто создатель первого фильма. Подскажите мне, пожалуйста, как звали основателей кинематографа? (братья Люмьер)
Перечислите профессии людей, принимающих участие в создании фильма?  (режиссер,  оператор,  сценарист. Костюмер, актеры и т.д)
Когда  весь мир отмечает Международный день кино? ( 27 августа)
Какими студиями представлена киноиндустрия в ЯНАО?(«Илебц», «ХанавэЙ», «Мынико»).
Понравилось ли вам наша игра?
У меня есть к вам одна маленькая просьба, когда будете выходить из класса, вы увидите два набора карточек. Одни карточки  с веселым выражением лица, другие, с грустным. Если вы уходите  с веселым настроением, возьмите «веселую» карточку и опустите в конверт у двери, если вам было неинтересно и вам не понравилось, опустите в конверт «грустную» карточку.


Источники:
  1. Игры и праздники в образовательной среде школы: методическое пособие. – М.: 2007г – 160 с.
  2. 50 викторин для детей школьников. – М.:АРКТИ, 2002 -272 с.
  3. http://yamalkino.narod.ru/
  4. http://www.om-kali.com/news/tundra/2011-03-01-1568
  5. http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?11056

2 комментария:

  1. Спасибо за календарь и рекомендации! Добавила ссылку на Ваш блог на странице "Год кино".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо, Людмила Федоровна! Готовлю для СБ семинар по Году кино

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: