четверг, 7 февраля 2019 г.

Социологические и маркетинговые исследования библиотек МБМУК «ЦБС» в 2018 году


Уважаемые коллеги!
Библиотечные исследования являются источником разнообразных сведений об образовательных, информационных потребностях пользователей, методических и материально-технических нуждах библиотекарей. В связи с этим в библиотеках нашей ЦБС в прошедшем году было проведено несколько исследований, с результатами которых я хочу Вас познакомить.

Целью анкетирования «СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА» было выявить у молодого поколения муромчан уровень сформированности эмоционально-ценностных отношений к патриотическим ценностям. В опросе приняли участие 86 человек в возрасте от 13 до 25 лет, из них девушек и юношей – равное количество (по 50%).



Анкета состояла из двух блоков. В первом был представлен ряд суждений, к которым респондентам нужно было выразить свое отношение – «да», «нет», «не знаю». Отрадно, что большая часть опрошенных выразили к ним позитивное отношение. Есть и ребята, которые не отличаются общественной активностью и выбрали вариант «нет» в позициях «Часто выполняю общественные поручения» и «Активно участвую в жизни класса, школы» (по 29%). Вместе с тем значительное большинство любит свой поселок/село и в случае серьезной опасности готовы встать на защиту своей Родины.

Во втором блоке анкеты нужно было ответить на вопросы, выбрав представленные варианты ответа.
Первый вопрос касался жизненных ценностей – респонденты могли выбрать 3 варианта ответов. Ответы на вопрос распределились следующим образом:


Среди приоритетов нашей молодежи, как видно из диаграммы, находятся честь и достоинство, свобода и друзья и справедливость. Думается, именно это позволяет им пребывать в гармонии с собой и миром и именно это они ценят в окружающих.
Большинство опрошенных считают себя патриотами и довольно часто участвуют в мероприятиях патриотической направленности.




Они гордятся своей большой и малой родиной и своей принадлежностью к гражданству России, что вполне ожидаемо, учитывая положительный ответ относительно последних двух позиций первого блока анкеты.


В вопросе №5 ребята могли выбрать 2 варианта ответов; ответы позволяют судить о сформированности национального самосознания ребят. Они  гордятся своей страной, больше всего – Победой в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., а также природой нашей страны, ее военной техникой и наукой, спортивными достижениями соотечественников, историей, культурой и искусством и принадлежностью к своей национальности.

Среди предложенных определений патриотизма (4 варианта определения понятия) большинству опрошенных импонируют два, объединяет которые любовь и преданность своему Отечеству, стремление подчинить свои интересы интересам страны и готовность к ее защите в случае необходимости.

В целом анкетирование показало, что у молодого поколения муромчан довольно высок уровень патриотизма. В сфере их ценностей преобладают нравственные идеалы. Большинство опрошенных  гордятся страной и ее достижениями, любят свою малую родину и полностью или частично считают себя патриотами. Ответы на некоторые вопросы говорят и о готовности защищать, при необходимости, интересы государства.


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Анкетированием «Я И БИБЛИОТЕКА» были охвачены учащиеся 5-6 классов  в возрасте 10 – 11 лет. Вопросы анкеты касались отношения ребят к книге и чтению, важности и значимости библиотек и библиотекарей, а также читательских пристрастий и любимых книг и книжных героев.
Большинство опрошенных школьников-муромчан берут для чтения книги в нашей, межпоселенческой библиотеке им. М. А. Ульянова (82%) и считают (85%), что школа не может существовать без библиотеки.
Среди любимых произведений русских писателей названы «Звезда чародея» А. Иванова, «Муму» И.С. Тургенева, рассказы  А. Чехова, «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского, «Двенадцать месяцев»  С. Маршака, и др.
      Любимыми произведениями зарубежных писателей стали:  М. Твен «Приключения Тома Сойера», Х.К. Андерсен «Снежная королева», Д.  Родари «Чиполлино», произведения А. Линдгрен, А.А. Милн «Винни-пух», Д. Роулинг серия книг о Гарри Поттере, П. Рэде «Ловушка для дракона», Ж. Верн «Таинственный остров», Д. Д. Уинн «Моя тетушка – ведьма».
   В ответе на вопрос «На какого литературного героя ты хотел бы быть похож?» предпочтения выстроились следующим образом (по убыванию):
·       Гарри Поттер -  14%
·       Том Сойер («Приключения Тома Сойера») -  10%
·       На героев книги «Звезда чародея» - 10%
·       Мальвина (А.Н. Толстой «Золотой ключик») -  4%
·       Тимур (А. Гайдар «Тимур и его команда») - 4%
·       Снегурочка - 4%
·       Гермиона Грейнджер («Гарри Поттер») - 4%
·       Лиза (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза») - 4%
·       Симорей (П. Рэде «Ловушка для дракона») - 4%.
Но большая часть опрошенных хотели бы быть самими собой (ответили «ни на какого» 38%).


Опрошенные школьники чаще всего читают для души (90%) и при выборе книг пользуются рекомендациями библиотекаря (34,2%), а обсуждают прочитанное в основном с друзьями (71%). Если верить опрошенным, то в среднем за учебный год они прочитывают 25-30 книг.

По результатам анкетирования можно сделать вывод: чтение занимает важное и значимое место в жизни подростков - среди анкетируемых определенное количество времени для чтения выделяют все.
Дети этой возрастной категории охотно посещают библиотеку и нуждаются в рекомендациях ее сотрудников при выборе художественной литературы. Вместе с тем ребята прислушиваются и к рекомендациям учителей, родителей, друзей.

Предпочтение в чтении отдается ими фантастике, приключениям, детективам и книгам о сверстниках, что вполне соответствует возрасту опрошенных.
Исходя из этих ответов, библиотекарям необходимо быть в курсе всех новинок современного книжного мира для того, чтобы успешно рекомендовать их читателям. Но главной задачей библиотекарей остается внедрение новых интересных, инновационных форм работы для поддержания внимания молодого поколения к книге, к чтению, к библиотеке.
   Рекомендуется  организовывать выставки читательских предпочтений, регулярно изучать читательские интересы, проводить рекламные кампании по пропаганде новых книг среди читателей.

С целью выявления мотивов читательской деятельности старшеклассников, их читательских потребностей и запросов в Карбызинской СБФ №8 было проведено исследование «СТАРШЕКЛАССНИКИ КАК ЧИТАТЕЛИ». Им были охвачены 10 учащихся старших классов местной школы.

Все они являются читателями библиотеки более 5 лет, хотя посещают ее не очень часто. В основном ребята обращаются в библиотеку за  книгами для учебы (выполнения школьных заданий), и большую часть опрошенных (58%) фонды библиотеки удовлетворяют. Также респондентов интересует информация по разным хобби. На досуге же ребята читают в основном приключенческие романы и фантастику (59%) (при выборе которых руководствуются рекомендациями друзей, учителей, родителей, а также библиотекаря), молодежно-развлекательные  и научно-популярные журналы (по 35%). Ребят устраивает режим работы библиотеки, но все-таки часть их (немногим более 20%) высказали пожелания о пополнении фонда новой литературой.


При подведении итогов исследования библиотекарь Карбызинской СБФ Е. В. Китаева отмечает, что в большинстве своем учащиеся являются достаточно активными читателями абонемента и  ответ на 3 вопрос показал удовлетворенность фондом абонемента библиотеки. Цель посещения библиотеки у этой категории пользователей в основном – образовательная, но треть опрошенных назвали и другую – «найти книгу для души». При ответе на один из вопросов учащиеся отметили, что при выборе книг пользовались консультацией библиотекаря. К тому же некоторые их опрошенных являются большими друзьями библиотеки  и помощниками библиотекаря при подготовке и проведении массовых мероприятий. В целом, по отзывам старшеклассников, работа библиотеки оценена положительно, следовательно, в селе она не утратила своих позиций как общедоступный очаг культуры и досуга населения.                                                                                                                                                          

В этом же филиале было проведено анкетирование «ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ  БИБЛИОТЕКИ». Целью его было выявить предпочтения читателей  в области художественной литературы.
Анкетированием было охвачено 30 взрослых пользователей (из них 9 мужчин и 21 женщина), что составляет 12 % от общего количества читателей.  98% опрошенных читают художественную литературы, потому что им это нравится и они получают от процесса удовольствие (45%), это является  отдыхом, способом досуга (40%), способом отвлечься от проблем и забот (15%).
Среди жанровых предпочтений лидируют отечественные и зарубежные детективы, фантастика, любовные романы и поэзия. Произведения современных российских авторов читатели чаще всего берут в библиотеке; есть среди опрошенных и те, кто покупает книги или скачивает электронные в Интернете. Наиболее популярны Т. Устинова, Д. Донцова, А. Маринина, П. Дашкова, Т. Полякова, Е. Вильмонт. Половина опрошенных подтвердили, что при выборе литературы они нуждаются в рекомендациях библиотекаря, однако от предложения составить рекомендательный план или список чтения 35% опрошенных отказались, остальные – проигнорировали вопрос. В любом случае, сотрудник библиотеки должен быть в курсе книжных новинок и хорошо ориентироваться в фонде библиотеки.

В вопросе №8 респондентам было предложено сформулировать названия книжных выставок, которые они хотели бы в ближайшее время увидеть в библиотеке. Пожелания были сформулированы следующим образом: «Новинки современной российской литературы» (5%),  «История России в художественной литературе» (2%), «Современная зарубежная литература» (15%), «Современные писатели - детям» (10%).
Выводы по исследованию.
1.Большинство читателей уделяет в своём чтении место художественной литературе, что не может не радовать.
2. Читатели отдают предпочтение любовным романам и современным российским и зарубежным детективам, из чего следует  сделать вывод, что в чтении пользователей библиотеки преобладают книги развлекательного характера. Те, кто указал также и собственный вариант, отметили фэнтези, приключения, научную фантастику.
4. Большинство опрошенных указали, что произведения современных российских авторов они берут в библиотеке.
По итогам исследований и наблюдений библиотекарь сделала следующие общие выводы о современном взрослом читателе: у этих пользователей сократилось читательское время (причиной чему являются загруженность на работе и дома, наличие телевизора и компьютера). Преобладает чтение досуговое, «легкое». Серьезных, вдумчивых читателей почти не осталось, однако, исходя из результатов проведенных исследований, можно констатировать, что интерес читателя к литературе сохранился.


2 комментария:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: